Ребята, почему вы «бараны»?

Читати цю новину російською мовою
Ребята, почему вы «бараны»?
Что кроется за вывесками команд? По каким причинам спортивные клубы решают назвать себя так, а не иначе? Где-где, а в Северной Америке ответы на эти вопросы почти всегда весьма и весьма любопытны.

На нашей с вами родине дела, увы, обстоят не вполне так. Есть, конечно, несколько классических брендов, а также производственные названия, точно указывающие, откуда у команды растут натруженные руки («Металлург», «Химик», «Строитель», «Пастижер», «Фильмотекарь», «Халвомес»… продолжение списка — в рубрике коллеги Дзичковского «Профессия»). Но дальше  — сплошные слезы.

В советские времена командам часто давали пресные ярлыки, говорившие только об устремлении членов ДСО к похвальным, но очень абстрактным идеалам — «Прогресс», «Авангард», «Заря», «Старт», «Зенит», «Горизонт». Иногда идеалы были вполне конкретными, но все равно труднодосягаемыми — «Сталинец», «Кировец», «Чкаловец», СК им. Урицкого. Пользовался популярностью и совсокрновояз — «Сибэлектромотор», «Экскаватортяжстрой», «Промкооперация», «Химволокно». Гордо реял над самыми разными регионами державы «Буревестник» — даже над теми, где этой птице делать совершенно нечего. Например, над седыми равнинами Кишинева и Томска.

Для Америки, где название клуба изначально нужно было рекламировать и продавать, советские штампы, конечно же, не подошли бы. Названия местных клубов почти всегда несут какое-либо историко-краеведческое значение. Рассказать обо всех — занятие кропотливое, но если подойти к вопросу системно…

В общем, разобьем-ка мы обширную семью американо-канадских брендов на категории. Ну там звери, люди, география, история, одежда (да, и она), похвала, оскорбления (а вы как думали?), реклама, музыка. Так будет легче. Сегодня раскроем самую обширную тему  — братьев наших меньших.

Крылья, ноги и хвосты

В настоящий момент под окном вашего корреспондента весело прыгает птичка с черно-оранжевым оперением. В ее наличии нет ничего удивительного: ваш корреспондент живет рядом с городом Балтимор в штате Мэриленд, а птичка зовется балтиморской иволгой. Не только потому, что водится в этом портовом городе (как и по всей территории восточных США), но и потому, что цвета ее оперения идентичны раскраске фамильного герба лорда Балтимора. Этого факта птичка божья не знает. Равно как и того, что является официальной эмблемой штата Мэриленд и крестницей бейсбольного клуба «Балтимор Ориолз», играющего в форме черного и оранжевого цветов.

В Балтиморе птичья тема вообще актуальна. Местная команда по американскому футболу (далее — просто футболу) зовется «Балтимор Рэйвенз» — в честь известной поэмы Эдгара Алана По «Ворон». Писатель умер в Балтиморе, здесь и похоронен, и на его могильном камне сидит ворон. И будет сидеть. Потому что тоже каменный и не взлетит. Nevermore.

Нигде, однако, не пестуют пернатых так, как в Атланте. Опять же, не обошлось без птичьей эмблемы штата: у Джорджии это коричневый кривоклювый пересмешник, подаривший имя хоккейной команде «Трэшерз». Да, бывшая команда Ковальчука — именно «Пересмешники», а вовсе не «Дятлы», как повелось с легкой руки безграмотных представителей российской прессы. Атлантскую футбольную команду «Фалконс» («Соколы») назвали сами болельщики: специальный конкурс выиграл некий школьный учитель, утверждавший, что сокол  — «гордая птица, исполненная достоинства и храбрости».

А вот у баскетбольных «Ястребов» («Хокс») история посложнее. Команда была основана в штате Иллинойс, где носила название «Блэк Хокс» — «Черные ястребы». И отнюдь не в честь птицы, а в память о Войне Черного Ястреба, бушевавшей в тех местах в первой половине XIX века между армией США и индейцами под предводительством одноименного вождя. К нему мы вернемся в следующем выпуске. В 1951 году баскетболисты переехали из Иллинойса в Висконсин, где память об индейских войнах была неактуальна, и клуб сократил свое название до «Хокс». Позже «Ястребы» перелетели в Сент-Луис, а уж потом, в 1968-м, добрались и до Атланты.

Футбольный клуб из приморского Сиэтла нарек себя «Сихокс», что буквально переводится как «Морские ястребы», а по-научному — «Скопы». Есть такая птица из отряда соколообразных, проявляющая свое храброе достоинство в охоте за бессловесными рыбами. А их коллеги из Филадельфии — «Иглз» («Орлы»)  — появились на свет в суровые годы Великой депрессии и назвали себя в честь эмблемы Национальной администрации по восстановлению промышленности, созданной президентом Рузвельтом. В целях борьбы с экономической чумой это агентство рекомендовало американскому бизнесу поумерить конкуренцию и облегчить жизнь рабочим. Те компании, которые соглашались с политикой президента, изображали на своих товарах и окнах офисов синего орла.

Некоторые команды выбирают себе в талисманы птиц довольно безобидных и даже нелепых. Одна из них, оклеветанная уже упомянутым буревестником, прижилась в Питтсбурге — на хоккейных свитерах клуба «Пенгуинс». Тут все дело в недоразумении: команду нарекли в честь ее арены, напоминавшей по форме жилище эскимосов. Конечно же, пингвины имеют к эскимосам еще меньшее отношение, чем буревестники — к Кишиневу, но география и Америка — давние геополитические противники.

Монреальская команда по канадскому футболу носит очень мирное название «Алуэт», что по-французски означает «Жаворонки», хотя на эмблеме клуба эта дивная птаха изображена безумно злой и даже зубастой. Команда названа в честь народной песни, ставшей своего рода гимном франкоканадцев. «Жаворонок, добрый жаворонок, — поется в этой детской песенке. — Жаворонок, я тебя ощиплю. Я ощиплю твою голову, я ощиплю твою шею… » Ну и так далее. Сюжет песни постепенно продвигается в южном направлении, и судьба доброго жаворонка раскрывается во всех ужасных деталях.

В другой части континента, в городе Анахайм, играют «Утки» — «Дакс». Эти и вовсе обязаны своим существованием Голливуду: команду основала в 1993 году компания «Дисней», а ровно за год до этого на экраны вышла комедия, раскрывающая темы хоккея, алкоголизма, чувства локтя, детских психологических травм и толстых вратарей по фамилии Гольдберг. Фильм, как и главные его герои, назывался «Могучие утки», и грех было не наречь клуб НХЛ в честь киношных недотеп, героически преодолевших свое неумение стоять на коньках и удерживать на голове шлем. Поначалу команда так и называлась — «Майти дакс», но в 2006-м, когда «Дисней» продал команду, могучесть из названия изъяли серьезности ради. В тех же целях перекрасили и форму — из легкомысленно-баклажанной в авантажно-черную.

«Дакс» — еще и название команд Орегонского университета, но оно, по крайней мере, уходит корнями в далекое прошлое — аж в конец XIX века. Поначалу орегонских студентов называли «Вебфутс» — «Перепончатые», потому что в силу погодных особенностей штата им часто приходилось шлепать по лужам. Позже журналисты подыскали более лаконичный синоним. Впрочем, от «Диснея» не ушли и орегонцы: долгое время талисманом клуба был главный мультселезень всех времен и народов — Дональд.

Семейство кошачьих

Гордо реять — это, конечно, романтично, но в спорте еще больше ценится склонность к рванию и метанию, и эти навыки лучше всего раскрываются в крупных наземных хищниках. Сердитыми кошками утыкано великое множество эмблем на всех уровнях американского спорта, особенно на младших. (Диалог из телесериала «Симпсоны» достаточно показателен: «Кто мы?» — «Дикие коты!» — «Кого мы победим?» — «Диких котов!»)

Первыми на знаменитое семейство обратили внимание бейсболисты из Детройта, названные на рубеже веков «Тиграми» — «Тайгерс». Но не потому, что они как-то особенно зловеще махали битами, а всего лишь из-за своих полосатых черно-оранжевых гетров. Это название, однако, стало настолько популярным, что много лет спустя, когда в Детройт приехала футбольная команда, ей ничего не оставалось, как назвать себя «Лайонс» — «Львами». Чтобы соответствовать.

Кошкомания НФЛ привела в итоге к тому, что сейчас в футбол играют «Бенгальцы» («Бенгалс») из Цинциннати, «Ягуары» («Джэгуарс») из Джексонвилля и «Пантеры» («Пантерс») из Каролины. Первые названы в честь старой, давно забытой команды, игравшей в 30-е годы, вторые — потому что созвучно с названием города, а третьи — просто так, потому что черные и классные. Другое дело — их хоккейные тезки из Флориды. Флоридские пантеры («Флорида Пантерс»)  — вполне реальные, пока еще существующие животные. «Пока еще» — потому что находятся на грани вымирания и охраняются государством.

Канадский футбол тоже не избежал напасти. В Ванкувере играет клуб «Би-Си Лайонз» («Львы из Британской Колумбии»), названный в честь двух тамошних горных пиков. Романтичные ванкуверцы считают, что они подобны двум львам, сидящим на страже у порога города.

Зато лучше всех выступил клуб из Гамильтона, носящий название «Тайгер-Кэтс». «Тигро-коты»? «Тигровые кошки»? «Котигры»? Двойное название получилось от слияния двух клубов — «Тайгерс» и «Флаинг Уайлдкэтс» («Летающие дикие коты»… час от часу не легче).

Хоккейная команда из Нэшвилла называется «Хищники» («Предаторз»), но подразумеваются опять же кошачьи  — саблезубые тигры, головы которых изображены на свитерах клуба. Когда-то рабочие, рывшие котлован в центре Нэшвилла, откопали там скелет доисторической киски — факт, которым столица музыки кантри до сих пор очень гордится.

А вот у баскетболистов из Шарлотт название — с двойным дном. «Бобкэтс» по-английски означает «Рыси» (и именно рысь изображена на эмблеме), но на самом деле имеются в виду «Коты Боба». Основатель клуба Боб Джонсон, которому не грозит летальный исход от скромности, назвал детище в честь себя любимого.

Превед!

Как всем нам известно, американцы считают, что по улицам России толпами бродят медведи. Нам-то это известно, а вот американцам — увы. Невдомек им, что они так считают. Во всяком случае, этот конкретный стереотип ваш корреспондент за все годы жизни в Штатах слышал произнесенным исключительно на русском языке.

Да и к чему американцам попрекать кого-то медведями, когда они сами косолапого чтут и уважают?

Взять, например, самый что ни на есть Чикаго. Там играет бейсбольный клуб «Кабс» — «Медвежата». Название, правда, иносказательное: оно появилось в 1902 году, когда состав команды вдруг резко омолодился. Футбольный клуб, очутившийся в Чикаго 20 лет спустя, назвал себя «Бэарз» — «Медведи». Опять же, чтобы примазаться к более популярному виду спорта. Но и чтобы подчеркнуть разницу в габаритах между футболистами и бейсболистами тоже. Основатель «Медведей» Джордж Халас до конца жизни носил прозвище «Папа-медведь».

Калифорния так и вообще водрузила медведя на свой флаг — факт, который отмечает название команд Калифорнийского университета «Калифорния Голден Бэарз». Медведи тут не простые, а золотые, ибо Калифорния — еще и Золотой штат.

Хоккейная команда из Бостона зовется «Брюинз» — имя медведя, персонажа европейских сказок. Можно перевести, как «Топтыгины». Это тот случай, когда название подгоняли под уже имевшиеся цвета формы. Хозяин клуба нарядил хоккеистов в желто-коричневую гамму — чтобы было похоже на вывески его магазинов. Генменеджеру показалось, что к таким цветам надо обязательно назваться чем-нибудь медвежьим.

А вот баскетбольный клуб из Мемфиса совершенно неуместно зовется «Гризлис». Медведи в штате Теннеси есть, но уж никак не гризли, которые обитают исключительно на северо-западе континента. Именно там, а точнее — в Ванкувере, команда и была основана. Там гризли — тотемное животное канадских индейцев. Перебравшись на юг, клуб поначалу хотел назвать себя «Мемфис Экспресс», но НБА быстро просекла связь со спонсором команды — компанией «Федерал-экспресс». Называть себя в честь корпораций американских клубам запрещено, и это правило блюдется свято. Видимо, фантазия новых владельцев на этом иссякла, потому что команда так и осталась «Гризлис».

Прочие хищники

Не оставлено в стороне и другое агрессивное зверье, подобранное главным образом по географическому признаку. Скажем, штат Аризона — пустынный край, и тамошние команды, хоккейный «Финикс Койотиз» и бейсбольный «Аризона Дайамондбэкс», отражают особенности тамошней фауны. Бейсболисты названы в честь гремучей змеи, по-умному рекомой Crotalus atrox. По-русски эта мерзость — одна из самых ядовитых гадюк Северной Америки, называется «техасский гремучник», а по-английски — diamondback, из-за ромбического узора на спине (diamond — алмаз, back — спина).

Баскетболисты из богатой лесом Миннесоты вполне уместно называют себя «Волками» («Тимбервулвс» на местном сленге). Студенты Мичиганского университета назвали свои команды «Росомахами» («Вулверинс») в честь официального прозвища Мичигана  — Росомаший штат. Почему он так прозван, однако, никто не знает, ибо росомах в Мичигане практически нет. Скорее всего, французские охотники всех повывели еще в бурбонские времена.

Ну а торонтский баскетбольный клуб взял пример с анахаймского хоккейного и дал себе кинематографическое имя — «Рэпторс». Это сокращение от «Велоцирапторы» — этакие маленькие, но вредные динозаврики, завалившие кучу народу в фильме Стивена Спилберга «Парк Юрского периода». Он как раз в то время гремел на весь мир, и новый канадский клуб решил запрыгнуть на гребень волны популярности.

Морепродукты

Не забыты и морские твари, среди которых тоже встречаются достаточно жуткие создания.

Как, например, марлин — объект суровой мужской любви главного героя повести Хемингуэя «Старик и море». Эта рыбина, в изобилии водящаяся в Мексиканском заливе, дала название бейсбольной команде «Флорида Марлинс». Виною тому не столько бывший флоридский житель Эрнест, сколько хозяин клуба Уэйн Хайзенга, заядлый рыбак.

Есть во Флориде и менее милые водоплавающие, о чем напоминает Флоридский университет и его команда — «Гэйторс» («Аллигаторы»).

Там же неподалеку играет и футбольная команда «Майами Долфинс», названная в честь дельфинов, которые, по мнению основателя клуба, являются самыми умными созданиями в море и могут запросто ухайдакать акулу, действуя сообща.

Этот факт не смутил хоккеистов из Сан-Хосе, как раз и названных «Акулами» («Шаркс»). Часть побережья Калифорнии, рядом с которым находится Сан-Хосе, принадлежит так называемому «красному треугольнику» — району Тихого океана, кишащему челюстями.

Рога и копыта

В крупном рогатом скоте не так много романтики, но тягловая сила и упертость рогом — тоже полезные качества, замеченные несколькими командами.

Баскетболисты «Чикаго Буллз» («Быки») напоминают всему миру о том, что Чикаго когда-то был центром мясной промышленности США. Скотоводчество было на уме и у спортсменов Техасского университета, назвавших свои команды «Лонгхорнз» — в честь длиннорогой породы коров, подопечных местных ковбоев. Баскетбольный клуб из Милуоки назван в честь дикой фауны — «Бакс» («Олени»). Эти пугливые создания расплодились в штате Висконсин в невероятных количествах  — с тех пор как местные жители отстреляли тамошних волков. Теперь им приходится отстреливать и оленей, и первая пара добытых в честном бою рогов считается ритуалом перехода юного висконсинца из мальчиков в мужчин.

Футболисты из «Индианаполис Колтс» носят не вполне корректное название. «Жеребцы» малоактуальны в штате Индиана, где предпочитают гоняться на двигателях внутреннего сгорания. Зато они были более чем к месту в Балтиморе, где клуб был первоначально основан. Штат Мэриленд — один из центров коннозаводчества в США.

Создатели футбольного клуба «Сент-Луис Рэмс» не учли чувств русскоязычной публики, которой отнюдь не обязательно захочется болеть за «Баранов». Но в английском языке это слово не несет никаких оскорбительных ноток, а всего лишь означает мощь, напор и решимость прошибить лбом любые ворота, в том числе и новые. Отличные качества для игроков в американский футбол, которым часто приходится штурмовать оборону соперника с разбегу и головой вперед.

Источник: «Спорт-экспресс»

Источник: Власти.нет

  • 95
  • 26.04.2010 21:30

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода