Украина. Избирательная эпидемия

Читати цю новину російською мовою
Украина. Избирательная эпидемия
Заподозрить политиков в целенаправленном создании эпидемической ситуации в стране несколько затруднительно, хотя версии об ампуле со злокозненным вирусом имеют право на существование в приветствующих их кругах….

С 30 октября Украина живет на осадном положении. В страну пришли сразу два гриппа (сезонный и «свиной»), и люди запаниковали. А гипотетические спасители нации тут же с зашкаливающей энергичностью взялись за работу. Кто не спрятался  — они не виноваты.

Паническая атака

Эпидемии гриппа в Украине случаются с завидной регулярностью (правда, каждый раз — неожиданно), но отнюдь не каждая из них превращается в массовый психоз. А иным словом назвать  «эффект», характерный для последних дней октября и первых — ноября — несколько затруднительно. Хроника паники известна. В двадцатых числах октября получила распространение информация о том, что в западных областях страны бушует эпидемия острого респираторного вирусного заболевания, свыше 30 жертв которой умерли от «полученной» в качестве осложнения пневмонии. Тридцатого октября министр здравоохранения подтвердил возникшие подозрения: в отдельных случаях у умерших был обнаружен вирус A/H1N1 — стало быть, Украина вошла в зону пандемии. Далее власти начали действовать быстро и с размахом: карантин в девяти областях, запрет на проведение массовых мероприятий, приостановка всего, что только можно приостановить — от учебных занятий до призыва в армию, угрозы кар в адрес недобросовестных аптекарей и обещания выделить средства и сделать все, что можно. Под такое информационное сопровождение паника, до того локализованная в эпицентре событий — в Тернопольской, Львовской и Ивано-Франковской областях, — захлестнула всю страну.

Дальнейшая «картинка» известна всем. Напуганные люди массово направились в аптеки, из которых почти мгновенно исчезли не только противовирусные препараты, но и профилактические средства защиты, начиная с марлевых повязок. На «безрыбье» народ взялся спасаться, кто как может. В продаже быстро заканчивались цитрусовые и чеснок, а когда появились, то местами цены на них зашкаливали. Люди на улицах «радовали глаз» сложными инсталляциями из шарфов и воротников «в районе» лица, а «счастливчики» щеголяли в строительных респираторах и ватно-марлевых повязках домашнего изготовления. Амизон и арбидол (наиболее известные массовому потребителю противовирусные) было днем с огнем не сыскать, зато ближе к ночи  — после вечернего завоза — они были не то, чтобы вполне, но доступны… Главным объектом вожделения стал «Тамифлю», главной проблемой — конспирология а ля «Власти все от нас скрывают, это может быть легочная чума!»,  а главной темой для разговора: «А вы не слышали, что это над городами с вертолетов распыляют?»…

Спустя несколько дней медики, Минздрав и правительство наперебой взялись успокаивать паникующий народ. Страна готовится к эпидемии (на момент объявления карантина порог был превышен только в трех областях), свиной грипп встречается редко, умирают люди только, если поздно обращаются к врачу, и вообще  — все под контролем. Готовность поверить этим заявлениям выказывают далеко не все — маховик паники раскрутился слишком сильно. Бурная народная деятельность, как отмечает в своем блоге врач Евгений Комаровский, связана с извечным порывом «надо что-то делать». И, как это часто бывает, убежденность в том, что чьи-то разовые действия окажутся эффективнее, чем общая политика государства, росла, как на дрожжах.

После нескольких дней паники ажиотаж заметно притих. Статистически нынешнее положение дел непринципиально отличается от показателей предыдущих лет. И все же, по мнению медиков, пик эпидпроблем еще только впереди. Опасность редкого пока в Украине калифорнийского гриппа, по мнению ВОЗ, состоит в том, что он представляет собой принципиально новый для нас штамм, антител к которому в организме нет (хотя существует мнение о том, что болезнь сравнительно легко переносится пожилыми людьми, подтверждением чему может быть факт «прогулки» схожего вируса много лет назад). Существует вероятность того, что рано или поздно новым гриппом переболеет каждый. Но вовсе не значит, что каждый умрет. Медики разных стран настаивают: среднестатистический человек, скорее всего, перенесет болезнь так же, как и любой другой грипп. Тем не менее, специфика «работы» вируса такова, что он действительно дает в качестве осложнения серьезную пневмонию, лечить которую очень тяжело. Кроме того, немного необычен и состав группы максимального риска: в ней нет стариков, зато есть дети, беременные на поздних сроках, и люди, страдающие от хронических заболеваний легких, включая астму (правда, есть еще также необъясненная пока врачами корреляция между тяжестью перенесения заболевания и ожирением). Представителям других «категорий» ВОЗ медики советуют сохранять спокойствие и предпринимать профилактические меры. Ну, а в случае необходимости, миссия ВОЗ рекомендует лечить озельтамивиром («Тамифлю») всех, кто соответствует «критериям», не дожидаясь результатов лабораторных исследований.

Эпидрежим с «подогревом рук»

Пока сложно сказать, насколько быстро удастся успокоить население страны. Но уже видно одно: те, кто избежал паники, сходу ударился в другую крайность — отрицание и поиск широчайшего ассортимента подвохов. И, хотя эпидемия Украину, похоже, действительно не минует, и «свиной грипп» будет в ней играть первую скрипку, как минимум, в информационном отношении, стоит отметить, что признаки «нагрева» тех или иных рук  действительно просматриваются.

В стандартной ситуации поиск тех, кому выгодна паника, ограничивается несколькими традиционными направлениями. В большинстве случаев перечень возглавляют журналисты и фармацевтические кампании. В нынешней ситуации «прибыль» и тех, и других очевидна. В пиковые дни СМИ могли существенно поднять рейтинг на драматизации «сводок с полей», да и без искажения информации дело не обошлось, стоит только вспомнить эпопею с вертолетами над Львовом. В свою очередь, не подлежит сомнению и скачок рентабельности аптечного дела, во время которого за считанные дни распродавались месячные объемы ключевых препаратов. И с теми, и с другими «пользователями» ситуации государство планирует плотно поработать. Так, например, Нацсовет по телевидению и радиовещанию настойчиво рекомендовал прессе использовать только официальные данные о количестве заболевших и умерших (чем поспособствовал росту подозрительности испуганного народа). А правительство настойчиво взялось работать с фармацевтами по стандартной для него схеме «пресечь и не пущать». Пообещав штрафовать и лишать лицензии нарушителей правил эпидемической игры, Кабмин не упустил возможность лишний раз рекламировать свою последовательность. Ко 2 ноября в столице СБУ закрыла (а не налоговая оштрафовала) 19 аптек. Результативность работы налицо, а вопросы по поводу причин закрытия конкретных двух десятков точек с учетом того, что «джентльменский набор» лекарств отсутствовал практически повсеместно, похоже излишни…

Клеймение журналистов и корпораций-«кровопийц» соответствует правилам хорошего тона в ходе любой эпидемии. Но к специфике гриппа-2009 относится его предвыборный характер. Специалисты убеждены, что и паника развернулась неспроста. «Это технология. Единственная экстраординарность эпидемии — выборы», — считает психолог Алексей Шнеер. Что ж, масштабы такого «побочного» эффета как «грипповдохновенный» пиар политиков и в самом деле сложно недооценить.

Первый ответ на вопрос: кому в политикуме выгодна шумиха вокруг эпидемии гриппа — лежит на поверхности. Кому бы ни была выгодна, но больше всего от нее выигрывают глава правительства и подконтрольная ей политическая сила. Причем, преимущества, завоеванные БЮТ и его лидером, просматриваются по всем возможным направлениям. Во-первых, в упоенной борьбе с гриппом Кабмин получил возможность на некоторое время позабыть о других насущных проблемах, вроде кризиса и фактического срыва отопительного сезона. В ситуации, когда жизнь каждого заболевшего на информационном счету, интерес к экономическим новостям уходит на второй план. Во-вторых, убедительная победа эпидемии в информационном пространстве способствует тому, что обсуждение большинства других тем сходит на нет — например, выяснение степени задействованности некоторых «бютовцев» в «педофилгейте».

Народу уже просто не до того. В-третьих, остается открытым вопрос неполной прозрачности финансирования антиэпидемических мероприятий. Средства на эти цели выделяются немалые, а как расходуются — сразу узнать затруднительно. Во всяком случае, демарш Верховной рады, которая согласилась выдать искомый миллиард гривен, но под ответственность не правительства, а персонально Министерству здравоохранения, уже показателен. Хотя, смысл аттракциона невиданной щедрости пока установить сложно: выделение необходимых средств вменили Нацбанку, а там по-прежнему напоминают — денег и на «Евро-2012» нет… В-четвертых, под флером борьбы с гриппом власть пытается решить и попутные проблемы. Например, главный санврач среди причин возникновения эпидемии успел увидеть «антивакцинационную кампанию».

Логика понятна — нет прививок, все болеют, но в отсутствие вакцины от A/H1N1подобные заявления звучат странно. В-пятых, таким нехитрым образом Кабмин может работать над повышением своей международной привлекательности. ВОЗ, во всяком случае, уже Украину похвалила. В-шестых, и, возможно, в первую очередь, героическая борьба с эпидемией — это неплохой повод для «Нее», продемонстрировать масштабы собственной работы. Недаром же премьер, как не раздает ценные указания, так посещает наиболее проблемные области, а как не обращается к народу, так встречает самолет, груженный «Тамифлю»… Чем ближе выборы, тем дороже и каждый процент рейтинга. Следовательно, было бы странно, если бы Юлия Тимошенко не стала использовать ситуацию на всю катушку.

То, что БЮТ и премьеру эпидемия приносит наибольшее количество дивидендов, вовсе не означает, что другие политики должны почувствовать себя «бедными родственниками», особенно в свете запрета на проведение митингов. Напротив, «обогреть» политические «руки» спешно стремятся практически все.  Основных направлений для саморекламы два. Одни политики рванули участвовать в спасении нации. Широко разрекламированным хорошим тоном среди кандидатов в президенты стало, если не выделять на закупку медикаментов средства из своего избирательного фонда, то хотя бы привозить их в качестве гуманитарной помощи. Другие же упражняются в оценках неэффективности деятельности правительства и ищут причины возникновения эпидемии среди просчетов Кабмина.

Так, Владимир Литвин, который несколько дней просто «склонял» тезис о политическом характере паники, к четвертому октября расширил базу своих аргументов. «Вы организовали эпидемию гриппа, чтобы не нести ответственность за то, что не отапливаете дома, школы, вузы, детские учреждения», — «изящно» перенес вину с правительства на «бютовцев» спикер… Впрочем, опытные политики успешно сочетают обе стратегии. Например, Виктор Янукович успевает на всех «фронтах» — и с эпидемией бороться, и премьера критиковать. В рамках последнего намерения критике подверглось даже решение Кабмина о введении карантина. «Защитить только 9 регионов и ждать пока начнут болеть люди из других регионов, нельзя», — возмущался главный «регионал», тонко намекая, по всей видимости, на риск, которому Юлия Тимошенко подвергла его «ядерный» электорат, защищая только свой…

Заподозрить политиков в целенаправленном создании эпидемической ситуации в стране несколько затруднительно, хотя версии об ампуле со злокозненным вирусом имеют право на существование в приветствующих их кругах. И все же, вопреки последним призывам в стиле «Только не паникуйте, родные наши», трудно недооценить влияние политиков на дестабилизацию, в первую очередь, психологического климата. Паникующий народ, воспринимающий любую помощь, как манну небесную, спасать, конечно, приятнее и эффективнее. А степень моральности подобного пиара, похоже, обсуждать не принято. Выборы ведь — всему голова.

Ксения Сокульская

Источник: Подробности

  • 45
  • 05.11.2009 11:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода