МИД Белоруссии: мы не собираемся сближаться с Россией

Читати цю новину російською мовою
МИД Белоруссии: мы не собираемся сближаться с Россией
Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов дал интервью немецкому изданию Der Standard. Чиновник сделал ряд заявлений, касающихся позиции своего государства в вопросах взаимоотношений с Россией, Европой и ЕС.

Главный тезис статьи: «Белоруссия на намерена еще больше сближаться с Россией».

Причину такого резкого заявления нетрудно отыскать в спорах Москвы и Минска вокруг стоимости поставок энергоресурсов, которые разыгрались в последние месяцы.

Напомним, что Россия в своем стремлении прекратить финансирование «белорусского экономического чуда», серьезно «нагнула» Александра Лукашенко. В ответ президент союзной державы, похоже, перестает демонстрировать Западу свою лояльность Кремлю и «вечную» дружбу двух родственных народов.

Яркое тому подтверждение – совсем недипломатическое интервью главы внешнеполитического ведомства Мартынова.

 — Белоруссия будет стремиться к повышению уровня собственной энергетической безопасности, — заявил министр — Один из проектов в этой сфере — строительство под Минском белорусской атомной электростанции. Запад, подчеркнул он, должен ценить его страну за то, что она всегда являлась надежным партнером по части транзита.

Эту козырную карту Сергей Мартынов постарался вбросить в игру наиболее эффективно:

 — Мы никогда не использовали конфликт с Россией для того, чтобы перекрыть поставки ее энергоресурсов в Европу, — говорил он — Мы уже сделали соответствующие выводы после случившихся энергетических конфликтов с РФ, и уже инвестируем деньги в гидроэлектроэнергетику, в угольные электростанции, в установки по получению энергии из возобновляемых источников энергии.

Впрочем, министр не удержался, чтобы не добавить ложку дегтя в эту бочку меда, предназначенную для европейского потребления.

 — И все же политически, — заявил Мартынов, — Белоруссия никогда не будет идти на поводу Евросоюза… Политическая ситуация в нашей стране намного лучше, чем вам кажется. СМИ часто перевирают факты. Я не спорю — наше общество и политический уклад должны совершенствоваться, однако мы не будем это делать именно так, как того хочет ЕС, и тогда, когда он этого требует.

Мартынов в этой связи посетовал, что жизнь между двумя такими гигантами, как Европейский Союз и Российская Федерация, не дается легко.

 — Нам сложно, — признался он, — но мы стараемся остаться суверенным государством. Мы не стремимся в ЕС, мы не собирается входить в состав России. Нам важно и нужно оставаться независимыми.

Корреспондент издания Der Standard поинтересовался:

 — Готова ли Белоруссия провести глубокие политические и экономические реформы?

Мартынов ответил:

 — Мы не должны смешивать рыночные и политические реформы. Это две разные вещи. Мы уже присутствуем на рынке ЕС и я надеюсь, что наши политические шаги только помогут их продвижению на Западе. Мы ведем политический диалог с Европой. Он будет продолжаться…

Но корреспондент не унимался и задал еще один скользкий вопрос — отношений с Ираном.

– Европа минувшие президентские выборы в этой стране не признала, а Белоруссия уже принимала у себя с официальным визитом главу Ирана Ахмадинеджада?

Мартынов ответил уклончиво:

 — Права и достоинства любой страны надо уважать, универсальных рецептов по построению идеального общества не существует, а переизбрание президента Ирана параллельно с массовыми протестами — внутреннее дело граждан этой страны.

Еще один больной вопрос для белорусского руководства касался санкций в отношении высокопоставленных чиновников, которым запрещено бывать в ЕС.

Позиция Мартынова здесь была однозначной:

 — Санкции надо отменить, ибо они несправедливы. 15 лет назад белорус мог попасть в Польшу или Литву без всяких виз. Что же происходит сегодня? В Европе образовались новые стены?

Следом последовал еще один каверзный вопрос:

 — Европа отмечает 20-летие падения коммунизма, но Белоруссия, по-прежнему, остается страной с особым экономическим строем… Где вы видите вашу страну через 20 лет?

Но дипломат сделал вид, что не заметил иронии:

 — Во-первых, нам бы хотелось выжить. Во-вторых, мы хотели бы процветать. В-третьих, мы стремимся к хорошим отношениям со всеми соседями.

Корреспондент «Свободной Прессы» попросил прокомментировать ответы главы Белорусского МИДа минского политолога Виктора Мартиновича:

«СП»: — Какое впечатление производит на вас это интервью?

 — Мартынов отвечал очень сдержанно и аккуратно, на провокации не поддавался.

«СП»: — И все же, что, по-вашему, означает фраза: сближения с Россией не будет?

 — Это заявление вполне в духе белорусских властей. О том, что сближения не будет, и Лукашенко хочет только благотворительности со стороны союзника и спонсорства, все уже давно догадались… Просто министр Мартынов это все озвучил. Нет, я думаю, что никакой перемены политического курса это заявление не сулит.

«СП»: — Почему именно сегодня прозвучали эти слова?

 — Раньше у Батьки не было больших надежд, что ему удастся подружиться с Европейским Союзом. Но в свете событий последних двух лет такие надежды появились. Вот и стараются чиновники использовать все возможности и говорит то, чего от страны хотели бы услышать в Европе.

«СП»: — Как вы считаете, последует ли некая реакция российских чиновников на это интервью?

 — Скорее нет, чем да. К подобной позиции белорусов, в России, мне кажется, привыкли.

Источник: «Свободная пресса»

Источник: Власти.нет

  • 39
  • 09.02.2010 19:55

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода