Киргизия заневестилась. Я — девушка честная, но «многовекторная»…

Читати цю новину російською мовою
Киргизия заневестилась. Я — девушка честная, но «многовекторная»…
Москве не нравятся заигрывания Бишкека с Вашингтоном и НАТО. Америке не нравятся обещания Кыргызстана в ответ на деньги из России. Одним словом, «честная девушка» ищет выгоду и пока, окончательно, с партнером не определилась, хотя деньги и "

«Я — девушка честная, но „многовекторная“…

Модное нынче выражение „многовекторность в политике“ один мой знакомый „перевел“ на доступный язык, пусть и грубовато, но, на мой взгляд, точно — „проституция все это“. Хотя тут же оговорился, что представительницы первой древнейшей профессии честнее политиков…
Этот разговор вспомнился мне при знакомстве с информацией о последних „телодвижениях“ руководства Кыргызстана.

Но сначала вернемся на год назад в Москву. После встречи с Дмитрием Медведевым Курманбек Бакиев заявил, что принято окончательное решение о выводе с территории Кыргызстана авиабазы „Манас“, на которой базировались антитеррористические силы НАТО. В подобных случаях возникает интерес по поводу „цены вопроса“. Ее озвучил президент России. Согласно подписанным документам, РФ имела намерение оказать Кыргызстану определенную финансовую поддержку. В СМИ эти слова расшифровали детально: безвозмездная финансовая помощь России Кыргызстану в 150 миллионов долларов, льготный кредит в 300 миллионов долларов, инвестиции в 1,7 миллиарда долларов на строительство Камбаратинской ГЭС, а также списание 180-миллионного долларового долга в обмен на 48 процентов акций завода „Дастан“. И хотя Бакиев отрицал связь между российской помощью объемом более 2 миллиардов долларов и решением о выводе из Кыргызстана авиабазы „Манас“, все все поняли, ведь нельзя считать всех дураками или несмышленышами, которые не понимают, что такие кредиты и инвестиции просто так не выдаются, и под них Кыргызстан взял на себя конкретные обязательства.

Естественно, Россия с помощью денег стремилась „привязать“ Кыргызстан и возыметь в первую очередь не материальные, а политические дивиденды. Весной прошлого года Кыргызстану были перечислены 150 миллионов долларов финансовой помощи и 300 миллионов долларов льготного кредита. То есть Россия сделала первый шаг в выполнении взятых на себя обязательств, ожидая соответствующих шагов от Кыргызстана. Наверное, никто не сомневается, что после вывода авиабазы „Манас“ с территории Кыргызстана и правильного использования помощи и кредита, Москва продолжила бы перечисление оговоренных средств. Но тут возникла заминка.

Во-первых, в начале июля прошлого года Бакиев подписал закон о ратификации Соглашений о сотрудничестве между правительствами Кыргызстана и США, согласно которым вместо базы „Манас“ создается Центр транзитных перевозок. Смена вывески не изменило сути. Во-вторых, вскоре появилась информация о том, что завод „Дастан“ в Кыргызстане готовы передать КНР. А в-третьих, Бишкек не мог толково объяснить Москве куда и на что конкретно были израсходованы уже перечисленные 450 миллионов долларов. А расходовали их на свое усмотрение и даже пытались „навариться“ на кредите. Как заявил первый секретарь посольства РФ в Бишкеке Виталий Скринник: „Киргизские власти использовали выделенные средства на создание фонда для кредитования других с целью извлечения доходов. Здесь мы имеем дело с нецелевым использованием указанных средств в 450 миллиона долларов. Кыргызстан имеет определенные обязательства. Они должны создать структуру и разработать программу по этому кредиту“.

Понятное дело, что российская сторона приостановила свои действия по выполнению принятых документов и не торопится выделять кредит в 1,7 миллиарда долларов на строительство Камбаратинской ГЭС-1. Реакция понятна. Вкладывая во что-то деньги, каждый надеется получить желаемый результат. А если нет результата — то и вкладываться дальше не имеет смысла.
Тем не менее, кыргызская сторона настойчиво стремится заполучить „камбаратинские“ 1,7 миллиарда. Это было главной целью недавней поездки премьер-министра Усенова в Москву на очередное заседание межправительственной комиссии. Но попытка „выбить“ деньги не увенчалась успехом.

В этом свете можно считать ответом Москве возможность создания США военно-тренировочного центра стоимостью порядка 5,5 миллиона долларов в Баткене, там же, где предполагалось разместить российскую военную базу.
Цель Бишкека можно понять — необходимы деньги, много денег и, желательно, без „отработки“. Но затеваемые ради этого игры, чреваты последствиями.

Превратившись после вступления в ВТО региональную „барахолку“ и бездарно загубив промышленный потенциал, созданный в советское время, Кыргызстан вполне однозначно воспринимается, как государство, руководство которого ради собственной выгоды способно на многое. „Заигрывая“ то с Россией, то со Штатами, то с Китаем, Бакиев пытается в первую очередь выбить деньги. Но финансовые потоки, которые потекли на „островок демократии“ в 90-е, ушли, как вода в песок. И теперь мало слов, нужны и действия. Официальный Бишкек и действует. Правда, его действия нельзя считать обдуманными.

Например, Кыргызстан так и норовит принять участие в любой „тусовке“, например, в различных союзах и объединениях, хотя понятно, что там он будет на второстепенных ролях. Но есть надежда урвать хотя бы толику денег. В частности, в июне минувшего года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Армения подписали в Москве договор об учреждении антикризисного фонда ЕврАзЭС. Цель фонда благородная: содействие дальнейшему углублению интеграции экономик государств-участников, обеспечение их экономической и финансовой устойчивости, а также преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса. И хотя фонд еще окончательно не оформился и странам-участницам еще предстоит внести в него свои взносы, Кыргызстан уже направил заявку на получение кредита в 120 миллионов долларов. А вдруг обломится? Но с учетом того, что уставный капитал фонда большей частью формируется Россией — 7,5 миллиарда долларов, а Кыргызстан для вхождения в число учредителей должен внести… 1 миллион долларов США — а также тех шагов, которые предпринял в последнее время Бишкек, проигнорировавший российские интересы в регионе, есть большое сомнение в том, что „обломится“, ведь при соотношении вносимых в фонд средств понятно, кто будет играть первую скрипку при принятии решений о выделении средств.

Понятно, что Москве не нравятся заигрывания Бишкека с Вашингтоном и НАТО. Америке не нравятся обещания Кыргызстана в ответ на деньги из России. Одним словом, „честная девушка“ ищет выгоду и пока, окончательно, с партнером не определилась, хотя деньги и „подарки“ от всех возможных ухажеров принимает. При такой ситуации в жизни есть много случаев, когда такие девушки, в конце концов, оказываются в одиночестве, брошенные всеми ухажерами, которым надоели девичьи капризы и выкрутасы.

Для руководства Кыргызстана подобное одиночество подобно смерти, ведь из-за непродуманных и некомпетентных действий руководства, страна уже приближается к социальному взрыву, предупредить который можно только с помощью финансов. Отсюда и „многовекторность“ в политике руководства Кыргызстана, а проще говоря — жизнь по принципу: „отдамся тому, кто больше заплатит“… Но согласен ли с этим принципом сам народ Кыргызстана?

Калысбек ЖЭЭНБЕКОВ
[email protected]

Источник: Центр Азия

  • 132
  • 14.03.2010 08:36

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода