Влиятельные исламские кланы сошлись в схватке за власть над душами и кошельками мусульман России»

Читати цю новину російською мовою
Влиятельные исламские кланы сошлись в схватке за власть над душами и кошельками мусульман России»
За Центральным духовным управлением мусульман стоят башкирские интересы, за Советом муфтиев — татарские, а за Координационным центром мусульман Северного Кавказа — чеченские. Расклад примитивный, реальность, безусловно, гораздо много

Три главные исламские организации России начали консультации об объединении. Представители Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), Совета муфтиев России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа сели за стол переговоров. Если они не сорвутся, у уммы (духовная община мусульман.  — Ред.) впервые появится единый лидер, как у православных Патриарх всея Руси. Если отставить в сторону детали, на повестке дня схватка за власть между тремя основными исламскими центрами нашей страны, тремя влиятельнейшими и богатейшими кланами  — татарским, башкирским и чеченским. Кто победит и смогут ли мусульмане выбрать единого лидера, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

То, что схватка предстоит нешуточная, заметно по неброским на первый взгляд мелким деталям. С начала декабря в районе московского представительства Совета муфтиев было замечено обильное передвижение дорогих иномарок, из которых то и дело выходили люди с увесистыми кейсами. Судя по тому, что на многих машинах были чеченские номера, нетрудно предположить, откуда прибыли люди с ручной кладью. Что у мужчин в кейсах и отчего вдруг зачастили в офис Совета муфтиев, куда раньше их заносило лишь с оказией, не чаще чем представителей Папской курии в синодальные отделы РПЦ?

Трудно сказать, но в самый разгар нашествия гостей с сердечным приступом госпитализируют председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина: по официальной версии, «причиной приступа могла стать записка с угрозами, которую ему передали во время проповеди в День жертвоприношения 27 ноября». Может, оно и так, но за медицинской помощью Гайнутдин обратился лишь 9 декабря — не вполне вяжется, не так ли? Говорят, что «скорая» увезла главу Совета муфтиев после продолжительных и весьма горячих дебатов с северокавказскими единоверцами, которые настойчиво пытались в чём-то убедить Гайнутдина. В чём? И почему обсуждение так взволновало председателя, что его пришлось срочно госпитализировать?

Чтобы понять, кто и зачем затеял нынешнее объединение, кому оно на руку, а кому нет, надо представить себе расклад сил в исламской России. Он такой: за Центральным духовным управлением мусульман стоят башкирские интересы, за Советом муфтиев — татарские, а за Координационным центром мусульман Северного Кавказа — чеченские. Расклад примитивный, реальность, безусловно, гораздо многограннее, но в целом он именно такой.

Совет муфтиев в принципе ситуация устраивает. Именно эту структуру считают своей подавляющее большинство российских мусульман, и Равиль Гайнутдин де-факто является для них кем-то вроде патриарха Кирилла для православных. Организация эта богатая и влиятельная, и до недавнего времени конкурентов у неё, в общем-то, не было. Но деньги меняют не только светское общество, но и духовное.

Примерно лет 10-15 назад в Башкирии оформилась собственная элита, которая была заинтересована не только в управлении финансами и прочими республиканскими материальными активами, но и умами. С тех пор ЦДУМ стал чаще заявлять о собственном видении некоторых проблем мусульманского общества, правда в мягкой форме, но так, что всем это было заметно. Не так давно российских мусульман с праздниками по телевизору поздравлял Равиль Гайнутдин в одиночку, а последние пять-шесть лет он это делает вместе с Талгатом Таджуддином, верховным муфтием Центрального духовного управления мусульман. Официоз вынужден был признать возросшее влияние ЦДУМ.

Помимо этих организаций массированная материальная подпитка Чечни из федерального бюджета вскормила и местную духовную элиту, решившую отвоевать себе место не только в праздничном телеэфире наряду с Таджуддином и Гайнутдином, но и в самой широкой среде российских мусульман. У российского ислама внезапно выросли целые три головы, каждая из которых вскармливалась из отдельной миски и имела собственные суждения как религиоведческого, так и политического характера. И трём головам рано или поздно пришлось бы определиться, как им быть с одним-единственным туловищем — с теми, кто молится в мечети и празднует Курбан-байрам.

То ли муфтия Гайнутдина действительно довели до больничной койки многозначительные манипуляции его подшефных с приезжими северокавказскими единоверцами, то ли болезнь эта носит дипломатический подтекст — так или иначе, от ведения полноценных переговоров он самоустранился, предоставив всю широту манёвра коллеге Таджуддину. Он в рекордно короткие сроки провёл всю организационную работу: уже создана рабочая группа, которая будет решать вопросы формирования единой мусульманской структуры.

В группу вошли по два делегата от каждой из трёх организаций, а её главная задача на этом этапе — подготовить заседание согласительной комиссии, которая и будет принимать окончательное решение о создании единой структуры. Осталось проработать лишь детали, в которых, как говорится, и кроется дьявол. Точнее, шайтан.

<…>

Руслан ГОРЕВОЙ
Газета «Наша версия»
17 декабря 2009 г.

Источник: Власти.нет

  • 54
  • 19.12.2009 11:42

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода