Чехия не хочет в еврозону

Читати цю новину російською мовою
Чехия не хочет в еврозону
В то время, как некоторые западноевропейские политики высказывают мысли о том, чтобы исключить из еврозоны утопающую в долгах Грецию, другую страну-члена ЕС, Чехию, все активно уговаривают ввести у себя евро.

В то время, как некоторые западноевропейские политики высказывают мысли о том, чтобы исключить из еврозоны утопающую в долгах Грецию, другую страну-члена ЕС, Чехию, все активно уговаривают ввести у себя евро. В свою очередь, чехи сами то ли не могут, то ли не хотят отказываться от привычной кроны – они считают, что европейцы пытаются их обмануть, подсовывая им общеевропейскую валюту.

В ЕС чехов с некоторых пор стали считать заправскими евроскептиками и противниками европейской интеграции. Судя по результатам регулярных социологических опросов, проводимых в этой стране, то такое клише может показаться незаслуженным: более 70% жителей Чешской республики полагают, что присоединение к Евросоюзу послужило на пользу их стране, и что Чехии следует держаться Европы. Самым настоящим, последовательным евроскептиком, по сути, можно назвать одного-единственного чеха, но зато самого главного – президента страны Вацлава Клауса. Он никогда не скрывал своего презрения в отношении «брюссельского бюрократического монстра» и последним во всей Европе согласился поставить свою подпись под так называемым Лиссабонским соглашением – новым базовым договором ЕС, который был принят в декабре 2009 года. Тем не менее, как минимум к одному европейскому «нововведению» чехи всегда относились с большим подозрением – а именно, к общеевропейской валюте.

Страны-члены еврозоны были бы рады принять Чехию в свой клуб: экономика этого государства, по крайней мере, до кризиса была весьма стабильной и неплохо развивалась, так что прими Чехия евро – это пошло бы на пользу общей валюте. Но чехам для подобного шага недоставало того, что принято называть «политической волей». А теперь им, похоже, недостает и экономической мощи. Нынешнее, переходное чешское правительство Яна Фишера все-таки желало бы ввести в стране евро так быстро, как это только возможно, но эксперты полагают, что раньше, чем в 2015 году, этого не произойдет. Экономический кризис обеспечил избалованным успехами минувших лет чехам рекордный дефицит госбюджета. Несмотря на то, что Чехия чувствует себя в экономическом отношении гораздо лучше многих стран ЕС, живой пример Греции льет воду на мельницу тех, кто хотел бы сохранить крону.

«Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь»

Главные сторонники введения в Чехии общеевропейской валюты – это, конечно, крупные предприниматели. «У нас нет в данный момент ни малейшей возможности безопасного планирования бизнеса, — подчеркивает, к примеру, член правления знаменитого чешского автостроительного концерна Skoda Холгер Кинтчер, комментируя итоговый баланс своей фирмы за 2009 год. — Чешская крона является своеобразным мячиком в игре международных финансовых инвесторов, но ни в коем случае не стабильной валютой, на которую можно положиться. Подобная ситуация для нас просто невыносима».

Skoda, являющаяся дочерним предприятием немецкого концерна Volkswagen, — крупнейший работодатель страны. Так что подобные жалобы не остаются «гласом вопиющего в пустыне». Кроме того, идею введения евро всеми силами продвигают чешские экспортеры. Так, по словам спикера чешского министерства финансов Олдрича Дедека, «предприятия в Чехии и, прежде всего, чешские экспортеры кровно заинтересованы в скорейшем введении евро. Такую же заинтересованность проявляют иностранные инвесторы. Для меня, как для финансиста, это является решающим аргументом в пользу евро: чешская экономика получает от экспорта в страны еврозоны львиную долю своих прибылей. Таким образом, присоединившись к ним, мы смогли бы не только сэкономить огромное количество денег, теряющихся на валютном трансфере, но и создать предпосылки для дальнейшего экономического развития страны».

«Руки прочь от чешской кроны!»

Впрочем, другой точки зрения придерживаются сами чехи – не финансисты, не крупные предприниматели и инвесторы, а те, кого принято называть «среднестатистическими гражданами». Чехи привязаны к своей кроне, пожалуй, не меньше, чем англичане – к фунту стерлингов. Причем, как замечает Олдрич Дедек, координирующий в чешском правительстве процесс присоединения к еврозоне, «проблема заключается в том, что в стране царит ощущение, что в кризисные времена крона нас защищает». Однако Дедек подчеркивает: «если взглянуть на экономические показатели страны, можно с уверенностью сказать: к сожалению, от кризиса крона не спасает. Валовой национальный продукт Чехии сократился в 2009 году на 4%. А ведь еще два года назад мы имели прирост в 6%. Подобные изменения иначе, как драматическими, не назовешь».

Тем не менее, с массовой психологией не поспоришь: чехи всерьез опасаются двух вещей, накрепко связанных в их сознании с понятием «евро»: скачкообразного роста цен, а также потери возможности, пусть и теоретической, обратиться к Евросоюзу за денежной помощью из специального стабилизационного фонда ЕС. Как известно, 50 млрд евро из этого фонда предназначены для удержания «на плаву» стран-членов сообщества, попавших в тяжелое экономическое положение и не принадлежащих к числу государств еврозоны. До сих пор такой помощью смогли воспользоваться венгры и латыши, в то время как Греция и Ирландия, на территории которых в обороте находится евро, вынуждены балансировать на грани банкротства, не имея возможности обратиться к финансовым средствам из этого фонда.

«Деньги были – деньги будут. Сейчас нет»

Возможность того, что для чехов в самом деле наступят тяжелые времена, становится все более серьезной. Бывшая страна «экономического чуда», Чехия переживает тяжелую рецессию. Аналитики много лет предостерегали чешское руководство о том, что финансовые и экономические реформы в стране запаздывают, так что теперь на общую кризисную ситуацию наложился еще и этот фактор. Нынешняя Чехии пока не является государством-банкротом, однако экономисты все чаще предрекают стране мрачное будущее. На этом фоне, как отмечает Олдрич Дедек, настроение чехов несколько изменилось: «В данный момент все пришли к согласию в том, что нам необходимы реформы, которые должны помочь нам соблюсти Маастрихтские критерии (условия принятия той или иной страны в еврозону – ред.). Не для того, чтобы вступить в еврозону, а для того, чтобы преодолеть собственный кризис и не дать продолжать безответственную финансовую политику прошлых лет. Иначе «греческий синдром» в конце концов проявится и у нас – Чехия обанкротится». По мнению Дедека, в этом смысле Греция стала для Чехии своего рода «прививкой от бездействия».

Таким образом, чехов интересует главным образом не то, когда в страну придет евро, а когда, наконец, придет правительство, которое решится на проведение экономической реформы. Так считает, в частности, вице-президент чешского Национального банка Мирослав Сингер. «Если мы хотим извлечь хоть что-то полезное из печального опыта Греции, то это следующее: если какая-нибудь страна присоединяется к еврозоне путем трюков и подчисток, не подготовив как следует свою экономику, ей приходится жестоко поплатиться за свою самонадеянность. Поэтому мы прежде всего должны постараться стабилизировать собственную экономику. Иначе нам это дорого обойдется, с евро или без него» — заявил он.

Таким образом, как лагерь чешских сторонников введения евро, так и лагерь противников присоединения к еврозоне чувствует себя победителем: пример Греции, трактуемый всеми по-разному, в итоге приводит к одному выводу — Чехии необходимы реформы. И только после экономических преобразований можно будет решать, вводить в стране евро или обойтись без него. В этом отношении рассудительным чехам можно позавидовать: они имеют возможность поучиться на чужих ошибках. В данном случае, на греческих.

Источник: Росбалт

  • 49
  • 01.03.2010 09:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода