Русско-польские исторические разборки: почему Варшаве выгодно обижаться на Москву?

Читати цю новину російською мовою
Русско-польские исторические разборки: почему Варшаве выгодно обижаться на Москву?
Память о Катыни, этой общей боли россиян и поляков, не столько помогает людям «стать зорче и добрее», сколько служит предметом политических спекуляций, отравляющих отношения между двумя народами.

Отличительная особенность российско-польских отношений в последние два десятилетия — это скандалы, вызванные различной трактовкой исторических событий. Проходят они примерно по одной и той же схеме. В России — из уст некоего политика, аналитика или журналиста — звучит заявление, которое уязвляет чувства поляков (причем, говоривший, как правило, вовсе не преследует такой цели). Заявление вызывает бурную реакцию польских СМИ, резкие высказывания политиков, ноты протеста, а иногда даже массовые акции.

Так было в мае 2005 года, когда тогдашний президент России Владимир Путин заявил, выступая во время парада на Красной площади, что мы «всегда будем помнить помощь союзников: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции, других государств антигитлеровской коалиции, немецких и итальянских антифашистов». Если не знать дальнейшего хода событий, то можно устроить викторину: что и для кого оскорбительно в этой фразе? Между тем, Польша встала на дыбы. Российский президент был обвинен в сознательном неупоминании Польши, армия которой была «четвертой по численности в антигитлеровской коалиции». Так совпало, что в это время в Польше проводились «гастроли Большого театра» и сотни зрителей в знак протеста вернули билеты. Многие расставались с ними со слезами на глазах, но были твердо убеждены, что это единственный способ «дать отпор фальсификации истории». В прессе разгорелась дискуссия о том, должны ли артисты и поклонники искусства страдать за грехи политиков; голоса разделились поровну. После чего выяснилось, что Большой никаких гастролей не организовывал, а его логотип был незаконно использован польскими импресарио.

Этот трагикомический эпизод и множество других ему подобных позволяет сделать, как минимум, три вывода. Во-первых, мы подчас и не подозреваем о том, какие чувства и эмоции движут нашими соседями, а, осознав их логику, чувствуем себя так, словно соседи оказались инопланетянами. Во-вторых, пытаться предугадать, где и как мы обидим наших чувствительных партнеров из стран бывшего соцлагеря, практически бесполезно, — да и нужно ли? Ведь, например, американская администрация такими вопросами не задается: премьер-министру Чехии позвонили, чтобы сообщить о том, что в его стране не будет размещена система ПРО, когда он мирно спал — видимо, не учли разницу во времени. Третий вывод уже давно сформулировали сами поляки: любой чих в Москве отзывается громом в Варшаве.

Эти выводы подтверждает и первая реакция польских СМИ и политиков на приглашение премьер-министра Польши Дональда Туска в Россию на мероприятия по случаю 70-й годовщины катынского расстрела. Впрочем, эта ситуация в каком-то смысле беспрецедентна. Ведь запланированное участие в этих мероприятиях Владимира Путина представляет собой исполнение давних чаяний поляков, так как показывает, что российские власти придают большое значение годовщине. Многие приветствуют этот символический жест (на самом деле, далеко не первый), но сегодня все чаще звучат предостережения о том, что Туска заманивают в ловушку.

Такие настроения выражены в статье краковского историка Антония Дудека «Путин мастерски втягивает Туска в свою игру». По мнению автора, в Катыни польскому премьеру прочтут лекцию о том, что «Сталин действительно приказал уничтожить наших офицеров… но позже русские искупили свою вину, освободив Польшу от немецкой оккупации». Предрекая, что поляки «пренебрегут очередным жестом доброй воли со стороны России», Дудек выявляет коварный план Москвы: ограничить влияние Польши в ЕС, представив ее страной безнадежных русофобов, и, более того, повлиять на ход избирательной кампании в Польше, где в этом году состоятся президентские выборы.

Последнее особо примечательно. Дело в том, что противостояние двух главных политических сил в Польше — правоцентристской «Гражданской платформы» Туска и национал-консервативной партии братьев Качиньских «Право и справедливость» («ПиС») достигло апогея. «ПиС» в этой борьбе не гнушался никакими средствами. Раньше Туска обвиняли в том, что он слишком благожелательно настроен по отношению к Германии (уж не германские ли интересы он блюдет вместо польских?). Теперь у польского премьера есть шанс быть обвиненным в сговоре с Путиным.

Закономерностью польских политических дебатов является то, что в них рано или поздно звучит слово «предательство». Или, если не звучит, то явно подразумевается. На самом деле, это и является подлинной ловушкой для польских политиков, желающих выстраивать нормальные, прагматические отношения с Россией. В роли предателя не хочет выступать никто, поэтому даже самый трезвомыслящий политик должен хоть раз, хоть как-нибудь продемонстрировать «польский характер» во взаимоотношениях с Россией. Приняв приглашение российского премьер-министра, Туск нажил себе проблемы в Польше — ведь президент Лех Качиньский такого приглашения не получил. Теперь от того, как он «выступит» в Катыни, зависит его собственная политическая судьба и шансы кандидата его партии на грядущих выборах. Кстати, отказавшись от участия в президентских выборах, Туск навлек на себя обвинения в том, что он хочет перенести на польскую почву российскую модель властного тандема, — это позволяет оценить масштаб предвыборной атаки на «Платформу».

На этом фоне несложно забыть о том, что за годовщина будет отмечаться этой весной. Но профессор Дудек сам признает, что это не столь важно: память о жертвах катынского расстрела менее существенна, нежели признание Россией того, что Польша «в обозримом будущем уже не вернется в ее сферу влияния». Иными словами, независимо от того, как Россия отмечает трагическую годовщину, это не способствует росту доверия во взаимоотношениях, пока у Москвы есть какие-то рычаги воздействия на Варшаву (например, соглашение о поставках газа до 2037 года).

Возможно, к сотой годовщине катынского расстрела поляки почувствуют, что Москва смирилась с тем, что их страна больше не входит в ее сферу влияния, и поверят в искренность усилий России по увековечиванию памяти жертв этой кровавой расправы. Но не будем заглядывать в столь далекое будущее. Пока очевидно одно: память о Катыни, этой общей боли россиян и поляков, не столько помогает людям «стать зорче и добрее» (см. официальный сайт Мемориального комплекса «Катынь»), сколько служит предметом политических спекуляций, отравляющих отношения между двумя народами. Увы, для польских политиков эти спекуляции, по-видимому, слишком выгодны, чтобы от них отказаться.

Источник: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 155
  • 12.02.2010 19:34

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода