Толкование Януковича. Российская версия

Читати цю новину російською мовою
Толкование Януковича. Российская версия
Избрание Виктора Януковича на пост президента Украины многим как в Украине (здесь «в», ибо речь пока об украинцах), так и в России не понравилось. Киевляне с высшим образованием много рассуждали о необходимости помнить, что Чехов был …

Избрание Виктора Януковича на пост президента Украины многим как в Украине (здесь «в», ибо речь пока об украинцах), так и в России не понравилось. Киевляне с высшим образованием много рассуждали о необходимости помнить, что Чехов был прозаиком, и даже украинским прозаиком его можно назвать с очень большой натяжкой. То есть вовсе нельзя. И еще поминали еще старорежимные обвинения в «изнасиловании», коим попрекали Виктора Януковича накануне и по ходу кампании 2004 года. Выходило что-то вроде «я, конечно, не за Тимошенко, но чтобы не быть против Януковича — непонятно, кем надо быть».

Российские наблюдатели либертарианского толка схожим образом интерпретировали Януковича-президента, добавляя, что от «кремлевского кандидата» ждать хорошего не стоит.

При ближайшем рассмотрении очарованность российских наблюдателей Юлией Тимошенко удивляет. Борис Немцов о Тимошенко после выборов, например, так высказался (оговоримся, что сам Немцов Тимошенко недолюбливает), «Она показала блестящий результат. Реально блестящий. Потому что быть премьер-министром в стране, когда бушует кризис, когда гигантский промышленный спад, когда огромная безработица, когда гривня девальвирована, когда огромный дефицит бюджета, когда настолько растут цены, — и набрать при этом, очевидно, столько голосов… Юлия Владимировна показала блестящий результат».

Он  вторит обозревателю «Газеты.ру» Наталье Геворкян: «Промежуточный результат «оранжевой принцессы» совсем не плохой, если принять во внимание занимаемый ею пост и сложную экономическую ситуацию в стране, а также то, что, даже будучи в открытом противостоянии с Ющенко, она все равно ассоциируется с властью, которая в день выборов в нормальных странах, как известно, должна ответить за все». Имманентно обоим высказываниям присущи: симпатия к Тимошенко, антипатия по отношению к Януковичу.

Между тем замена Тимошенко на Путина, гривны на рубль, а выборов на опросы ВЦИОМа, сделала бы возможными комментарии такого рода в устах любого из державных российских телекомментаторов. Природа этого феномена («популярности при непростой ситуации, когда ты у власти») у Тимошенко и Путина, вероятно, различны, но сама возможность простой замены говорит о том, что тезис «Тимошенко показала хороший результат, несмотря на см. выше» ложен. И прекрасный результат объясняется другими факторами (как-то: Запад+Центр против Януковича + село за Тимошенко или нечто подобное). Тимошенко называют «Путиным в юбке» — что же хорошего в ней могут увидеть российские либеральные политики и журналисты? Разве по совсем уж старой памяти Геворкян, написавшая некогда предвыборную «От первого лица». Какую классовую близость они узрели в Тимошенко?

Янукович в интерпретации российских как бы государственников несильно адекватнее — они отстраивают его образ исходя из идеологемы «антиоранжевый кандидат». Соответственно, все, что конкретному наблюдателю не нравится в «оранжевых» (то есть в Тимошенко, Ющенко и далее вплоть до Тягнибока, без указания года, пола и текущей политической позиции «оранжевого политика»), Януковичу не присуще. Он не будет дружить с НАТО, сделает русский язык вторым государственным, он «крепкий хозяйственник» (выражение Сергея Маркова). Про НАТО — наверно, но и с Россией активно дружить Янукович не обещал — в программе внеблоковый статус Украины. Русский язык — проблема, во-первых, шестнадцатая, во-вторых, посмотрим. Что там еще? «Хозяйственник»? Ой ли. Пока он, пожалуй, успел отметиться только очередной инвективой на тему «недопустимости ручного управления экономикой» (читай — правительство Тимошенко необходимо отставить). Иногда российские комментаторы-государственники вспоминали, что Янукович «проукраинский кандидат». Что, по всей видимости, правда.

Проблема интерпретации Януковича, Тимошенко и выборов на Украине (здесь уже «на», потому что по-русски так правильно) из России в том, что все «эксперты» — интерпретаторы пытаются навязать украинскому политическому процессу российскую логику. Вернее, не самому процессу, а его обозначению. Есть вот власть, имеется оппозиция. Есть демократы — стало быть им противостоят «антидемократы — авторитаристы». Демократы — это те, что западники, а те, что не говорят про Россию однозначное «фу» — те, стало быть, против свободы.

Зеркальную интерпретацию легко представить. Можно даже просто посмотреть какой-нибудь выпуск «Вестей недели» («оранжевая власть» — антинародна, возвеличивает нацистов, продает страну НАТО и т. п.).

Интерпретации демократ против антидемократа грешат, прежде всего, тем, что к украинским реалиям имеют мало касательства. Какой там Азаров или Тигипко хозяйственник (не Янукович, он за экономику не отвечает, чай не Путин в 2007-м) и каков потенциал могучей экономической мысли функционеров Партии регионов мы еще по всей видимости поглядим. После отставки правительства Тимошенко.

А вот что до «демократа» — таки демократ Янукович. Вот выступает Виктор Янукович в Верховной Раде после инаугурации. «Я подчеркиваю: эту особую роль в реформировании системы государственного управления вижу в Парламенте. Это — место для дискуссий. Это — место для сильной оппозиции, которая должна контролировать действия Правительства и Президента. Но, в первую очередь, это — место для сильного и стабильного парламентского большинства», — заявляет.  Аналогичный афоризм, приписываемый спикеру нижней палаты российского парламента, цитировать излишне (на первой сессии Госдумы в ранге спикера Борис Грызлов заявил, что «Государственная Дума — это не та площадка, где надо проводить политические баталии, отстаивать какие-то политические лозунги и идеологии, это та площадка, где должны заниматься конструктивной, эффективной законодательной деятельностью»). Борис Грызлов, надо сказать, представлял на инаугурации Россию, что придает высказыванию четвертого президента Украины дополнительную пикантность.

У «либеральных демократов» в российской традиции имеется некоторая болезненное временами свойство «обожествлять» процедуру. Стоит вспомнить, применительно к украинскому процессу, что не Янукович, вопреки законодательству, требовал проведения третьего тура в 2004-м году, шантажируя власти возможностью силового варианта. Как Партия регионов планирует отправить в отставку правительство Тимошенко? Насколько можно судить — с соблюдением всех возможных приличий по действующему законодательству — после создания новой коалиции. Либеральные демократы в российской традиции — противники революций (оправдываются, правда, события 1991 года). Революционных сценариев Янукович избегает, он даже власть уступил пять лет назад перед угрозой гражданского противостояния. Либеральные демократы в экономике — сторонники свободы предпринимательства. В украинской истории последних пяти лет не Янукович, а Тимошенко призывала к национализации неправильно приватизированных предприятий. И даже национализировала «Криворожсталь».

Имеющие идеологическую основу толкования Януковича из России, таким образом, слабо отделимы от внутреннего российского политического дискурса, в котором вечно борются западники со славянофилами. Каковые толкования стоит признать крайне интересными с точки зрения истории борьбы идей, но мало дают для понимания того, что ждет Украину и что такое Янукович.

Российские власти, надо сказать, по отношению к украинским выборам выглядели адекватнее интерпретаторов. Просто они заняли позицию пассивно-прагматическую. Премьер-министр Владимир Путин в ходе декабрьского общения с россиянами рассказывал, что по линии правительства работает с Тимошенко, а по партийной единороссовской — с Партией регионов. Однако сама украинская политика (и здесь тоже несвойственная российским интерпретаторам отвлеченность) им непонятна и не близка: Путин в выступлении на Госсовете по развитию политической системы призвал не допускать «украинизации российской политики». Честно, четко, по-военному просто. У нас в парламенте нет места для дискуссий, у нас управляют экономикой в ручном режиме. У нас равноудаляют крупный бизнес от Лондона до Краснокаменска.

В 2005 году очарованный оранжевой революцией российский журналист Валерий Панюшкин радовался за Украину, мол, не понравится президент — через пять лет выберут другого. Совершенно справедливое, надо сказать, замечание. Не понравился. Не понравится новый — через пять лет выберут еще одного. Это же Украина.

Михаил Захаров

Источник: Полит.ру

  • 35
  • 09.03.2010 01:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода