Почему скульптуры храма Христа Спасителя «изменились в лице»?

Читати цю новину російською мовою
Почему скульптуры храма Христа Спасителя «изменились в лице»?
У храма Христа Спасителя — юбилей. 170 лет назад Николай I приказал заложить на месте Алексеевского женского монастыря кафедральный собор. Закончилась масштабная стройка 44 года спустя — в 1883-м.

У храма Христа Спасителя — юбилей. 170 лет назад Николай I приказал заложить на месте Алексеевского женского монастыря кафедральный собор. Закончилась масштабная стройка 44 года спустя — в 1883-м. А 5 декабря 1931 года большевики взорвали храм, чтобы построить на его месте огромный Дворец Советов.

Но когда началась Великая Отечественная, строители успели лишь заложить фундамент дворца. Позже на его месте появился бассейн «Москва», который большую часть времени был закрыт. «Ошибки проектирования», — разводили руками архитекторы. «Божья месть!» — шептались верующие.

Кстати, по одной из легенд, это место в 1839 году прокляла игуменья Алексеевского монастыря, который из-за строительства храма перенесли в другой конец Москвы. Монахиня якобы предрекла, что ни одна постройка здесь не простоит и века. Первый храм до разрушения большевиками продержался 48 лет. Бассейн «Москва» — всего 34 года…

В 1994-м после сноса бассейна началось восстановление храма. Взносы на его воссоздание сделали около миллиона жителей столицы! А вот по поводу итогов реконструкции до сих пор ведутся споры. Сначала проектом заведовал известный архитектор Алексей Денисов. Но в скоре его отстранили от работ из-за разногласий с мэрией.

 

 

 — Чиновники хотели, чтобы все было по-современному, — рассказал «КП» Денисов. — Главная ошибка — это бронзовые и пластмассовые барельефы святых на фасаде храма. Но замена материала — полбеды. Скульпторы, ваявшие эти фигуры, зачем-то придали им карикатурные выражения. Эмоции у всех святых получились какие-то кукольные… В этом легко убедиться, посмотрев на оригинальный барельеф, который хранится в Донском монастыре.

По словам Алексея Денисова, есть промахи и во внутреннем убранстве храма: там вместо масляных красок реставраторы использовали акриловые. Они более долговечны, но и более яркие, чем масляные. В итоге алтарь вышел аляповатым.

 — Сейчас поздно возмущаться, — считает историк искусства, автор нескольких монографий по архитектуре Евгений Карлов. — Восстановление храма Христа Спасителя — не столько важная культурная веха, сколько акт исторической справедливости. А она в данном случае восстановлена.

  • 66
  • 23.09.2009 09:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода