Москва впервые поддержала революцию в республике СНГ. С чего бы это?

Читати цю новину російською мовою
Москва впервые поддержала революцию в республике СНГ. С чего бы это?
С самого обретения независимости и вплоть до сегодняшнего дня власти Киргизии регулярно заявляют, что Россия для них – самый главный внешнеполитический партнер. На деле все получается не совсем так.

Напряженные отношения с Бишкеком у Москвы были еще при президенте Акаеве. Конечно, Акаева нельзя было назвать антироссийским политиком, но в Москве его не очень любили. Неслучайно во времена его правления в Киргизии появилась американская военная база.

При Бакиеве говорить о сотрудничестве между странами вообще не приходилось. И совсем не потому, что президент, пришедший к власти в результате «революции тюльпанов», был слепым фанатиком проамериканского курса и не желал иметь с Россией ничего общего. Нет, Бакиев с удовольствием вел переговоры с Москвой о новых совместных проектах, но их реализация все время останавливалась из-за тотальной коррумпированности киргизских властей.

В начале 2009 г., например, правительства двух стран подписали соглашение о строительстве в Киргизии Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын. Проект был жизненно необходим для киргизской экономики, страдающей от хронического дефицита электроэнергии. Россия обещала инвестировать в строительство $1,7 млрд в обмен на соответствующие подряды для российских компаний от киргизского правительства. Соглашение было подписано более года назад, но реализовывать его никто не спешит. Потому что первый транш средств, выделенных Москвой Бишкеку, бесследно растворился где-то в недрах киргизского правительства.

То же самое произошло с кредитом в $2,2 млрд, который в феврале в 2009 г. Россия обещала предоставить Киргизии на развитие, модернизацию и борьбу с последствиями мирового кризиса. Первый транш в $350 млн был выделен, но киргизские власти решили истратить его на нужды сына президента Максима Бакиева, из-за чего действие и этого двустороннего соглашения было приостановлено.

Москве также очень не нравилось то, как Бакиев распоряжается своими преимуществами от членства в разных постсоветских международных организациях. Вступив в ЕврАзЭС, Киргизия получила возможность импортировать российские нефтепродукты по льготным ценам благодаря нулевым экспортным пошлинам. Бакиев этим воспользовался и стал зарабатывать на реэкспорте российской нефти в третьи страны. После этого Москва отменила льготы для Киргизии.

Так что новому руководству Киргизии вряд ли удастся испортить отношения с Россией еще больше, чем это сделал Бакиев. Скорее, наоборот, новым властям, наученным печальным опытом своих предшественников, придется проводить гораздо более рациональную внешнюю политику, учитывающую национальные интересы всей Киргизии, а не только правящего клана.

В последнее время по выступлениям лидеров оппозиции, той же Розы Отунбаевой, было ясно видно разочарование в Западе и переориентацию на сотрудничество с Россией. Новое киргизской руководство гораздо лучше Бакиева осознает, что Россия – незаменимый экономический партнер для Киргизии. Она – единственный поставщик в страну нефтепродуктов.

Значительная часть валютных доходов Киргизии – это денежные переводы трудовых мигрантов, работающих в России. Москва демонстрирует готовность оказывать Киргизии финансовую и технологическую помощь. К тому же Москва – естественный союзник Бишкека в борьбе с региональными угрозами терроризма и исламского экстремизма.

Сегодняшние переговоры Путина и Отунбаевой – это очень хороший знак для будущего российско-киргизских отношений. Впервые Москва поддерживает революцию на территории СНГ. Значит, в российском руководстве понимают, что силовая смена власти в Киргизии была вызвана не вмешательством заграницы, а объективными внутренними причинами: провальной политикой президента Бакиева. А это дает надежду на более тесное и продуктивное сотрудничество между двумя странами.

Что касается отношений Киргизии с другими государствами, то здесь больших изменений ожидать не стоит. Большего всего проблем у Киргизии с Узбекистаном. Ташкент еще со времен событий в Андижане считает киргизов главными разносчиками революционной заразы в регионе, поэтому граница между двумя странами сейчас закрыта, а в узбекских СМИ нет ни слова о смене власти в Киргизии. Казахстан тоже усилил охрану своего участка киргизской границы, но здесь изоляция, аналогичная узбекской, Бишкеку не грозит. У казахов слишком серьезные интересы в киргизской экономике и жертвовать ими ради президента Бакиева они не станут.

То же самое можно сказать и об отношениях с Китаем. Пекин уже много раз доказывал, что превыше всего ставит экономические интересы и готов искать общий язык с любым режимом. А Киргизия в китайских товарах нуждается не меньше, чем в российских энергоносителях. В отношениях с США тоже вряд ли что-нибудь поменяется. Из-за смены власти в Бишкеке Киргизия не перестанет нуждаться ни в валютных поступлениях за аренду военной базы в Манасе, ни в иностранной помощи в борьбе с терроризмом.

Автор: Дании Кислов, Slon.ru

Источник: Власти.нет

  • 61
  • 09.04.2010 16:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода