Янукович — украинский Обама

Читати цю новину російською мовою
Янукович — украинский Обама
По примеру Барака Обамы, который, придя к власти, максимально дистанцировался от наследия Джорджа Буша, политика президента Виктора Януковича демонстрирует полную противоположность курсу его предшественника – Виктора Ющенко.

75 дней после инаугурации Виктора Януковича показали умение украинской власти трезво оценивать ситуацию и принимать если не оптимальные, то по крайней мере эффективные политические решения. Крутой разворот в сторону нормализации отношений с Россией стал, вероятно, главным сюрпризом политического сезона. Можно с уверенностью утверждать, что новый курс власти позволил предотвратить угрозу дефолта, который все более явно просматривался как близкая и неизбежная перспектива.

Новые приоритеты

По примеру Барака Обамы, который, придя к власти, максимально дистанцировался от наследия Джорджа Буша, политика президента Виктора Януковича демонстрирует полную противоположность курсу его предшественника – Виктора Ющенко с присущими ему стереотипами. Властная вертикаль была сформирована быстро, без задержек и демаршей недовольных. Нормализация положения в экономике возложена на правительство, в котором доминируют представители Партии регионов. При этом не стоит забывать, что еще в начале марта премьером вполне мог стать Арсений Яценюк, разумеется, если бы ему удалось мобилизовать устойчивую поддержку 37 депутатов – большинства парламентской фракции «Наша Украина – Народная самооборона».

Харьковские договоренности, условно разменявшие цену на газ на пролонгацию базирования Черноморского флота в Крыму, – типично американская по стилю схема увязки политики с экономикой, ситуативно крайне важная для возобновления конкурентоспособности экономики Украины. Понизив закупочные цены на российский газ, правительство смогло сформировать реалистичный бюджет, открыв путь для возобновления кредитной программы МВФ. Именно в этом без особых натяжек прослеживается главный приоритет власти – экономическое выживание страны в условиях кризиса. Если МВФ даст в течение ближайших двух с половиной лет 19–20 млрд. долл., это позволит перекредитовать прежние займы и избежать резкой девальвации валюты. Разумеется, нынешний скупой бюджет не позволяет серьезно стимулировать модернизацию экономики, но премьер Николай Азаров и не обещал на ближайшее время особых революционных новаций. Программа модернизации – дело среднесрочной перспективы, которой должен заниматься президентский Комитет экономических реформ во главе с Ириной Акимовой.

Но если с экономикой все более или менее понятно, во внутренней политике ясности значительно меньше. Стоит кому-либо из вице-премьеров или министров заявить что-то по гуманитарным вопросам, национально ориентированная оппозиция сразу же заявляет об измене национальным интересам. И дело не в том, что заявления министров не соответствуют настроениям большинства граждан, а в том, что нынешняя оппозиция лучше организована и привыкла самореализоваться в форме перманентной политической агитации.

Что касается языково-конфессиональных проблем, правительство будет избегать принудительных инструментов, получивших столь широкое распространение в предыдущие годы. Поскольку специфика Украины – в ментально-цивилизационном дисбалансе и многообразии, в гуманитарной политике нет и не может быть какой-то срединной линии, кроме плюрализма и признания прав граждан и регионов на присущие им различия. При Ющенко единственной формой «компромисса» считалось навязывание точки зрения политически мобилизованного национал-радикального меньшинства, которое привыкло к своему привилегированному статусу. Поэтому вылечить Украину от хронической болезни – поиска внутренних врагов – могут только решительная политика морального оздоровления общества и экономические успехи.

Власть и оппозиция

Тактика власти в отношении оппозиции весьма любопытна. Янукович и Азаров меньше всего хотели бы прослыть сторонниками авторитаризма, виновными в применении силы против бесчинствующих оппозиционных активистов. Отношение к оппозиционерам остается дифференцированным. С Яценюком и другими умеренными деятелями возможен и желателен цивилизованный диалог. Профессиональных патриотов и радикалов предпочитают игнорировать. В отношении Юлии Тимошенко и бывших министров власть время от времени грозится организовать международный аудит. Впрочем, последние обещания – это чуть ли не третья серия подобных угроз.

Напомним, в 2005 году едва ли не единственным, что пытались пришить «пророссийскому аппаратчику» Виктору Януковичу, было выделение средств из резервного фонда правительства на обновление навигационного оборудования для Донецкого аэропорта. Нынешний послужной список Тимошенко, которая умудрялась финансировать свою предвыборную активность из правительственных фондов, куда длиннее. Манипуляции с греческой правительственной статистикой на ее фоне выглядят детскими шалостями. От серьезности намерений власти довести дело до конца во многом будет зависеть реальное состояние противодействия коррупции. Недавно правительство объявило о решении привлечь американскую юридическую компанию Trout Cacheris к проверке использования правительством Юлии Тимошенко бюджетных средств.

Тем временем Тимошенко и ее новый ближайший соратник по Комитету защиты Украины Олег Тягнибок (объединение «Свобода»), в свое время исключенный из возглавляемой Виктором Ющенко парламентской фракции за пропаганду расизма, все дальше скатываются в маргинально-националистическую нишу, заблаговременно обвиняя Виктора Януковича в «сдаче» России украинской независимости, энергетики, Севастополя вместе с Крымом и бог знает чего еще. Разумеется, заинтересованного диалога в этом случае нет и не будет. И, судя по реакции Юлии Тимошенко и «преданного» ей ядра БЮТ на инаугурацию Януковича, на это никто всерьез не рассчитывал. Иными словами, Тимошенко будет формировать в стране альтернативную реальность, а Януковичу, Азарову и постоянно увеличивающемуся за счет перебежчиков из БЮТ парламентскому большинству придется доказывать, что все заявления оппозиции – суть записки сумасшедшего или кошмары больного воображения.

На фоне политической неразберихи президенту и правительству все же придется проводить целый ряд реформ, включая возвращение страны, вдоволь хлебнувшей политической анархии, в правовое поле. Главная ловушка, которая подстерегает власть на этом пути, именуется «закон один для всех». Если к этой формуле удастся хотя бы минимально приблизиться, Янукович войдет в историю как респектабельный реформатор – по аналогии с Бисмарком – отцом прусского правового государства. Но если проект сорвется, ему могут вернуть ярлыки, которые западная пресса лихо навешивала на него пять лет назад.

И хотя власть в целом спешит медленно, Янукович уже распорядился подготовить проект конституционных изменений и откорректировать ряд других законов в соответствии с выводами Венецианской комиссии и рекомендациями Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Конец парадигмальных войн

Отказавшись от лозунга членства в НАТО, нынешняя властная группировка показала склонность к самостоятельным решениям, способность делать выводы из прежних просчетов и реально оценивать сложившуюся ситуацию. Имитировать «сдерживание» России ради не ограниченного во времени и эфемерного приближения к НАТО и ЕС Киев не намерен. Разумеется, противникам разрядки на Западе пришлось проглотить эту пилюлю, хотя в европейских СМИ немедленно прорисовалась забота по поводу чрезмерных уступок с точки зрения украинского суверенитета. Столь же резко и однозначно были прекращены все прежние попытки ведения «парадигмальных войн» времен Ющенко – от намерений формировать новую украинскую идентичность в условиях идеологической войны с Россией до так называемого «развенчания мифа» о победе в Великой Отечественной войне как не соответствующего украинским интересам. Широкое празднование Победы с участием российских и белорусских военных было призвано символизировать новый этап в отношениях с Россией и странами СНГ.

С формированием внешнеполитической концепции пока дело обстоит сложнее. В ее основу положен внеблоковый статус, который основывается на трех главных принципах: неучастия в военных союзах, активной роли в обсуждении проблем европейской безопасности и формирования собственного подхода в отношениях с ЕС и Россией. Предполагается, что параметры внеблокового статуса Киев будет определять самостоятельно.

Сближение с Россией выразилось в форме многоплановых переговоров по всем основным направлениям, включая режим границ и статус Азово-Керченской акватории, экономическое взаимодействие в базовых отраслях и проблемы гуманитарного характера. Впрочем, по некоторым вопросам статусные потери Украины могут оказаться весьма значительными, включая свертывание роли главного транзитного государства. Вернуть ситуацию к состоянию 2003 года уже невозможно.

Автор: Сергей Валерианович Толстов — директор Института политического анализа и международных исследований (г. Киев). «Независимая газета»

Источник: Власти.нет

  • 32
  • 17.05.2010 16:35

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода