Тайна затонувшего южнокорейского корвета

Читати цю новину російською мовою
Тайна затонувшего южнокорейского корвета
Японский журналист Сакаи Танака полагает, что на самом деле корабль «Чхонан», не задействованный, как официально объявлено, в учениях с США, столкнулся с американской атомной подводной лодкой «Коламбия»…

Два года назад президент Южной Кореи Ли Мён Бак пришел к власти и отказался от прежней политики примирения и сотрудничества с КНДР. Десятилетие «солнечного тепла» в отношениях двух корейских государств закончилось: Сеул и Пхеньян вернулись к прежнему состоянию «холодной войны». В понедельник война разгорелась настолько, что южнокорейский лидер объявил о прекращении прямой торговли с Северной Кореей и запрете на заходы ее торговых судов в воды к югу от военно-демаркационной линии.

Поводом стали выводы международной комиссии, которая расследовала обстоятельства таинственной гибели 26 марта в Желтом море южнокорейского корвета «Чхонан» («Небесное спокойствие»). Эксперты из Республики Корея, США, Великобритании, Австралии и Швеции пришли к заключению, что корабль был потоплен торпедой, выпущенной с подводной лодки Северной Кореи.

Хотя в Пхеньяне результаты расследования были уже неоднократно объявлены «сфабрикованными», Ли Мён Бак при поддержке своих союзников, прежде всего американских, всю ответственность возложил на КНДР и пообещал, что она «дорого заплатит» за гибель корвета, унесшую жизни 47 моряков.

Но речь не идет о военном возмездии, а о санкциях пока только экономического характера, хотя он пригрозил вынести вопрос о том, как быть с Пхеньяном, в Совет Безопасности ООН.

Насколько объявленное Ли Мён Баком замораживание торговли ударит по экономике КНДР?

По данным Корейского института развития в 2009 году объем  двусторонней торговли Юга и Севера составил 1,679 миллиарда долларов США. Для сравнения, с Китаем товарооборот КНДР достиг 2,681 миллиарда.

В апреле северокорейский лидер Ким Чен Ир побывал в Китае прежде всего, как полагают наблюдатели, для наращивания экономического сотрудничества на фоне нынешнего явного свертывания связей с южнокорейскими партнерами. Влияние на КНДР Китая, как политическое, так и экономическое, от этих санкций будет только усиливаться.

Что касается захода в южнокорейские порты торговых судов из КНДР, то эта мера в одинаковой степени ударит и по Южной Корее. Дело в том, что в 2005 году между двумя корейскими государствами было подписано соглашение о взаимном открытии их портов для судоходства – по семь с каждой стороны. Так что вряд ли стоит ожидать, что суда Южной Кореи будут теперь заплывать в порты КНДР.

Это лишь малая часть того, что было потеряно за последние два года, включая крупномасштабные проекты, такие как соединение Транскорейской железнодорожной магистрали, соединенной  с Транссибом, и прокладка газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР.

Вместе с тем, Республика Корея пока сохраняет свое присутствие в совместной индустриальной зоне под городом Кэсон в 12 км к северу от демилитаризованной зоны между двумя корейскими государствами. Около 100 компаний среднего и малого бизнеса Южной Кореи открыли там свои заводы, и сейчас в зоне находятся около тысячи их сотрудников. Трудно предположить, что бизнес таких компаний на территории КНДР сейчас на высоте и переживает расцвет.

Хотя сеульские власти намерены в течение двух ближайших недель сократить численность южнокорейского персонала в технопарке Кэсона вдвое, на дальнейшее обострение они пока вряд ли пойдут, поскольку иначе сотни людей, южнокорейских граждан, окажутся заложниками ситуации.

Правительство Ли Мён Бака изначально отказалось сотрудничать с Пхеньяном до тех пор, пока КНДР не откажется от разработок ядерного оружия, начатых после вторжения США в Ирак. Опасаясь такой же участи, как у режима Саддама Хусейна, Северная Корея тайно создала ядерное оружие, которое было испытано уже дважды – в 2006 и 2009 годах.

Ядерную проблему Пхеньян считает исключительно двусторонней: вопросом между КНДР и США, которые формально находятся в состоянии войны. Северная Корея уже много раз предлагала Соединенным Штатам заключить договор о мире вместо соглашения о перемирии, которое было подписано по итогам Корейской войны 1950–1953 годов. США эту идею каждый раз отвергают, сохраняя на юге Корейского полуострова около 28 тысяч военнослужащих.

Во время гибели корвета «Чхонан» в Желтом море проходили американо-южнокорейские военные учения под кодовым названием «Токсури – Фоул игл» с участием армады кораблей из США, оснащенной самыми современными средствами раннего оповещения.

Как в разгар таких маневров северокорейская подводная лодка смогла проникнуть в воды Южной Кореи, утопить торпедой военный корабль противника и спокойно уйти через два-три дня после инцидента? Получается, что система совместной обороны мощных в военном отношении союзников, на которую тратятся колоссальные средства, совершенно не работает?

Подобные вопросы задают многие наблюдатели, в том числе в самой Южной Корее, высказывая недоверие выводам комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели корвета. Плюс противоречивые заявления военных в первые дни после трагедии, вызывающие споры улики, включая представленные комиссии южнокорейскими военными обломки торпеды, которой, как утверждается, и был уничтожен «Чхонан».

Корвет раскололся на две части и затонул, причем одна его половина была найдена в семи километрах от другой. Под предлогом защиты военных секретов, военные обнародовали только часть видео — и  аудио-материалов устройств, записывающих происходящее на борту корабля и переговоры с командованием. Сами выжившие моряки ничего толком не видели.

Не совсем ясно, при каких обстоятельствах погиб участвовавший в самом начале поисковых операций южнокорейский аквалангист, и как затонул рыболовный траулер, помогавший поисково-спасательным работам в районе трагедии с «Чхонаном».

Скандальные предположения по поводу причин гибели корвета выдвинул независимый японский журналист Сакаи Танака. Он полагает, что на самом деле корабль «Чхонан», не задействованный, как официально объявлено, в учениях с США, столкнулся с американской атомной подводной лодкой «Коламбия», которая участвовала в маневрах «Токсури – Фоул игл».

Этим журналист объясняет и повышенную активность американцев сразу после инцидента, правда, полагая, что подлодка тоже затонула вместе с корветом. Но она вернулась в начале мая к месту своего базирования на Гавайях, что, в принципе, не исключает столкновения в Желтом море.

Командир подлодки «Коламбия» Крейг Блейкли заявил после возвращения, что «чрезвычайно гордится» экипажем: «Будь то в игре в футбол против друзей-подводников в Южной Корее или в сохранении безопасности корабля во время стрессовых операций на месте его дислокации». 

Пока выводы Танаки построены, в основном, на догадках при сопоставлении некоторых фактов, но они объясняют по крайней мере то, почему, если на деле была торпеда Северной Кореи, никто из южнокорейских военачальников не лишился своих постов, включая министра обороны.

Итоги расследования обстоятельств гибели корвета были опубликованы в Южной Корее за две недели до проведения там выборов в местные органы власти, которые существенно влияют на исход следующих президентских выборов. Столкновение американской подводной лодки с южнокорейским военным кораблем вызвало бы такой скандал, который не прибавил бы шансов правящим кругам страны. Если предположение Танаки не ошибка, то обвинение в такой ситуации Северной Кореи – более «удобный» для Сеула исход событий. Впрочем, версия о северокорейской торпеде остается и официальной, и основной.

Автор: Иван Захарченко, Slon.ru

Источник: Власти.нет

  • 99
  • 29.05.2010 17:59

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода