Взгляд из Москвы: пять лет оранжевой революции. К чему пришла Украина и чего ждать от нее России?

Читати цю новину російською мовою
Взгляд из Москвы: пять лет оранжевой революции. К чему пришла Украина и чего ждать от нее России?
Есть опасность, что Янукович вступит в переговоры с кандидатом в президенты и экс-спикером Верховной рады Арсением Яценюком. В обмен на голоса его электората Яценюку дадут пост премьера. А это, по сути, означает, что клан Ющенко (Ющенко и Яценюк &mda

Сейчас в Украине опять грядут президентские выборы. Корреспондент «КП» побывал в незалежной, полной грудью через медицинскую маску вдохнул воздух местной свободы и попытался выяснить, кто для россиян лучше: Тимошенко или Янукович.

Сложно было понять, улыбается мне в ответ украинский пограничник или нет. На его лице вместо широкой улыбки красовался широкий кусок марли.

Марлевые повязки вместе с новостями о бушующем свином гриппе в Украине преследовали меня всюду. Казалось, страна разделена не по принципу: этот — за «оранжевых» (Юлия Тимошенко и компания), а этот  — за «бело-голубых» (Виктор Янукович и его друзья), а по совершенно другому признаку. Те, кто в масках, и те, кто без. Была и третья сила  — они носили маски словно украшение, где-то под подбородком. Эти, наверное, еще просто не определились, с кем они…

 — А как вы хотели, — говорит мне директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. — Я могу вам как минимум пять Украин насчитать: Донбасс, отдельно Крым, Новороссия (юг Украины), Галичина (запад) и Киев. И у всех свои собственные политические предпочтения и вкусы.

В том, что это так, я убедился еще в день своего приезда.

НА ВЕСЬ КИЕВ 6 РУССКИХ ШКОЛ

24-летний киевлянин Андрей Кузьменко, который помогал мне заселяться в апартаменты (к слову, это его бизнес — сдавать командированным квартиры), неторопливо рассказывал на чистом русском, как он пять лет назад бегал на Майдан:

 — А сейчас всем понятно: Ющенко нас просто кинул. Где обещанная нам Европа? Где перемены? И они все друг друга стоят: что Ющенко, что Тимошенко, что Янукович. Пойду голосовать за коммунистов, ха-ха…

Я хотел было разочаровать Андрея, сказав, что по всем соцопросам выходит, что у украинских коммунистов шансов нет, но не успел. Ему позвонила жена. С ней Андрей разговаривал уже на чистом украинском языке.

 — А чего это ты? — Наверное, мой вопрос прозвучал глупо, но беззлобный Андрей этого даже не заметил.

 — Так у меня все друзья на украинском говорят, и даже дочка моя — она так вообще русского не знает. Знаешь, как смешно звучит, когда она услышит где-то фразу по-русски, а потом с таким серьезным видом пытается ее повторить? — Андрей явно не обратил внимания на то, что у меня, наверное, как и у его дочери, от услышанного тоже сделался серьезный вид…

 — К сожалению, это уже скорее норма, чем исключение, — объяснял мне чуть позже известный в Украине политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтоведения Михаил Погребинский. — На весь Киев осталось только шесть русских школ. То, чего систематично добивалась команда президента Ющенко — вытравливание всего русского, — это, по сути, начинает происходить. Хотя русский для большинства в Украине по-прежнему язык комфортный. Здесь 17% населения — это русские, еще 34% — русскоговорящие украинцы. Большинство!

 — Вообще это безобразие какое-то! — Политолог Владимир Корнилов показывает мне русско-украинский словарь химических терминов. — Вот вы представьте себе, сейчас в вузах все преподавание на украинском. Но как химию-то преподавать на ридной мове?

Я заглядываю в словарь: «азот» переводится как «душеть», «кислота» — «квас».

 — И это все новояз! — продолжает Владимир. — Таких слов никогда не было!

 — Откуда же они берутся? — удивляюсь я.

 — Что-то — из польского, что-то — из венгерского языков, бред какой-то…  — С обидой в голосе за великий и могучий Владимир Корнилов махнул рукой.

ПОВЯЗКИ ВМЕСТО ЛЕНТОЧЕК

Я стою на майдане и дышу этим воздухом свободы по-украински: он пахнет «Макдоналдсом», сыростью и чем-то еще. Наверное, если бы у беззаботности был запах, он был бы именно таким.

 — Ого, какие девчонки! — неожиданно для себя говорю вслух. Метрах в двадцати от меня в окружении теле — и фотокамер крутились и подпрыгивали с десяток красивых, как и большинство представительниц слабого пола в Украине, девиц. Из одежды на них были легкие пальтишки и полушубки. Ну и еще какие-то повязочки, прятавшие грудь и причинные места. Ба, да это же не тряпочки, это все те же марлевые повязки!

 — Веселитесь, девчонки? — подмигиваю самой симпатичной.

 — Не бойтесь гриппа! — кричит она мне в ответ. — Мы за демарлезацию!

Вскоре выяснилось, что эти роскошные красавицы — активистки украинского женского движения Femen. Я понял, что мне здесь не светит, и просто стоял в сторонке, обдумывая увиденное.

Майдан образца 2009 года. Оранжевая революция перетечет в сексуальную?

Майдан образца 2009 года. Оранжевая революция перетечет в сексуальную?

Все смешалось в Украине. В предвыборной борьбе даже ржавый штык хорош. Эпидемия гриппа — отлично! Легочная чума на Львовщине? Круче не бывает! Педофилы объявились в «Артеке»? Еще лучше! Голова у меня шла кругом. И я понял, что в этом дурдоме есть что-то неестественно притягательное. Идет некое саморазложение, и оно завораживает стороннего зрителя. При этом никто никому не верит, все врут, и понять, что же происходит на самом деле, без бутылки горилки невозможно.

«САМИ ОПРЕДЕЛИТЕСЬ, КТО ВАМ НУЖНЕЕ»

 — А происходит вот что, — втолковывает мне писатель, философ, политтехнолог и по совместительству заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Дмитрий Выдрин. — Очевидно, что во второй тур президентского голосования пройдут Тимошенко и Янукович. Между ними и будет главная борьба.

 — А вы заметили, что Россия в этот раз никак не афиширует, на кого делается ставка?

 — Россия многому научилась. И ошибок «оранжевой» революции повторять не хочет. Это же западная имитационная модель ведения политики. Когда на словах заявляется, что мы, мол, придерживаемся общедемократических принципов, а в реальности происходит вмешательство во внутреннюю политику другого государства.

 — Но нет ли у вас ощущения, что Россию устроят и Тимошенко, и Янукович?

 — Вот моя теория. Понять, что собой представляет человек и чего от него следует ждать, можно по следующему признаку: это первая его должность, которой он гордится. Вот первый удачный пост Тимошенко — это когда она возглавила «Единые энергетические системы Украины». Это была корпорация посредников — покупали и перепродавали российский газ. То есть Тимошенко — человек-посредник. Ей интересно поддерживать с Россией отношения именно как посреднику между вами и той же Европой. Чтобы не сошлись продавец и покупатель, посреднику выгодно, чтобы они враждовали.

 — Да мы и сами как-нибудь с Европой договоримся…

 — Поймите, для Тимошенко крайне выгодны именно плохие отношения между Россией и Европой. А идеальная ситуация — так это вообще война между Россией и Европой.

 — Ну сейчас запугаете… А Янукович как же?

 — Я у него спросил про самую любимую должность в его карьере. Оказалось, что это начальник автобазы. Виктор Федорович рассказывал: там было много водителей и вообще царил бардак, но ему удалось так наладить работу, что все действовало без него. А он мог спокойно на рыбалку поехать или пива попить в кабаке. Так и в отношениях с Россией. Не будет он биться за русский язык или Черноморский флот. Он попробует сделать так, чтобы отношения между Россией и Украиной существовали сами по себе. Так что вы уж определитесь, кто вам все-таки нужнее…

 — А почему Ющенко тогда нас так не любит? Он же банкир, должен понимать, что с нами может быть выгодно…

 — В том-то и дело, что банкир. Его задача — сохранение основного капитала. А вложения в Россию? Да, там процент высокий, но там и риск! Никто не даст гарантии, что деньги не стибрят. Поэтому он и вложился в Европу, Запад. Да, процент маленький, но зато надежность о-го-го какая!

АМЕРИКАНЦЫ ОТБИРАЮТ У РОССИИ ПОСЛЕДНИЙ КОЗЫРЬ?

Кстати, о Западе. Я сижу в офисе одного крупного украинского PR-агентства. Оно оказывает информподдержку Американскому институту в Украине. Заходит директор этой любопытной организации Энтони Салвия. Экс-сотрудник госдепа в администрации Рейгана. На вид — типичный американский чинуша или, как раньше бы сказали, типичный агент влияния: сухонький, в очочках.

 — Так вас заинтересовало, почему мы агитируем за то, чтобы Украина не вступала в НАТО? — с ходу спрашивает Энтони.

 — Конечно. Это же все равно, как если бы пчелы агитировали против меда…  — Я действительно нахожусь в легком недоумении.

 — Ну так все просто. В Вашингтоне есть силы, которые заинтересованы, чтобы отношения между Россией и США только налаживались.

 — Но они и без того вроде бы налаживаются, вот от ПРО в Европе вы отказываетесь…

 — Но если Украина вступит в НАТО, это означает, что здесь будут базы, а вместе с ними здесь может появиться ядерное оружие. Украина превратится в ядерную мину, поставленную на границе с Россией. Зачем так все обострять?

«И правда, зачем?» — подумалось мне. Но что-то здесь не так. Что это за таинственные миротворческие силы в Вашингтоне? Ну не верю я! Во время обсуждения этой любопытной темы с политтехнологами родилось простое, но вполне логичное объяснение. Агитацией против НАТО Россию лишают последнего козыря в игре за влияние на пророссийскую часть Украины. НАТО — это образ врага, угроза, которая объединяет. Убери этот камушек, и все посыплется…

ЕДИНЫЙ РУССКИЙ МИР?

Среди украинских политологов сейчас активно обсуждается идея (вброшенная из России — на этом они ставят акцент) о едином русском мире. Мол, наши государства  — две части одного поля. Но даже и пророссийских политологов эта мысль слегка коробит. Почему? Мне попытался это объяснить все тот же заместитель секретаря Совбеза Украины Дмитрий Выдрин:

 — Единый русский мир между Россией и Украиной возможен только тогда, когда россияне перестанут относиться к нашей стране, как к младшей сестре. Перестанут нас заставлять выполнять унизительные поручения. Единый русский мир случится только тогда, когда московские VIP, приезжая в Киев, перестанут сразу же с порога требовать себе проституток в номер и кокаиновую дорожку на столе.

И даже не обида на россиян слышалась в его словах. А что-то большее — некое на генетическом уровне вытатуированное правило: Россия — старший брат, Украина — младшая сестра. И вся натура человека противится такому, пытаясь вытравить этот, наверное, на самом деле уже мертвый генетический код. Но нет больше старших и младших, и то, как сейчас Россия относится к выборам — мягко, по-кошачьи, заигрывая с каждым из основных кандидатов в президенты в Украине, — только доказывает это.

КСТАТИ

Кто угодно, только не Ющенко 

Уже в Москве мне попался любопытный документ. Известный российский политолог Сергей Марков подготовил для наших верхов обзор выборной ситуации в Украине. По всем раскладам получается, что во второй тур выходят Тимошенко и Янукович (при этом у «бело-голубых» преимущество в 10% голосов, это подтверждается и украинскими социологами). Но вот дальше могут быть сюрпризы. Потому как для Москвы кто бы ни победил  — Тимошенко или Янукович, это в любом случае лучше Ющенко, человека, патологически не любящего Россию.

  • 165
  • 24.11.2009 13:05

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода