Украина. В Брюссель через Москву?

Читати цю новину російською мовою
Украина. В Брюссель через Москву?
Демонстрируя неуклонно теплеющие взаимоотношения с Россией, украинское руководство не забывает и о другом направлении. Курс на евроинтеграцию никто не отменял – заверяют власти. А дружба с РФ, по их логике, сделает Брюссель еще ближе…

Демонстрируя неуклонно теплеющие взаимоотношения с Россией, украинское руководство не забывает и о другом направлении. Курс на евроинтеграцию никто не отменял – заверяют власти. А дружба с РФ, по их логике, сделает Брюссель еще ближе.

Всегда готовы!

Стремительный внешнеполитический крен Киева в сторону Москвы закономерно вызвал обеспокоенность среди сторонников евроинтеграции как в Украине, так и за ее пределами. Но все заинтересованные официальные стороны сохраняют олимпийское спокойствие: новая украинская власть уверяет, что никакие пересмотры ЕС-порывов не запланированы; в Брюсселе, хоть и временами выказывают озабоченность, но сохраняют бодрость духа, а в Кремле убеждают, что наметившееся сближение никак евроинтересы Украины не затрагивает, а Киеву стоит задуматься — так ли ему нужно в Европу, положение дел в которой оставляет желать лучшего. А для того, чтобы все эти тезисы сочетались как можно убедительнее, на Банковой пришли к выводу: дружба с РФ не просто не мешает проевропейскому курсу Киева, а наоборот – еще более упрощает отношения с ЕС. Или, как афористично резюмировала Анна Герман, – «Кратчайший путь в Брюссель лежит через Москву».

Некоторая неочевидность подобного маршрута власть, по всей видимости, не смущает. Президентская сторона настойчиво уверяет, что смена главы государства абсолютно не повлияла на евроустремления нашей страны. В Администрации президента подчеркивают, что в новой версии закона об основах внутренней и внешней политики евроинтеграционные мотивы непременно останутся. А вот мечтам о НАТО, судя по всему, повезет куда меньше. Вероятно, ввиду грядущих изменений, министр иностранных дел решил напомнить очевидное – для того, чтобы вступить в ЕС, быть членом Сеевроатлантического блока вовсе не обязательно.

Пока внеблокость превращается в излюбленный геополитический бренд нового руководства страны, сотрудничество с ЕС кипит. Действительно, если судить по многочисленным заявлениям и анонсам, не только украинской, но и европейской стороны, – пересмотр формата взаимоотношений не наблюдается. Как и раньше на кону стоят зона свободной торговли, безвизовый режим и соглашение об ассоциации.

Как и можно было ожидать, одной из любимых евротем украинской власти остаются обещания скорейшего достижения безвизового режима. Причины популярности такого тезиса легко объясняются его электоральной привлекательностью. Напомним, во время своего первого зарубежного визита – в Брюссель – Виктор Янукович оптимистично предположил, что «дорожная карта» по этому вопросу, которую только предстоит составить, «будет выполнена уже в ближайшее время, то есть в этом году». Как это часто бывает с оптимистичными порывами украинской власти (вне зависимости от того, какой политический лагерь она представляет), похоже, действительное несколько дальше отстоит от желаемого, чем бы хотелось.

После того, как Анна Герман заметила, что «Европа перешла от слов к делу» (то есть – предоставила давно обещанный кредит, который должен был пойти в связке с очередным траншем от МВФ), заместитель главы АП пришла к выводу, что отмена виз станет следующим шагом. Но слова заместителя министра иностранных дел Константин Елисеева внесли некоторую ясность – в ближайшее время предстоит только подготовить обязательный для выполнения План действий с тем, чтобы утвердить его на следующем саммите Украина-ЕС в октябре. И, если требования к Киеву станут известны только в середине осени, едва ли предстоит ожидать, что до конца 2010 года удастся воплотить их в жизнь, не говоря уже о том, что далеко не все европейские страны жаждут согласиться на такое новшество…

Если ситуация с визами пока напоминает о том, что «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», то другие пункты президентской «программы-минимум» по дружбе с Евросоюзом пока из графика не выбиваются. Как и было определено в декабре 2009 года (и как понадеялся Виктор Янукович вскоре после вступления в должность) в случае соблюдения всех условий «сассоциироваться» с ЕС Украина может еще до конца года. «Если нам повезет, то, надеюсь, мы заключим соглашение уже в этом году», — рассчитывает верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Правда, рассуждая о вполне радужных перспективах Киева (которые несколько бледнеют на фоне воспоминаний о том, что год назад звучали приблизительно те же фразы), представители ЕС не забывают напоминать о необходимости Украины работать над собой. И если на Банковой полагают, что дорога в Брюссель лежит через Москву, то на Западе по-прежнему считают, что через реформы.

Краткий курс многовекторности

Со сменой власти в Украине напутствия высокопоставленных брюссельских чиновников остались прежними: только тогда Украина станет ближе к Европе, когда решится изменить себя к лучшему. Фронт для работ, как и годы назад, велик: нужно пересмотреть судебную и избирательные системы, побороть коррупцию, отредактировать Конституцию, изменить «газовое» и не только законодательство… «ЕС должен быть готов к развитию тесных отношений с Украиной, если — и когда — она будет осуществлять реформы», — уточнял еще в конце апреля комиссар ЕС по делам расширения и политики соседства Штефан Фюле. Теоретические пожелания ЕС ясны. И тогда возникает вопрос: при чем же тут Россия?

Знакомство с «тематическими» пояснениями новой власти удивительно напоминает подзабытые было практические упражнения в многовекторности, которыми была славна эпоха правления Леонида Кучмы. Одним из признаков возвращения подобного подхода, как недавно отмечали «Подробности», остается реализация программы «Внеблоковость». Другим примером, похоже, предстоит стать геополитическому танцу от Брюсселя к Москве и обратно.

Рассуждая о европейских перспективах Украины Анна Герман отметила, что Украина должна показать, что «если Европа не захочет Украину, то Украина будет более тесные контакты завязывать с другой стороной». Исходя из этой логики, можно предположить, углубление дружбы с Россией, по всей видимости, должно между делом символизировать готовность Украины провоцировать Европу на диалог, подгоняя Старый свет аргументом «А то поздно будет!». Некий смысл в таком геополитическом поведении есть, отмечают эксперты. Во всяком случае, на благо Украине пойдет ускорение процесса демаркации и делимитации границ, что улучшит шансы на сравнительно быстрое введение безвизового режима. В то же время, следует отметить, что в Брюсселе к потеплению российско-украинских отношений действительно отнеслись положительно. После некоторого беспокойства, новое положение дел, казалось бы, вызывает спокойную реакцию, и даже задержка Черноморского флота РФ в Крыму как помеха не рассматривается.

И все же подобная подчеркнутая лояльность Брюсселя к межнациональной дружбе может вовсе не означать, что Украина теперь окажется в роли самой завидной «страны на выданье». Стоит отметить, упражнения новой власти в многовекторности пока выглядят достаточно неуклюже и до былых высот они пока еще не поднялись. Если Банковая и в самом деле рассчитывает на то, что образцово-показательное сближение с Россией подстегнет Запад, то ей все же стоит несколько дозировать усилия.

«Нынешние украинские лидеры не учитывают, а возможно и не заботятся, как воспринимают их действия в разных слоях украинского общества на Западе, и какой символизм имеют эти документы для самой России», — полагает содиректор Центра за американский прогресс Семюэл Чарап. Тут и Европа может, «пожав плечами», дистанцироваться, и Россия не оценить всей «тонкости» игры. Кремлю, безусловно, удобнее рассматривать нынешнее положение дел с позиций «Дружим – значит, дружим!» – и примером этому может служить обострение российско-белорусских отношений, которое наметилось после того, как Александр Лукашенко решил слегка поменять приоритеты.

Еще одной проблемой подобной, не слишком изящной, многовекторности может оказаться потенциальное желание украинской стороны чуть-чуть отдохнуть на лаврах. Надежды на то, что Европа так сильно захочет оградить Украину от российского влияния, что будет готова во всем идти ей навстречу – чувство, конечно, благородное. Но здесь, во-первых, можно переоценить масштабы интереса Запада к нашей стране.

А, во-вторых, равноценность лояльности и реформ еще нужно доказать. «Европа должна понять, что с Украиной нельзя просто говорить, так как было прошлые пять лет. Нам обещали, что-то там говорили и никакого реального шага. Даже ассоциации. Но кроме хороших заявлений Украине ничего не предлагали», — негодует Анна Герман, забывая, что замедленное следование по пути евроинтеграции отнюдь не обязательно объясняется излишней мягкотелостью былых властей. Одним из главных затруднений Украины является не то, что ее былые лидеры так стремились в Европу, что забыли продемонстрировать кокетливую готовность подружиться еще с кем-нибудь в пику неотзывчивому Западу. А дело, скорее, в том, что те преобразования, которых ЕС ждет уже не один год, так и не были реализованы. Если реформенная ситуация по-прежнему не изменится к лучшему (а вряд ли стоит думать, что требования Евросоюза – это каприз, от которого он откажется как только почувствует, что Украина «срывается с крючка»), то лавирование через Москву далеко не так гарантированно приведет в Брюссель, как, возможно, хотелось бы думать властям. Дорога на Запад в любом случае начинается в Киеве. Конечно, если Украина действительно туда собирается, а не заигрывает с Москвой, намекая на евроинтеграцию.

Ксения Сокульская,

Источник: Подробности

  • 50
  • 22.05.2010 19:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода