Сеанс бюджетного оптимизма

Читати цю новину російською мовою
Сеанс бюджетного оптимизма
Борясь за и против ратификации «харьковского пакта», 27 апреля парламентарии как бы невзначай приняли и госбюджет. Страна получила свою главную смету. Ту самую, которую Николай Азаров назвал «реалистичной», а многие эксперты – изли

Борясь за и против ратификации «харьковского пакта», 27 апреля парламентарии как бы невзначай приняли и госбюджет. Страна получила свою главную смету. Ту самую, которую Николай Азаров назвал «реалистичной», а многие эксперты – излишне оптимистичной.

В тени «социалки»

По итогам знаменательного своими боевыми действиями дня представители власти могли бы удовлетворенно вздохнуть. Строили, строили и, наконец, построили – бюджет, который ждали так долго, был принят с нетрадиционной для таких законопроектов стремительностью. Отныне страна живет при новом финансовом порядке. Хотя без вопросов по поводу того, насколько этот порядок новый, не обошлось.

Приняв бюджет 27 апреля, парламент реализовал царившую во властном лагере установку «Лишь бы до праздников». С учетом того, что президент закон уже подписал, задачу можно считать выполненной. Теперь главная задача Кабмина – достойно встретить в середине мая миссию МВФ и разжиться долгожданным траншем. Тем более что одно из основных требований правительству все-таки удалось выполнить – запланированный дефицит бюджета составляет 5,3 процента ВВП.

Главный финансовый документ страны премьер-министр называет «чрезвычайно напряженным», возлагая ответственность за трудную ситуацию на просчеты предыдущего Кабинета. Итак, основные «расклады» сложного бюджета таковы: рост ВВП – 3,7 процента, инфляция (декабрь 2010 года к декабрю 2009) – 13,1 процента; доходы общего фонда – 218,7 миллиарда гривен, специального – 48,8 миллиарда; расходы общего фонда – 244 миллиарда, а специального – 79,5 миллиарда. Таким образом, ориентировочный дефицит пока составляет 57,7 миллиарда гривен. Куда же пойдут эти средства?

С учетом названия правящей коалиции и общих устремлений новой власти можно сделать вывод, что государственные деньги пойдут на стабильность и реформы. Первый пункт, памятуя о прошлогодней парламентской войне и установках предвыборной программы президента, вероятнее всего должно символизировать увеличение социальных выплат. Все во имя того, чтобы украинским гражданам жилось спокойнее. И действительно, к началу декабря прожиточный минимум должен составить 875 гривен, а минимальная зарплата – 922 гривен. Более того, правительство обещает компенсировать все накопившиеся за время безбюджетья недоплаты. Правда, наверняка утверждать, что все выплаты взлетят вверх, пожалуй, все-таки не стоит. Во всяком случае, Кабмин оставил для себя лазейку. Он имеет право «устанавливать размеры социальных выплат, которые согласно законодательству определяются в зависимости от размера минимальной зарплаты, в абсолютных суммах в пределах ассигнований, предусмотренных в рамках соответствующих бюджетных программ». Надо полагать, что в тех случаях, когда вдруг «не предусмотрено» – Кабмин не виноват.

Стандарты – стандартами, но одной только «социалкой» (хотя основное внимание, скорее всего, будет фокусироваться именно на ней) государственные расходы не ограничиваются. Поверхностное изучение других статей позволяет сделать некоторые выводы относительно базовых приоритетов Кабмина. Если мерить объемами потенциальных трат, то значительная часть денежного внимания в 2010 году будет уделена очень нечуждым новой власти сферам –  например, дорогам (на отданном на откуп представителям Блоку Литвина Министерству транспорта и иже с ним тяга к инфраструктурным проектам скажется хорошо – одному только «Укравтодору» предназначается более шести миллиардов гривен),   угольной промышленности и подготовке к «Евро-2012» (правда, в последнем случае часто дополнительно оговаривается – через стабфонд, зато заметная часть 45-миллиардных госгарантий будет дана под те же цели).

В рамках поддержки углепрома в 2010 году планируется потратить 19,4 миллиарда гривен. Отметим, ради сравнения, что нужды, например, электроэнергетики должны уложиться в 2,5 миллиарда, а, если брать картину в целом, то армия обязана обойтись тринадцатью с половиной миллиардами (из них только 8,8 миллиарда – из общего фонда, а остальные 4,7 – нужно еще заработать в специальный), здравоохранение – 6,7 миллиарда, а та же культура – 1,7 миллиарда гривен… Расходы на «высокое» могут несколько смутить на фоне смет на высшее руководство страны. Так,  к примеру, на траты парламенту Кабмин планировал отвести 839 миллионов (сами народные избранники поправками от бюджетного комитета «откорректировали» ситуацию еще больше чем на 30 миллионов), а на нужды Госуправления делами – 1 миллиард 51 миллион (в 2009 году – последнем эпохи правления Виктора Ющенко – базовый проект бюджета отводил ДУСе 753 миллиона). В обеспечении потребностей аппаратов правительство (а за ним и парламентарии) не слишком скромничали, ведь креатуры новой коалиции, рассевшись по властным креслам, должны чувствовать себя там удобно …

Просмотрев статьи бюджетных расходов, трудно сказать, в чем именно заключается его образцово-показательный реформаторский характер: знакомые статьи трат, знакомые схемы налогообложения, знакомое отсутствие паритета между государственным и местным бюджетами. Более того, ряд затруднений нынешнего бюджета прямо связан с теми проблемными зонами, о необходимости реформ на территории которых так много говорит тот же Международный валютный фонд. Так, например, разница между фактической ценой газа и существующими тарифами, поднимать которые «социальная» логика не позволяет, обойдется бюджету в 3,4 миллиарда компенсации «Нафтогазу». При этом сумма, возможно, неокончательная, но пока правительство надеется на то, что снижение стоимости российского «голубого топлива» благотворно скажется на общем материальном положении монополиста. Еще одним слабым звеном продолжает оставаться Пенсионный фонд. В 2010 году Кабмин планирует повысить расходы бюджета на пенсионное обеспечение на 18,2 миллиарда гривен – до 67,8 миллиарда. Причем «дотация Пенсионному фонду Украины на пенсионное обеспечение военнослужащих, выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенным по разным пенсионным программам» составляет 33,8 миллиарда гривен – и среди прочих «спецпенсий» на военные, вероятно, львиная доля все-таки не приходится… Но главное – задекларировать курс на реформы, а дальше уже можно разбираться.

Кто в помощь?

Основной проблемой бюджета-2010, по мнению многих специалистов (включая экс-министра финансов), является даже не то, что о его реформенной устремленности тяжело говорить, а то, насколько зыбко позиции старательно подведенного к пятипроцентной черте дефицита. Многие надежды на изыскание нужных средств и в самом деле выглядят несколько неоднозначно.

Итак, большую часть запланированных доходов правительство собирается изыскать проверенным методом – взимая налоги. Почти 120 миллиардов должен принести НДС, почти 30 миллиардов – акцизы, еще более 40 миллиардов – «прибыльные» налоги. Причем практически по каждому пункту Кабмин бодро рапортует: увеличим на 15-20-45 процентов относительно уровня фактических поступлений прошлого года! Подобный оптимизм поясняется скромно. Судя по всему, власть надеется, во-первых, на то, что экономическая деятельность в стране стремительно воспрянет до нужного ей уровня. Во-вторых, планируется плотно взяться за сам сбор податей. Что ж, в то, что такой подход близок нынешнему премьеру, поверить очень легко. Но гарантировать нужный уровень поступлений все же сложно. «… Эффект от ужесточения администрирования может не принести ожидаемых результатов и Кабмину будет затруднительно выполнить план на 2010 год», — цитирует «Дело» главного экономиста «Драгон Капитал» Елену Белан.

Если не налоги – то что же? Один из первых ответов, которые на этот вопрос дает закон о бюджете, прост, как все гениальное – заимствования. (но только такие, чтоб госдолг не превысил 308,315 миллиарда гривен). В 2010 году Кабмин планирует одолжить около 100 миллиардов гривен: за рубежом – 34 миллиарда, в границах Украины – чуть более 66 миллиардов. Одновременно, кое-что предстоит и вернуть – в общей сложности почти 24 миллиарда гривен. И, что показательно, забитые в бюджет цифры могут оказаться неокончательными – в ряде случаев расширение рамок считается вполне допустимым.

Если пути получения внешних заимствований известны заранее (выпуск еврооблигаций на 1,3 миллиарда долларов, программы МВФ, ВБ, ЕБРР), то внутри страны по примеру ушедшего правительства, нынешний Кабинет тоже планирует вдохновенно печатать облигации внутреннего государственного займа. Полученными от такой «типографской» деятельности 47,9 миллиарда планируется компенсировать дефицит, а еще 18,3 миллиарда уйдут в стабилизационный фонд. Кроме того, ОВГЗ на 5 миллиардов можно выпустить в поддержку аграриям; на неизвестную сумму – в счет возмещений по НДС (если понадобится больше, чем без малого 25 миллиардов гривен, которые уже отводит бюджет); до 30 миллиардов – для рекапитализации банков. Последний пункт вызывает некоторое беспокойство у экономистов – они допускают, что тяготы спонсирования банковского благополучия могут лечь на плечи НБУ, который для выкупа облигаций будет вынужден «включить станок», что может подстегнуть инфляцию. И все это помимо тех 10 миллиардов гривен, которые центробанк должен непременно предоставить согласно знакомой по спорам а-ля 2009 год формулировке – в рамках превышения доходов над расходами. В прошлом году, напомним, регулятор не располагал даже подобием такой суммы, но, должно быть, у правительства есть основания верить, что в этом году что-то принципиально изменится.

Еще одной любимой бюджетными оптимистами доходной статьей бюджета остается приватизация. Официально считается, что в 2010 году за госимущество должно быть выручено никак не менее 10 миллиардов гривен (а наиболее лакомым кусочком уже сейчас считается «Укртелеком»). Согласно уже знакомой по бюджетам «имени» Юлии Тимошенко модели, вырученные средства пополнят 30-миллиардный стабфонд. Использовать эти средства предстоит по-разному – в основном, поддерживая те или иные инфраструктурные новации, которые придутся ко двору «Евро-2012». Но и без заманчивого пункта «Другие расходы» планы на стабилизацию тоже не обошлись.

Если вдруг запланированных источников дохода окажется совсем уж недостаточно, в законе о бюджете Кабмин оставил за собой право на карт-бланш – разрешение самому же себе увеличить объемы внешней помощи. С учетом такой неопределенности (а также других потенциальных прорех, включая вариации на ОВГЗ-тему) и в самом деле тяжело предсказать, какими к концу года будут масштабы дефицита. Формально, в своих надеждах на светлое будущее правительство Николая Азарова выглядит все же скромнее Кабинета Юлии Тимошенко (да и макроэкономические показатели в расчет взяты действительно реалистичнее). Но подходы, которыми оно руководствуется, отличаются не настолько, как любят декларировать и на Банковой, и на Грушевского. Все тот же свет оптимизма, на фоне которого так трудно заметить смутный призрак реформ.

Ксения Сокульская

Источник: Подробности

  • 57
  • 03.05.2010 20:05

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода