Французские СМИ: Медведев — это Горбачев XXI века

Читати цю новину російською мовою
Французские СМИ: Медведев — это Горбачев XXI века
«Медведев совершает свою мини-революцию». Так называется статья в журнале «L'Express». А если в 2010 году он действительно выйдет их тени Путина? Это не так уж невозможно. Эксперты уже видят знаки новой перестройки.

Эпизод можно считать безобидным. Но опытные «кремленологи» уже видят в нем первые знаки новой перестройки, в которой в роли Горбачева XXI века выступает Дмитрий Медведев.

Вечером 1 февраля спикер российского Сената Сергей Миронов выступил по телевидению с критикой антикризисного бюджета премьер-министра Владимира Путина. Россияне, не привыкшие к тому, что в адрес Путина звучит хоть малейшая критика, были слегка озадачены. А за два дня до этого по телевидению показали демонстрацию, на которой 10 тысяч человек в Калининградской области протестовали против повышения цен. На плакатах, которые они несли, можно было прочитать «Правительство — в отставку!».  Причем, милиция даже не делала попыток отобрать у них транспаранты.

Российская газета «Ведомости» отметила, что калининградская демонстрация и высказывания Миронова — явления для российской политической системы не обычные. Прокремелевский политолог Сергей Марков увидел в этом отражение стремления к модернизации, к которой призывает Дмитрий Медведев с момента избрания на президентский пост в марте 2008 года.

Действительно, в последнее время либеральные выступления российского президента стали более конкретными. Например, весной он удивил свое окружение, дав интервью оппозиционной «Новой газете». Президент хотел продемонстрировать свою приверженность свободе слова после убийства 19 января 2009 года журналистки Анастасии Бабуриной, как это объяснила его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Позже, после того, как в тюрьме 16 ноября умер адвокат Сергей Магнитский, Дмитрий Медведев, явно затронутый этой смертью, о которой много говорили за рубежом, пообещал реформировать судебную систему, а также милицию — все это наследие советской эпохи, вызывающее постоянные скандалы. Медведев хочет также отменить предварительное заключение в случае расследования экономических преступлений. Это мера сегодня касается 300 000 человек.

Но это еще не все: в январе он уволил начальника томской областной милиции после того, как милиционеры до смерти избили журналиста. При режиме Путина такая президентская инициатива была немыслима. А несколько дней назад близкий к Дмитрию Медведеву Институт современного развития опубликовал доклад, в котором высказываются идеи глубокой модернизации России и даже вступления ее в Европейский союз.

Так неужели после нескольких лет правления Путина и его знаменитой «вертикали власти» (почти военной концепции организации исполнительной власти) Дмитрий Медведев набрасывает штрихи новой, более демократической России?  — спрашивает «L’Express». Не так-то все просто, если принять во внимание саркастические реакции, которые эта гипотеза вызывает в Москве.

По мнению некоторых политологов, соперничество между „старым“  Путиным и „современным“ Медведевым — это всего лишь сказка, придуманная ими для развлечения журналистов и общественного мнения. Пока люди говорят об этом вымышленном противостоянии, они не думают о действительно болезненных темах, таких, как экономический спад, сокращение иностранных инвестиций, общественный климат, который характеризуется страхом и милицейским произволом, проблемы на Кавказе, хрупкий мир с Грузией и тому подобное. 

Некоторые аналитики, — указывает журнал, — говорят, что выступления Медведева, так же, как и речи Путина или даже Брежнева, если просто читать их, это настоящий триумф либеральной мысли. На практике же они ничем не подтверждаются. Но экономический кризис, — продолжает «L’Express», — постепенно меняет картину. После нескольких лет непрерывного роста валовой внутренний продукт в 2009 году снизился на 8%, в то время как в 2008 году он повысился на 6%.

Либералы в окружении Медведева считают, что система государственных корпораций, введенная при Путине, себя исчерпала. А руководители, вышедшие из рядов спецслужб и поставленные во главе структур, контролирующих целые области экономики, такие, например, как самолетостроение или автомобилестроение, продемонстрировали свою некомпетентность. Именно поэтому, — пишет журнал, — несколько недель назад Медведев резко обрушился на  главу «Ростехнологий» Сергея Чемезова, человека, близкого к Путину. Глава государства, которому как инновация было представлено производство светодиодных лампочек, заявил, что подобные известные во всем мире технологии к инновациям относить нельзя. А на попытку Чемезова дать пояснение Медведев ответил, что его слова - это  не реплика, а приговор. «Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается», — заявил президент.

По мнению некоторых российских журналистов, сегодняшний день характеризует не столько модернизация, сколько стагнация. Сохраняется еще несколько оазисов свободы в Интернете, в остальном же все зажато, как в брежневские времена. Но, — считает журнал, — в последние недели происходят малозаметные, но не такие уж незначительные изменения. Медведев постепенно расставляет своих людей, в частности, в юридической системе. Он все чаще назначает глав краев и областей. Губернатором Кировской области стал чуть более года назад бывший оппозиционер Никита Белых, главой Северокавказского федерального округа был назначен Александр Хлопонин, который — что является для этих мест исключением — человек не военный и не бывший сотрудник спецслужб, а известный бизнесмен, поставивший себе основной целью  улучшить экономическое положение региона. В 2010 году из 84 губернаторов могут быть заменены 30, мандат которых истекает в декабре.

На самом деле, похоже, что время играет в пользу Медведева. Ссылаясь на мнение российских политологов, «L’Express» пишет, что во времена кризиса российские элиты поняли, что методика Путина ведет в тупик. И чем больше проходит времени, тем становится яснее, что общество не развивается. К концу нынешнего года, — считают некоторые аналитики, — все поймут, что проблема заключается именно в Путине.

Остается только посмотреть, выйдет ли скромный Медведев из-под опеки своего учителя, которому он обязан карьерой. Ведь сам Путин стал настоящим президентом только через три года после того, как был избран на этот пост. Вначале казалось, что он не может выбраться из-под контроля бывшего окружения Ельцина. Сегодня повторяется то же самое: прошло два года в полутонах, и Медведев все больше становится похож на президента. Причем, это происходит почти механически. В России президента в его роли утверждает не его личность, а сам президентский пост. Российская государственная система — это система прежде всего президентская. К тому же, Владимир Путин, несмотря на свое символическое и реальное значение, ничуть не подвергает сомнению прерогатив Медведева. Медведев посредством медленного процесса, в котором основную роль играют группы влияния и экономические силы, постепенно приобретает легитимность.

Будет ли нынешний год для российского президента годом самоутверждения? Политологи, мнение которых приводит журнал, говорят, что было бы ошибкой считать, что Путин и Медведев преследуют разные цели. Основная задача всех членов правящего класса — это укрепить свои позиции, чтобы как можно дольше сохранять имеющиеся привилегии. Медведев или Путин — эти два лица высшей российской власти, несомненно, друг от друга отличаются, но, прежде всего, являются олицетворением двойного языка единой монолитной власти, — пишет «L’Express».

Источник: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 76
  • 23.02.2010 20:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода