New York Times: отношение Европы к США инфантильное и фетишистское

Читати цю новину російською мовою
New York Times: отношение Европы к США инфантильное и фетишистское
Китай с его четким пониманием своих стратегических интересов внушает Обаме больше уважения, чем объединенная Европа, безвольно уступающая разнобою в собственных рядах. Европе необходимо преодолеть зависимость от Америки.

Президент Обама с интересом узнает, что у Европы появился телефонный номер. Ему доложили: Евросоюз в конце концов отреагировал на знаменитую шутку Генри Киссинджера (он как-то осведомился, по какому номеру звонить в Европу), назначив своим президентом бельгийца по имени Херман ван Ромпей ( Herman Van Rompuy) и выделив ему круглосуточную телефонную линию, пишет «The New York Times» (США).

Обрадованный Обама решает тут же связаться «с Европой» — то-то Генри удивится! Однако президент США забыл о разнице во времени — и нарывается на автооветчик: «Добрый вечер, вы позвонили в Европейский Союз, с вами говорит Херман ван Ромпей. К сожалению рабочий день у нас закончился. Предлагаем на выбор следующие услуги: если хотите узнать точку зрения Франции, наберите 1, Германии — 2, Британии — 3, Польши — 4, Италии — 5, Румынии — 6…». Обаме остается лишь повесить трубку.

Этот самокритичный анекдот рассказал на прошлой неделе финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb)  — дело было на заседании о будущем НАТО, проходившем на прошлой неделе в Хельсинки. Альянс — в этом году он должен представить свою новую доктрину — стремится к более тесному взаимодействию с ЕС, но для этого, естественно, было бы полезно, чтобы объединенная Европа тоже определилась с собственными стратегическими приоритетами.

Внешнеполитический курс Обамы вызвал у Европы нечто вроде шока. По сути нынешнего президента США нельзя назвать ни «западником», ни атлантистом. Он вырос в Индонезии и на Гавайях — куда уж дальше от Восточного побережья США! «Есть весьма веские основания считать его представителем «послезападного» мира», — отмечает Констанца Штельценмюллер (Constanze Stelzenmüller) из Фонда Маршалла «Германия-США».

Мировоззрение Обамы определяет не великое противостояние времен «холодной войны», связавшее вместе Европу и США, а глобализация, и его больше интересуют Тихоокеанский регион и Африка. Он, конечно, может произнести уважительную речь на очередной годовщине высадки союзников в Нормандии, но в то же время Обама — пожалуй первый президент США, у которого это событие и его символическое значение не находит эмоционального отклика.

Чтобы осознать все эти реалии, потребовалось время, поскольку Европа, охваченная неприязнью к Джорджу Бушу-младшему, поначалу восприняла Обаму как «спасителя», который восстановит связь между двумя берегами Атлантики. Однако европейских лидеров постигло разочарование — один из другим они столкнулись с прохладной отстраненностью нового президента. В Старом Свете воцарилось чувство обиды: про нас забыли!

На деле, однако, Обама — прагматик до мозга костей. Ему нужна помощь европейцев, особенно в Афганистане, но взгляд нынешнего президента не застилает пелена «атлантизма», для него более насущными стратегическими приоритетами являются отношения с Китаем, Индией, Ближним Востоком, Россией. Он обеспечивает переход США в «послезападный» мир, или, если выразиться конкретнее, помогает Америке адаптироваться к новой ситуации, когда ее влияние на международной арене ослабевает.

Как воспримут американцы этот трезвый внешнеполитический курс, где вдохновляющая риторика об американской «исключительности» уступает место реализму, нам еще предстоит увидеть. Что же касается европейцев, то они просто не знают, как им быть.

Нынешнюю ситуацию удачно охарактеризовали Джереми Шапиро (Jeremy Shapiro) и Ник Уитни ( Nick Witney): в своем докладе, подготовленном по заказу Европейского совета по международным отношениям ( European Council on Foreign Relations) они назвали отношение Европы к Соединенным Штатам «по сути инфантильным и фетишистским». Речь идет о том, что у европейских государств выработалась своеобразная «обсессивная зависимость» от Америки (при всей критике а адрес Вашингтона), мешающая им сформировать четкую единую позицию ЕС. «Америка хочет быть не покровителем, а партнером Европы, но она не может извне избавить Старый Свет от «клиентского» статуса, — отмечают авторы, добавляя. — Разрозненное и неэффективное «сборище» европейских государств все больше будет оказываться на обочине мировых процессов».

На мой взгляд Китай с его четким — пусть и конфронтационным — пониманием своих стратегических интересов внушает Обаме больше уважения, чем объединенная Европа, безвольно уступающая разнобою в собственных рядах.

Чтобы «открыть саму себя» Европе необходимо преодолеть зависимость от Америки. И это открытие может стать основой для сохранения связей с Новым Светом. Что же касается прежнего «межатлантического мира», то он, как выразился медведь Балу в диснеевском мультфильме по «Книге джунглей», уже «ушел, дружок, совсем ушел».

Чтобы Лиссабонский договор стал не клочком бумаги, а ван Ромпей — не просто декоративной фигурой, Евросоюзу необходимо выработать четкую стратегию по отношению к Китаю, России, ближневосточному мирному процессу, Афганистану, энергетической безопасности — и это лишь пять проблем, по которым у него отсутствует единая позиция. Кроме того, теперь даже Франция осознала, что соперничество между ЕС и НАТО в ситуации, когда Западу необходима сплоченность для того, чтобы хотя бы удержать свои позиции — это нелепость и идиотизм. Таким образом, европейцам необходимо как следует поработать и над координацией своей военной стратегии.

В одном из недавних выступлений министр обороны США Роберт Гейтс (Robert Gates) крайне резко высказался в адрес Старого Света: «Демилитаризация Европы — ситуация, когда у значительной части общества и политического класса выработалось неприятие военной силы и рисков, связанных с ее применением — из блага, каковым она была в 20 веке, в нынешнем столетии превратилась в препятствие  на пути к подлинной безопасности и прочному миру».

На мой взгляд, здесь он хватил через край. Вклад и жертвы Европы в Афганистане очень велики. Кроме того, я не думаю, что европейские страны должны увеличить свои военные бюджеты — пусть по этому показателю они сильно отстают от Соединенных Штатов. Вместо этого Европе необходимо за счет выработки единых приоритетов в сфере оборонных ассигнований избавиться от дублирования и ненужных расходов. В военных вопросах, как и во внешнеполитических, «неатлантисту», поселившемуся в Белом доме, нужна от Европы четкость, а не бесконечная цифирь по автоответчику.

Источник: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 62
  • 10.03.2010 02:53

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода