Россия отмечает годовщину августовского дефолта

Читати цю новину російською мовою
Россия отмечает годовщину августовского дефолта
Россия 17 августа отмечает очередную, одиннадцатую по счету, годовщину дефолта 1998 года. Именно сейчас жить снова «весело» – ведь в последний летний месяц исполняется и год с тех пор, как наша экономика столкнулась с новым кризисом.

Россия 17 августа отмечает очередную, одиннадцатую по счету, годовщину дефолта 1998 года. Именно сейчас жить снова «весело» – ведь в последний летний месяц исполняется и год с тех пор, как наша экономика столкнулась с новым кризисом. Вот такой двойной «праздник».

Август для России фатален. Кажется, этот факт практически ни у кого не вызывает сомнений – ничего хорошего нашей стране он не несет. Да и разве можно с этим поспорить, когда годовщины сразу двух экономических кризисов приходятся на один месяц? Кризис-98 по сути начался задолго до злополучных августовских событий. Причины его крылись, в частности, в слабости бюджетной политики.

Настоящей проблемой для госказны тогда стала катастрофически низкая собираемость налогов, и закрывать бюджетные дыры приходилось за счет заимствований. Доходность по ГКО росла как на дрожжах, и гасить выплаты по ним правительство уже не могло. Добавились и внешние негативные факторы – кризис в Азии и дешевая нефть, но определяющими были, все-таки, не они. 17 августа стало понятно: необходимо принять радикальные меры. Как нам всем известно, в качестве решения были выбраны дефолт и девальвация рубля. Кризис нанес удар и по банковской системе: напуганные стремительным обесцениванием нацвалюты, россияне бросились изымать свои вклады, оставив кредитные организации практически без ликвидности.

Менее чем через неделю после дефолта правительство уходит в отставку. Теперешний спад (назовем его условно Кризисом-2008, для нашей страны он начался именно в прошлом году), как жвачка, джинсы и виски, оказался, что называется, made in USA. Проблемы в финсистеме этой страны начались давно, но такого развития событий ожидать было сложно. В сентябре банкротство банка Lehman стало стартом перерождения кредитного кризиса сначала в финансовый, затем и в глобальный, затягивавший в свою пучину одну страну за другой. Наши власти пытались заверить: в Россию кризис не придет, наша экономика – настоящий островок стабильности, а резервы не спасут разве что только от апокалипсиса.

Однако оказалось, что все не так просто. Российский фондовый рынок получил две подножки еще летом – одну от вызывавшего врача главе «Мечела» Владимира Путина, другую – от политиков, после вмешательства России в конфликт между Грузией и Южной Осетией. Затем свободное падение с рекордной высоты начинают нефтяные цены. Вернулись вычеркнутые было из памяти как страшный сон падение ВВП и промпроизводства, посыпались увольнения и задержки зарплат. Рубль девальвировался, и россияне снова пошли в банки изымать свои деньги. Банковская система оказалась на грани коллапса, прошла буквально в шаге от него, но устояла. Слово «кризис» не сходит с уст наших соотечественников, а в памяти встают картины десятилетней давности. В последнее время возможные траектории выхода из кризиса все чаще описываются при помощи латинского алфавита. Кризис 1998 года в этом свете скорее можно охарактеризовать при помощи буквы V. Падение экономики было стремительным, таким же оказался и рост.

«Текущий кризис, вероятно, станет более глубоким с точки зрения замедления темпов экономического роста и более продолжительным по сравнению с кризисом 1998 года», – полагают эксперты Всемирного Банка. Однако пока «черное золото» штурмовало вершины, казавшиеся ранее недосягаемыми, Россия смогла сделать внушительную заначку в виде резервов. Именно за счет этих средств удалось избежать резкого обвала валюты. Без девальвации, конечно, не обошлось. Но на этот раз она была «плавной», постепенной, да и не такой значительной. Резервы тратились и на поддержку банков – как говорил ранее глава Минфина Алексей Кудрин, «мы стояли на грани коллапса финансовой системы, мы его предотвратили – и здесь я должен поблагодарить Центральный банк и Госдуму, обеспечившую быстрое принятие необходимых решений». Цены также не демонстрируют больше таких ужасающих взлетов, как в конце прошлого века – в прошлом году инфляция составила 13,3%, в этом ожидается на уровне 12-12,5%. Власти подчеркивают: даже в условиях значительного дефицита бюджета, траты на социальные нужды не будут урезаны. Потому совершенно понятным кажется тот факт, что россияне в этом кризисе чувствуют себя лучше, нежели в прошлом. Впрочем, не будем делить кризисы на плохие и хорошие – в любом случае они испытывают экономику и население страны на прочность. А значит остается только верить в то, что скоро мы будем праздновать двойную августовскую годовщину уже в условиях экономической стабильности, отмечает «Финмаркет».

Источник: Новый Регион

  • 39
  • 17.08.2009 14:53

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода