Наследие Ющенко и Янукович

Читати цю новину російською мовою
Наследие Ющенко и Янукович
Янукович заявил, что он намерен стать президентом всех украинцев. Это звучит обнадеживающе. Новая власть, действительно, располагает всем, чтобы положить конец курсу оранжевого тандема Ющенко – Тимошенко на гражданский раскол нации.

Виктору Януковичу досталось тяжёлое наследство. Оттого, какими будут первые шаги нового президента Украины, зависят и характер отношений с Россией, и, без преувеличения, судьба украинской государственности. В.Янукович заявил, что он намерен стать президентом всех украинцев. Это звучит обнадеживающе. Новая власть, действительно, располагает всем, чтобы положить конец курсу оранжевого тандема Ющенко – Тимошенко на гражданский раскол нации.

Точно так же у Партии регионов достаточно ресурсов, чтобы, находя союзников среди других политических сил, выступить главным выразителем интересов государственной целостности Украины (1).

Первые шаги по расчистке созданных «оранжевыми» властителями завалов уже сделаны (Конституционный Суд отменил скандальное постановление Кабинета министров Тимошенко о запрете на использование русского языка в образовательных учреждениях), но, чтобы стать стратегически выверенной политикой, эти первые шаги должны сложиться в систему последовательных действий.

Пока же больше видны колебания. Так, заместитель главы Партии регионов Борис Колесников, отвечая на вопрос газеты «Сегодня» о том, будут ли отменены указы Ющенко о присвоении Бандере и Шухевичу звания Героя Украины, признался, что ждёт на этот счёт мнения из-за границы: «Вот Ющенко выступил по Бандере и по УПА, и вызвал тем самым в Польше огромное возмущение. Я бы очень хотел, чтобы еще высказали свое мнение и страны-члены антигитлеровской коалиции, в частности США и Великобритания» (2). А, казалось бы, что здесь ждать? Ведь речь не только об отношении к нацистским пособникам, но и об отношении к стремлению «коллективного Запада» использовать этно-региональные и культурно-религиозные конфликты в украинском обществе в интересах расширения «северо-атлантического» геополитического пространства. Так, возможное обострение межэтнических и конфессиональных отношений в Крыму (где набирает силу возглавляемая амбициозным Абдураманом Эгизом радикальная организация «Бизим Кырым (3)) – готовый канал вмешательства во внутренние дела Украины, вплоть до высадки «международного миротворческого контингента». Пока же генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен подтверждает, что Альянс «предан углублению стратегического партнерства с Украиной», а сам он лично надеется «на тесные контакты с президентом Януковичем» (4).

При Ющенко «евроатлантическая интеграция» Украины зашла далеко. Чего стоит одно заявление и.о. министра обороны Валерия Иващенко о том, что «избранный Украиной курс европейской и евроатлантической интеграции является приоритетным и неизменным» (5). А ведь желание улучшить отношения с Москвой (по сравнению с тем, во что превратил эти отношения Ющенко) предполагает как минимум корректировку этого курса новым президентом Украины. «Стремление… приблизить военную инфраструктуру стран – членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе и путем расширения блока» обозначено в новой Военной доктрине России как главная внешняя опасность для страны. Так что прежних расплывчатых заявлений о судьбе Черноморского флота будет, наверное, недостаточно.

Не менее важны экономические отношения двух государств-соседей. Еще в 2007 году В. Янукович, тогда премьер-министр Украины, отмечал важность сотрудничества в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП), включая «создание зоны свободной торговли в рамках этой организации». Сейчас, с юридическим оформлением Таможенного Союза, имеются хорошие предпосылки для начала переговоров о подключении к нему Украины. Соответствующие наработки на этот счёт имеются.

Анна Герман объявила, что первый визит Янукович-президент нанесёт в Брюссель (6). Укрепление связей с Европой – это хорошо, но достаточно ли это для выхода Украины из тяжелого финансово-экономического положения, в котором она оказалась за годы правления Ющенко?

В большом интервью американской телекомпании CNN В. Янукович обозначил один из приоритетов отношений с Россией — «стабилизация энергетических поставок». Энергетическая стратегия — вещь инерционная, она не может измениться только оттого, что в Киеве сменился президент. Строительство «Северного потока» и «Южного потока» будет продолжаться. В то же время, как подчеркнул заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Валерий Голубев, пропускная способность газотранспортной системы Украины в перспективе может быть расширена (7). Намерение нового президента подключить Украину к деятельности международного консорциума «Северный поток» (известное заявление Януковича в Черновцах), видимо, будет увязываться с положением дел в других отраслях российско-украинских отношений (судостроение, авиастроение и т.д.). Время широковещательных заявлений, не подкрепленных реальными действиями, уходит в прошлое.

В предвыборной программе В.Януковича было много положений, вызвавших положительную реакцию в Москве. Среди них — придание русскому языку на Украине соответствующего правового статуса. «Сразу после выборов мы примем Закон «О языках», который будет предусматривать беспрепятственное функционирование русского языка на территории Украины в делопроизводстве, образовании, медицине, судопроизводстве. И я подпишу этот закон», — заявил Янукович, выступая в Крыму незадолго до второго тура выборов (8).

Партия Регионов обещает принять закон о защите прав русскоязычного населения в марте или апреле «для того, чтобы он вступил в силу до начала следующего учебного года». Решение соответствующих вопросов предлагается передать на рассмотрение областным советам и городским советам Киева и Севастополя. В случае принятия данного закона местные власти будут, например, по заявлению родителей обеспечивать обучение ребенка на русском языке при обязательном изучении государственного (украинского) языка. Чиновники местного самоуправления, работающие в регионах, принявших соответствующее решение, будут обязаны знать два языка и оформлять документы тоже на двух языках. В сфере судопроизводства, «в случае принятия облсоветом соответствующего решения, все документы должны дублироваться на двух языках», — разъясняет Б. Колесников, тут же оговариваясь, что «этот закон… не вводит второй государственный язык» (9).

Даст ли, однако, эта достаточно стройная юридическая схема (имея в виду, что Европейская Хартия региональных языков и языков меньшинств после её ратификации Верховной Радой является органичной частью законодательства Украины) гарантии свободному развитию русского языка – родного для огромной части населения страны? Думается, даже юридически безукоризненная имплементация Хартии не должна исключать дополнительных законодательных гарантий права пользования граждан Украины родным языком.

Партии Регионов доверяют в этом вопросе далеко не все. А ведь русские Украины составляют большинство населения страны. В ходе обследования, проведенного недавно Исследовательским агентством «IFAK Ukraine», на возможный вопрос предстоящей переписи о том, «какой язык для вас является родным», 37% опрошенных назвали русский, 34% – русский и украинский одновременно, 28% – украинский. Несмотря на пять лет «оранжевого» правления, Украина по-прежнему – более русско-, чем украиноязычная страна. Подавляющее большинство (54% опрошенных) убеждено, что русский язык должен получить равные права с украинским (то есть стать государственным языком). Ещ ё 18% предпочитают предоставить русскому статус второго государственного в местах компактного проживания русскоязычных граждан. И лишь 25% респондентов (в основном на западе) возражают против предоставления русскому языку статуса государственного (наравне с украинским) ( 10).

Смена вех на Украине произошла. Однако наследие Ющенко остаётся. Как преодолеть его, вот в чём вопрос! Достанет ли у новой власти мужества начертать курс развития страны, который не будет отныне противоречить чаяниям большинства её граждан?

Андрей Арешев

Источник: Империя

  • 46
  • 25.02.2010 18:06

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода