Русский гамбит, или Почему Кремль вмешивается в выборы главы ФИДЕ?

Читати цю новину російською мовою
Русский гамбит, или Почему Кремль вмешивается в выборы главы ФИДЕ?
Бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов никогда не был «возмутителем спокойствия». Однако сегодня он оказался в эпицентре разгорающегося политического скандала, охватившего и без того расколотый мир международных шахмат.

Бывший чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов никогда не был «возмутителем спокойствия». В годы «холодной войны» он отличался лояльностью к советским властям; в книгах о Карпове помещались снимки, на которых он серпом жнет пшеницу — просто для удовольствия. В девяностых он какое-то время был депутатом, но при Владимире Путине общественная деятельность экс-чемпиона в основном касалась экологии и помощи детям. Голос у него тихий, немного гнусавый. В качестве хобби он собирает марки, пишет «Foreign Policy» (США).

Однако сегодня Карпов, чьи баталии с Гарри Каспаровым в восьмидесятые определили целую эпоху в истории «королевской игры», оказался в эпицентре разгорающегося политического скандала, охватившего и без того расколотый мир международных шахмат. При поддержке своего бывшего соперника Каспарова, а также национальных федераций США и западноевропейских стран Карпов бросает вызов нынешнему президенту Международной шахматной федерации (она более известна по французской аббревиатуре ФИДЕ) Кирсану Илюмжинову. Энергичный Илюмжинов занимает и другой президентский пост  — в республике Калмыкии на юге России, которой он управляет как собственным «удельным княжеством». За те бурные 15 лет, что он возглавляет ФИДЕ, престижность титула чемпиона мира по шахматам резко снизилась.

Сегодня ставка в игре — не только будущее шахмат. Переизбрание главой ФИДЕ крайне важно лично для Илюмжинова — ведь под ним зашаталось кресло президента Калмыкии. Он руководит этой автономной республикой, населенной в основном буддистами, практически со времен распада СССР, но сегодня сталкивается со все более резкой критикой местной оппозиции, возмущенной тем, что регион по-прежнему прозябает в нищете. Осенью нынешнего года президент России Дмитрий Медведев должен будет решить, выдвигать ли кандидатуру Илюмжинова на новый срок. «Даже если этого не произойдет, сохранив пост президента ФИДЕ, он останется на виду, по-прежнему будет «статусной» фигурой», — поясняет научный сотрудник Московского центра Карнеги Никита Петров, специалист по региональным политическим проблемам России.

Тем временем Карпов обещает вернуть шахматам тот престиж, которым они пользовались в мире в прошлом столетии. «Звание чемпиона мира обесценилось, его популярность на нуле, — подчеркнул он на прошлой неделе в интервью. — Никто больше не знает имя чемпиона». (Если кому интересно, то им только что стал индийский гроссмейстер Вишванатан Ананд).

Однако на пути Карпова к выборам президента ФИДЕ произошел любопытный случай: его попытался «осадить» кремлевский куратор шахмат, заявивший, что Россия поддержит кандидатуру Илюмжинова. Это решение ставит власти в странное положение: получается, что они отдают предпочтение крайне эксцентричному региональному лидеру с авторитарными замашками (Илюмжинов утверждает, что был похищен инопланетянами, и называет своими друзьями Муаммара Каддафи и Чака Норриса) перед одним из величайших спортсменов России, к тому же стопроцентно лояльным в политическом плане.

Почему такое решение было принято, точно неизвестно, но в Российской шахматной федерации оно спровоцировало настоящий бунт. В пятницу ее наблюдательный совет собрался в богато украшенном главном зале Центрального дома шахматиста и большинством голосов поддержал кандидатуру Карпова. Однако Аркадий Дворкович, помощник президента России, курирующий Федерацию, объявил это заседание «нелегитимным». Если принятое Дворковичем решение останется в силе, Карпов, возможно, будет баллотироваться от какой-либо из европейских или от североамериканской федерации.

Геополитические обертона происходящего отчасти — пусть и отдаленно — напоминают о золотом веке «королевской игры» в эпоху «холодной войны», когда шахматные состязания были столь же неразрывно связаны с вопросами национальной гордости и престижа, как и Олимпиады. На Западе победа Бобби Фишера над Борисом Спасским в борьбе за титул чемпиона мира в 1972 году преподносилась как триумф американского индивидуализма и самодисциплины над коллективизмом советской государственной «шахматной машины». Тогда миллионы американцев следили по телевизору за анализом сложных маневров двух гроссмейстеров на клетчатой доске, и ненадолго шахматы стали в США крайне популярным видом спорта. А в 1984-85 годах дуэль Каспарова с Карповым стала своеобразным символом перестройки — молодой «бунтарь» Каспаров, выдержав изнурительный шахматный марафон, в конечном итоге одолел Карпова и стоявшую за ним дряхлеющую советскую систему.

Однако механизм, порождавший общепризнанных чемпионов мира, дал сбой в 1993 году, когда в результате конфликта из-за финансовых и административных вопросов Каспаров и британский гроссмейстер Найджел Шорт вышли из ФИДЕ, создав конкурирующую шахматную организацию, проводившую альтернативные чемпионаты мира. От этого раскола профессиональные шахматы не оправились до сих пор. ФИДЕ отстаивает свой статус ведущей шахматной ассоциации, но чемпионский титул, завоеванный в ее рамках, не мог считаться «полноценным», поскольку самая яркая шахматная звезда в этих турнирах не участвовала. В конечном итоге Каспаров утратил чемпионский титул и по собственной формуле, а затем в 2005 году ушел из профессионального спорта, занявшись политикой и вступив в борьбу с Путиным. На этом поприще он, правда, добился куда меньшего успеха, чем за шахматной доской.

Именно в период раскола на сцене появился Илюмжинов — фанатичный поклонник шахмат; в 1993 году он был избран президентом Калмыкии, а два года спустя — главой ФИДЕ. Богатый бизнесмен Илюмжинов сумел удержать ФИДЕ на плаву: он утверждает, что финансировал многие из проведенных организацией турниров из собственного кармана. Критики, правда, говорят, что деньги были взяты из госбюджета Калмыкии. (В 1998 году в связи с Шахматной Олимпиадой Илюмжинов построил в столице республики Элисте «шахматный городок» под названием Чесс-Сити стоимостью в 50 миллионов долларов). Однако он не смог выполнить собственные обещания восстановить престиж звания чемпиона мира и обеспечить крупным шахматным соревнования стабильную спонсорскую поддержку.

Для дискредитации Илюмжинова Карпов в преддверии выборов (они состоятся в этом году) пустил в ход «тяжелую артиллерию»: он обыгрывает утверждения лидера Калмыкии о встрече с инопланетянами на «летающей тарелке» в 1997 году, утверждая, что подобная экстравагантность наносит ущерб репутации шахмат, ФИДЕ и России. (В этом месяце один депутат российского парламента от националистической Либерально-демократической партии обратился к Медведеву с просьбой выяснить, не выдал ли Илюмжинов пришельцам важные государственные тайны). Карпов дал старт своей избирательной кампании в понедельник, устроив в Нью-Йорке мероприятие по сбору средств, на котором присутствовали Каспаров и «норвежское чудо» Магнус Карлсен, занимающий сегодня первое место в мировом рейтинге шахматистов.

В свою очередь, Илюмжинов в минувшие выходные опубликовал открытое письмо, в котором назвал выдвижение Карпова вопиющим нарушением устава Российской шахматной федерации, «напоминающим об излюбленной тактике Карпова и его команды в советские времена». (В свое время Карпов был любимцем Брежнева; за те десять лет, что он носил чемпионский титул, оппоненты не раз обвиняли самого шахматиста и его окружение в грязных трюках).

Дворкович — экономический советник Медведева, получивший образование на Западе и имеющий в российской элите репутацию либерала  — называет поведение Карпова «неэтичным» и утверждает, что шахматный талант экс-чемпиона еще не делает его подходящей кандидатурой для руководства ФИДЕ. «То, что за доской он боец, то, что он великий шахматист, еще не значит, что он хороший управленец, — считает Дворкович. — А во главе ФИДЕ должен стоять квалифицированный менеджер». В конечном итоге, исход дела решат делегаты 158 национальных федераций, входящих в ФИДЕ, и Илюмжинов, возможно, уже заручился поддержкой большинства стран. «Во многих случаях их позицию нельзя считать окончательной, — полагает Марк Кроутер (Mark Crowther), редактор шахматного интернет-журнала The Week in Chess. — и, возможно, Карпову надо быть готовым к такой же нечестной игре, как та, что ведет его оппонент, чтобы перетянуть эти голоса к себе. Кроме того, если Карпов будет считаться фаворитом, многие делегаты могут перебежать в его лагерь. Сегодня выступать против Илюмжинова готовы не все, опасаясь последствий для себя».

Перед спорным заседанием Российской шахматной Федерации в пятницу Каспаров на несколько минут оказался в центре внимания в здании Центрального дома шахматиста, откуда окончательно так и не выветрился запах мастики, пота и табачного дыма. В собравшейся толпе преобладали пенсионеры, которым, по идее, должны претить либеральные взгляды Каспарова. Однако они встретили аплодисментами его короткое выступление в поддержку Карпова. Активистов прокремлевского молодежного движения, обычно преследующих Каспарова по пятам, в этот раз видно не было. Позднее он разъяснил свою позицию: «Между нами сохраняются большие разногласия, особенно в политическом плане, но сейчас речь идет не о политике, а о шахматах. Речь идет о будущем игры, которой мы посвятили всю жизнь».

Перевод: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 61
  • 20.05.2010 06:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода