Виктор Янукович. Выход в свет

Читати цю новину російською мовою
Виктор Янукович. Выход в свет
«Тот, кто станет президентом Украины, на следующий день захочет застрелиться», — сказал Владислав Каськив в декабре прошлого года на встрече с американскими бизнесменами в Нью-Йорке. И он не очень сгустил краски.

Обещания даны. Выборы состоялись. Теперь нужно работать. Чего ждать от победителя президентской кампании в Украине Виктора Януковича?

«Тот, кто станет президентом Украины, на следующий день захочет застрелиться», — сказал Владислав Каськив в декабре прошлого года на встрече с американскими бизнесменами в Нью-Йорке. И он не очень сгустил краски.

Сегодня наша страна подошла к критической отметке, за которой стоит вопрос существования украинской государственности. Виктор Янукович еще официально не признан президентом, но времени на раскачку у него уже нет.

Зарубежные эксперты считают, что у нового главы государства есть всего два месяца, после которых инвесторы и международные финансовые институты потеряют интерес к нашей стране, а украинцы — веру в нее. Поэтому возникают простые вопросы. Какие шаги предпримет новый президент, когда в голове еще звучат предвыборные лозунги? На чем сделает основной акцент? И как соотнесутся популистские обещания и реальная экономическая ситуация?

Не стопроцентная работоспособность

«Я ждал этого последние пять лет», — по-детски искреннее признание Виктора Януковича, сделанное во время телемоста с гостями украинского ланча в конце января в Давосе, удивило, развеселило и тронуло. Януковичу понадобилось пять лет, чтобы вернуть себе проигранное в 2004-м президентское кресло. Теперь у него есть считанные месяцы, чтобы показать, на что он способен как президент.

Способность эта будет зависеть всего от одного «если»: сумеет ли он быстро создать новую коалицию в Раде или нет. Мечтать об успехах, если премьером останется Юлия Тимошенко, для Партии регионов смысла нет. Чтобы взять бразды правления страной в обе руки, февральскому победителю нужно получить „ручное“ правительство. А для этого ПР нужно сформировать новую коалицию и отправить нынешнего премьер-министра в отставку.

Команда Виктора Януковича готова вложиться в намеченный срок. Приступить к работе она готова не позже, чем через месяц. Борис Колесников, зампредседателя фракции ПР, утверждает, что этого времени должно хватить для создания новой коалиции.

Правда, даже если коалиция будет сформирована, президент не сможет показать себя „на все 100%“. „Мы готовы менять министерские портфели на голосования по законопроектам, которые выведут страну из кризиса“, — говорит Колесников. Результатом обмена должна стать широкая коалиция, которая „должна носить антикризисный характер, а не идеологический“. Но у этой „антикризисной медали“ есть своя обратная сторона — снижение эффективности ее работы.

Чем шире круг участников, тем меньше возможностей для жестких решений. Это в Германии или Британии широкая коалиция — залог того, что правительство найдет компромисс по большинству спорных вопросов. В Украине это означает постоянный торг на каждом голосовании. Результат виден уже сегодня: собеседники „Инвестгазеты“ из победившей партии предпочитают говорить лишь о направлениях работы, а не о конкретних решениях нового президента. И практически после каждого слова делают оговорку: „Если так решат партнеры по коалиции“.

И все же, так или иначе, линия Партии регионов будет определяющей в том, что ждет Украину в ближайшем будущем. По словам Александра Лавриновича, в первую очередь это отразится на проведении судебной реформы, изменении системы госуправления, а также мер по „повышению капитализации Украины“. Лавринович курирует юридический блок в команде Виктора Януковича и был министром юстиции в его теневом правительстве. „Чтобы быть успешной страной с рыночной экономикой, Украина должна обеспечить появление такой вещи, как капитал — того, что может создавать добавленную стоимость. Пока с этим большая проблема. У нас нет учета недвижимости, имущества, которое может выступать в качестве обеспечения для того, чтобы брать на себя обязательства для развития какого-либо вида бизнеса“, — говорит Лавринович. Януковичу предстоит попытаться это изменить.

Новая метла — старое направление

Новому президенту и свежесформированному правительству придется работать в нелегких экономических условиях. С одной стороны, экономика едва подает признаки жизни. Но оздоровить ее за счет одолженных средств уже вряд ли получится, потому что большая часть помощи от международных финансовых организаций уже и так выделена. С другой — пик политического цикла остался позади, и то, что можно было позволить себе во времена „разгула популизма“, теперь невозможно, да и попросту нет необходимости практиковать. И то, и другое — повод перейти на „режим экономного питания“. Прежде всего придется затянуть пояс в рамках бюджетно-налоговой политики.

„Фискальная политика будет во главе угла экономической политики новой администрации на ближайшие несколько лет. Слишком уж сильно раздут дефицит бюджета, слишком уж популистскими кажутся некоторые обещания, данные в предвыборной гонке, слишком сложно позволить себе продолжение жизни в долг, если вообще возможно, — считает Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера. — Поэтому основной акцент в 2010 году будет сосредоточен на уменьшении расходов“. Иного пути уменьшить кассовый разрыв в госфинансах при нынешнем состоянии национальной экономики попросту нет. Повысить налоги нельзя, а для введения новых необходимо время. Можно было бы попытаться высвободить часть средств путем вывода теневого сектора из тени. Но это еще более длительная процедура. Поэтому, скорее всего, эта мера найдет свое отражение в стратегической программе новой администрации, но не будет отображена в плане немедленных действий.

Сокращать же расходы новые власти будут преимущественно за счет уменьшения финансирования по социальным статьям (по крайней мере, на первых этапах деятельности новой администрации). Все, что социально незащищено, должно быть урезано. Все, что защищено социально, должно быть пересмотрено. Основным критерием при проведении „инвентаризации“ бюджетных расходов будет борьба с бедностью. Это именно то, что провозглашалось во время предвыборной кампании: наиболее бедные слои населения должны быть защищены. Именно их надо поддержать в периоды экономических спадов. Тем более что они не нуждаются в огромных бюджетных средствах, а могут довольствоваться малым. Даже сравнительно небольшие суммы могут принести существенный результат. В то же время многие из тех, кто получают серьезную поддержку из бюджета по группе социальных статей, не так уж сильно в ней нуждаются. Преимущество такой политики еще и в том, что она не только удовлетворит электорат, но и даст быстрый эффект без существенных затрат. Возможно также, что это будет сделано не просто ради уменьшения бюджетного дефицита, а для сокращения „социального“ в пользу „инвестиционного“. Это вполне закономерная политика для Януковича. Смещение акцента с „расходов потребления“ на „расходы развития“ — это как раз та тенденция, которая наблюдалась каждый раз, когда бюджет формировала Партия регионов.

В частности, в социальной части бюджета и соответствующей социальной политике особых перемен не предвидится. В особенности не стоит ждать возвращения к соцстандартам, почти принятым столь нашумевшим законом в декабре. Похоже, Партия регионов хотела скорее выставить действующий Кабмин в неприглядном свете, чем создать эту дополнительную финансовую нагрузку, которая оценивается в 11 млрд. грн. Подтверждением этому является и тот факт, что именно „регионалы“, так бурно продвигавшие этот законопроект в первом чтении, провалили его во втором, состоявшемся уже после выборов. Среди 203 депутатов, выступивших за повышение соцстандартов при окончательном голосовании, было лишь двое „регионалов“. Кроме прожиточного минимума, социальная политика занимается и другими вопросами, но и в них вряд ли произойдут какие-либо радикальные сдвиги. Максимум, на что можно рассчитывать, — частичное выполнение обещанного. Например, вполне возможно, что будет усилена социально-демографическая политика. „Выплаты при рождении ребенка Янукович обещал увеличить в два раза, а также значительно поднять выплаты по уходу за ребенком. Вполне вероятно, что это будет сделано хотя бы частично, — отмечает Максим Борода, руководитель программы „Социальная экономика“ в МЦПИ. — Может быть, будут предприняты и определенные шаги по увеличению пенсионного возраста, особенно уравнения возраста выхода на пенсию мужчин и женщин. Это уже давно должно было быть сделано, но Тимошенко клялась и божилась, что пока она у власти пенсионный возраст пересматривать не будут. Янукович же таких обязательств не давал“.

Кроме фискальной политики, перед новым лидером страны и его правительством будут стоять и другие задачи, решение которых — экономическая необходимость. По мнению Андерса Аслунда, старшего научного сотрудника Peterson’s Institute of International Economics и специалиста по Восточной Европе, нужно позволить центробанку перейти на плавающий курс гривни (ведь именно жесткая привязка к доллару стала главной причиной нынешнего кризиса в Украине). Также властям надо будет обеспечить сплошное дерегулирование экономики. „Компании не должны ждать полтора года, чтобы получить, скажем, разрешение на строительство, очередную лицензию и т. д.“, — подчеркивает Аслунд. Вдобавок, пришло время создать соответствующее поле и для деятельности внешних игроков. Тем более что по мере восстановления экономики Украина будет все сильнее нуждаться в инвестициях. Поэтому, как отмечает бывший министр финансов и нынешний глава представительства Morgan Stanley в Украине Игорь Митюков, возврат доверия инвесторов к Украине будет одной из самых главных задач для любого правительства, которое появится в Украине после выборов.

Впрочем, экономическая политика нового топ-менеджмента Украины будет определяться не только внутренней конъюнктурой. Немаловажную роль в принятых решениях будут играть и международные организации, диктующие свои условия на правах кредиторов. А государству, испытывающему острую нехватку заемных ресурсов, так или иначе придется прислушаться к этим требованиям. В противном случае вопрос будет стоять не как, скажем, „надо урезать бюджетные расходы, чтобы получить деньги“, а как „пришлось урезать бюджетные расходы, потому что денег не дали“.

Ничего неожиданного

Провал голосования по законопроекту о соцстандартах — первая ласточка того, что ждет не только экономическую политику, но и будущее Украины на международной арене. „Регионалы“ не голосовали за законопроект, чтобы не подложить свинью своему лидеру. „Нам необходима помощь Запада и Востока в стабилизации экономической ситуации и реструктуризации финансовых обязательств“, — заявил будущий президент. Но главный кредитор Украины — МВФ — прекратил переговоры с Киевом по последнему траншу помощи именно из-за закона о повышении соцстандартов. В создавшейся ситуации просить помощи у Фонда было бы наивно и глупо.

Прагматизм — позиция, которую Виктор Янукович занял во внешней политике уже давно. Еще в период своего второго премьерства в 2006-2007 годах он занял позицию „экономические интересы (не в последнюю очередь — бизнеса) превыше всего “. Остаться верным себе „Мистер Я“ обещает и сейчас. „Главные принципы моей политики будут базироваться на национальных интересах Украины“, — заявил он в интервью CNN. „Важно, чтобы мы использовали наши преимущества для национального интереса“, — объявил Янукович после окончания второго тура.

Правда, на каждом из направлений внешней политики у этого прагматизма будут свои особенности. В случае с Россией такой особенностью будет знак „плюс“. В ПР считают, что отношения с ней нельзя назвать добрососедскими. Преемник Ющенко обещает изменить сам подход к отношениям с Москвой. „Мы расчистим завалы непонимания и старых проблем“, — говорит Янукович. „Нам нужно создать атмосферу сотрудничества, а не конфронтации“, — уточняет министр в его теневом правительстве Леонид Кожара. Его называют одной из самых вероятных кандидатур на должность нового главы „настоящего“ министерства, хотя сам Кожара этого не утверждает. Как и в случае с другими назначениями, говорит, что решение по назначению главы украинского МИДа будет принимать будущая коалиция.

Чтобы „перезагрузить“ отношения с Москвой, Янукович обещает изменить не столько подход к решению вопросов, сколько правильно расставить акценты. „Самые проблемные вопросы — вопрос базирования Черноморского флота РФ, газовые вопросы — сегодня сделали самыми главными в двусторонней повестке дня. Но это не так. По важности это не вопросы №№1-2-3, это вопросы №№31-32-33“, — объясняет Кожара. Главный акцент поставят на торговых отношениях и экономическом сотрудничестве. О проблемах будут говорить реже, меньше и не через прессу, а по возможности за закрытыми дверями.

Будут, конечно же, и большие уступки Москве. Самым большим реверансом с нашей стороны может стать возвращение к жизни вопроса о газотранспортном консорциуме. „Нам нужно вернутся к созданию газотранспортного консорциума“, — заявил Янукович в интервью телеканалу „Интер“. По данным СМИ, по его инициативе „Газпрому“ могут предложить войти в этот консорциум, поделив в нем равные доли (по 33,3%) с „Нафтогазом“ и европейскими энергоконцернами. Но даже этот шаг в стане „регионов“ объясняют интересами Украины. Виктор Янукович хочет снизить цены на газ. „Я хотел бы, чтобы газ в Украине стоил хотя бы столько, сколько в Беларуси“, — заявил он. И пока в его окружении нашли, очевидно, лишь один механизм, как этого можно добиться этого: т. н. „белорусский сценарий“. Он подразумевает снижение цен на газ для Украины в обмен на доступ россиян к украинским газотранспортным активам.

И все же излишних уступок со стороны Киева московским чиновникам ждать не стоит. Обжегшись в 2004-м году на своей дружбе с Россией, к выборам-2010 команда Януковича подошла максимально снизив градус пророссийской риторики. „Я не буду идти на поводу у России и не являюсь марионеткой или ставленником Кремля“, — заявил Янукович в интервью CNN. И этот тезис — вовсе не дань предвыборной кампании.

Европейская интеграция нужна команде Януковича ничуть не меньше, чем „официально проевропейскому“ кандидату Тимошенко. И вызвано это не столько страхом „спугнуть“ избирателя. Интеграция на европейские рынки и в западное бизнес-сообщество нужна крупному бизнесу, стоящему за Януковичем. К тому же большинство крупнейших бизнес-групп, в том числе СКМ, „Смарт-холдинг“ и EastOne имеют планы по выходу на IPO на западных фондовых площадках.

Брюсселю также придется ощутить прагматизм нового президента. ПР не устраивает то, как именно продвигались в ЕС президент Ющенко и премьер Тимошенко. „Даже если взять метод интеграции Украины в ЕС, Виктор Ющенко настаивал на том, чтобы соглашение об ассоциации было подписано 4 декабря прошлого года, на саммите Украина-ЕС. Но к тому времени соглашение было еще не готово, и, подписав его в намеченный срок, мы бы сдали национальные интересы Украины“, — говорит Кожара. Поэтому в ПР обещают внести свою „изюминку“ в процесс европейской интеграции Украины. Для его партии, говорит Кожара, важны не сроки и форма сотрудничества с Брюсселем, а содержание этого сотрудничества.

Кстати, у внешнеполитического прагматизма Януковича на каждом направлении будут не только свои особенности, но и свое лицо. В отличие от Ющенко и Тимошенко, Янукович плохо справляется с ролью активного внешнеполитического деятеля. Выработкой позиции по каждому из направлений занимается его команда: нынешний посол Украины в России Константин Грищенко отвечал за отношения с нашим северо-восточным соседом, Кожара традиционно „закрывал“ европейские вопросы. Кроме них, в команде нового президента числятся такие „динозавры“ внешней политики, как Анатолий Зленко и Анатолий Орел.

„У Виктора Януковича очень сильная команда по внешнеполитическим вопросам. Наша команда лучше многих других команд — у нее лучше профессиональная подготовка, и больший авторитет в мире, — хвастается Кожара. — И к ней готовы в любой момент присоединиться новые профессиональные дипломаты“. Включиться в команду, к примеру, может и нынешний глава МИДа. Петр Порошенко имеет хорошие отношения с братьями Клюевыми, а его концепция внешней политики во многих вопросах очень схожа с тем, как смотрят на внешний мир в ПР. И если нынешний министр поможет собрать большинство в НУ-НС для коалиции с ПР, тогда у него будут шансы остаться на своем посту. Единственным направлением, на котором у Януковича пока нет явного „своего Немыри“ — это сотрудничество с МВФ.

Другими словами, внешняя политика — единственный элемент, который сегодня в стане Януковича не вызывает вопросов. При любом раскладе сил в коалиции именно президент, согласно Конституции, определяет ее стратегию, да и министр иностранных дел в Кабмине — человек президента.

Источник: Лига

  • 47
  • 19.02.2010 05:03

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода