Как объяснить ребенку кто такой Бог?

Читати цю новину російською мовою
Как объяснить ребенку кто такой Бог?
«Где я был, по­ка не ро­дил­ся?» «А ку­да мы пой­дем, ког­да умрем?» «Бог добрый или злой?» Де­ти по­ни­ма­ют го­раз­до боль­ше, чем мы го­во­рим сло­ва&sh

Мы жи­вем в свет­ском об­щест­ве, где ре­ли­гия уже не иг­ра­ет той гла­венст­ву­ю­щей ро­ли, ко­то­рую она иг­ра­ла в жиз­ни на­ших пред­ков. Со­вре­мен­ный че­ло­век не слиш­ком час­то раз­мыш­ля­ет о бо­жест­вен­ном, счи­тая во­про­сы ве­ры ско­рее част­ным де­лом каж­до­го или по­прос­ту не при­да­вая им осо­бо­го зна­че­ния.

И по­это­му не­ред­ко мы ока­зы­ва­ем­ся не го­то­вы к раз­го­во­ру на эту те­му с на­ши­ми деть­ми. Стал­ки­ва­ясь с по­доб­ны­ми труд­нос­тя­ми, мно­гие из нас не ка­са­ют­ся этой не­прос­той те­мы в раз­го­во­рах с ре­бен­ком в на­деж­де, что с воз­рас­том тот сам во всем раз­бе­рет­ся.

Од­на­ко, об­хо­дя мол­ча­ни­ем во­про­сы ве­ры и устройст­ва ми­ро­зда­ния, мы ли­ша­ем на­ших де­тей воз­мож­нос­ти при­о­брес­ти куль­тур­ный и ду­хов­ный опыт. В том, что ка­са­ет­ся ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния, ро­ди­те­лям не­об­хо­ди­мо снаб­дить ре­бен­ка зна­ни­я­ми, ко­то­рые под­го­то­вят его к вос­при­я­тию на­ше­го ми­ра и при­вле­кут вни­ма­ние к раз­но­об­ра­зию люд­ских мне­ний и ве­ро­ва­ний.

Толь­ко так он смо­жет по­зна­ко­мить­ся с раз­ны­ми взгля­да­ми на мир, нор­ма­ми мо­ра­ли и по­ве­де­ния. Это при­го­дит­ся ему в бу­ду­щем, ведь всег­да по­лез­но взгля­нуть на по­доб­ные ве­щи по-но­во­му, от­кры­то и не­пред­взя­то.

По­ни­ма­ние куль­тур­ных ос­нов раз­лич­ных ре­ли­гий важ­но для гар­мо­нич­но­го и це­лост­но­го фор­ми­ро­ва­ния че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти.

Будь вы ате­ис­том, агнос­ти­ком, пра­во­слав­ным, иуде­ем или му­суль­ма­ни­ном, де­тей обя­за­тель­но сле­ду­ет зна­ко­мить с ре­ли­ги­оз­ным на­сле­ди­ем, ведь оно от­но­сит­ся к ба­зо­вым зна­ни­ям, на­коп­лен­ным че­ло­ве­чест­вом за всю его мно­го­ве­ко­вую ис­то­рию. Па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры и празд­ни­ки, от­ме­чен­ные в ка­лен­да­ре, му­зы­ка и ли­те­ра­ту­ра, изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ст­во и ис­то­рия — прост­ранст­во, окру­жа­ю­щее со­вре­мен­ных де­тей, бук­валь­но про­пи­та­но ре­ли­ги­оз­ны­ми сим­во­ла­ми.

Не да­вая ре­бен­ку клю­чей к их по­ни­ма­нию, мы об­ре­ка­ем его не толь­ко на эс­те­ти­чес­кую глу­хо­ту, но и на не­аде­кват­ное вос­при­я­тие то­го ми­ра, в ко­то­ром ему пред­сто­ит жить.

Од­на­ко не­об­хо­ди­мость осво­ить об­щие для всех лю­дей куль­тур­ные ко­ды — не единст­вен­ное ос­но­ва­ние для то­го, что­бы по­зна­ко­мить сво­е­го ре­бен­ка с ре­ли­ги­оз­ным ви­де­ни­ем ми­ра и по­ве­дать ему о Бо­ге.

Ре­бе­нок ост­ро чувст­ву­ет не­из­вест­ность бу­ду­ще­го, не­охват­ность Все­лен­ной и собст­вен­ную без­за­щит­ность пе­ред ее мо­гу­щест­вен­ны­ми си­ла­ми. Имен­но по­это­му мис­ти­чес­кие идеи очень близ­ки де­тям. Они отве­ча­ют их внут­рен­ней по­треб­нос­ти по­чувст­во­вать се­бя под опе­кой муд­рой и на­деж­ной си­лы. И, да­же если са­ми вы не за­ве­де­те с сы­ном или до­черью раз­го­во­ра о „по­тус­то­рон­нем“, они бу­дут фан­та­зи­ро­вать о нем, меч­тать или бо­ять­ся.

По­доб­ный ин­те­рес не озна­ча­ет, что ре­бен­ку не хва­та­ет ро­ди­тель­ской за­щи­ты в по­всед­нев­ной жиз­ни (хо­тя и это воз­мож­но), — ско­рее все­го, он прос­то на­чи­на­ет осо­зна­вать, что в ми­ре су­щест­ву­ют си­лы, не под­в­ласт­ные да­же его от­цу или ма­те­ри, и пы­та­ет­ся за­ру­чить­ся еще бо­лее на­деж­ным по­кро­ви­тельст­вом.

Воз­мож­но, пя­ти­лет­ний ма­лыш не смо­жет за­пом­нить всех де­та­лей, но са­му идею су­щест­во­ва­ния Бо­га вос­при­нять для не­го про­ще, чем ка­жет­ся взрос­лым, — она ба­зи­ру­ет­ся на по­нят­ной ему сей­час по­треб­нос­ти в без­опас­нос­ти — од­ной из глав­ных, при­су­щих лю­бо­му жи­во­му су­щест­ву.

Бе­се­дуя с деть­ми на по­доб­ные те­мы, мы по­зво­ля­ем им по­чувст­во­вать се­бя бо­лее уве­рен­но и на­деж­но.

Ос­нов­ные при­чи­ны, не да­ю­щие ро­ди­те­лям го­во­рить с деть­ми о ве­ре от­кро­вен­но, — это не­же­ла­ние на­вя­зы­вать им свои убеж­де­ния и со­мне­ния, а по­рой и ба­наль­ный не­до­ста­ток зна­ний.

В раз­го­во­ре о та­ких важ­ных ве­щах, как ве­ра, не­умест­ны ка­те­го­рич­ность и не­тер­пи­мость. Од­на­ко и скры­вать собст­вен­ное мне­ние (или его от­сут­ст­вие) — да­ле­ко не луч­ший вы­ход, тем бо­лее что ре­бе­нок все рав­но ощу­тит фальшь.

Де­ти по­ни­ма­ют го­раз­до боль­ше, чем мы го­во­рим сло­ва­ми. Как бы мы ни ста­ра­лись со­хра­нить бес­прист­раст­ность, они все рав­но по­чувст­ву­ют на­шу не­уве­рен­ность и ту сте­пень сво­бо­ды, ко­то­рую мы го­то­вы им предо­ста­вить в сфе­ре ду­хов­но­го по­ис­ка.

Ута­и­вая от де­тей собст­вен­ный взгляд на во­про­сы ве­ры, ро­ди­те­ли мо­гут не толь­ко сни­зить их чувст­во за­щи­щен­нос­ти и внут­рен­не­го ком­фор­та, но так­же и со­здать пре­пят­ст­вие раз­ви­тию лич­нос­ти ре­бен­ка. Не­га­тив­но ска­зать­ся на ре­бен­ке мо­жет толь­ко при­нуж­де­ние ве­рить или не ве­рить во что-ни­будь, но не от­кры­тый раз­го­вор о ва­ших взгля­дах.

Рас­ска­жи­те ему о том, во что ве­ри­те вы са­ми, и объ­яс­ни­те, что да­ет вам эта ве­ра в жиз­ни (ведь и ате­изм не яв­ля­ет­ся без­ве­ри­ем, но ве­рой в то, что Бо­га не су­щест­ву­ет). Если вы не зна ­е­те от­ве­та на за­дан­ный во­прос, чест­но при­знай­тесь в этом и пред­ло­жи­те по­чи­тать и по­ду­мать об этом вмес­те — вы не толь­ко удов­летво­ри­те по­треб­ность де­тей в ста­биль­ной кар­ти­не ми­ра, но и укре­пи­те бли­зость и до­ве­рие с ре­бен­ком.

Осо­зна­ние собст­вен­ной — че­рез ро­ди­те­лей и семью — при­над­леж­нос­ти к кон­крет­ной сис­те­ме взгля­дов на­кла­ды­ва­ет на де­тей опре­де­лен­ные огра­ни­че­ния, од­на­ко в этом нет ни­че­го страш­но­го.

Огра­ни­чи­вая се­бя в тех или иных об­лас­тях (на­при­мер, в упо­треб­ле­нии в пи­щу не­ко­то­рых про­дук­тов), вза ­мен ре­бе­нок по­лу­ча­ет ощу­ще­ние при­част­нос­ти не толь­ко к сво­им род­ным, но и к ог­ром­но­му со­об­щест­ву лю­дей, раз­де­ля­ю­щих те же убеж­де­ния.

Ро­ди­те­ли не­пре­мен­но долж­ны объ­яс­нить ре­бен­ку, что не су­щест­ву­ет „пло­хих“ и „хо­ро­ших“ ре­ли­гий и что вы­бор кон­крет­ной кон­фес­сии или осо­знан­ный от­каз от ре­ли­гии опре­де­ля­ет­ся взгля­да­ми са­мо­го че­ло­ве­ка и тра­ди­ци­я­ми его семьи, а не не­до­стат­ка­ми дру­гих то­чек зре­ния.

Эта­пы осо­зна­ния

На­чи­ная раз­го­вор на ме­та­фи­зи­чес­кие те­мы, сто­ит учи­ты­вать уни­каль­ные осо­бен­нос­ти вос­при­я­тия, при­су­щие каж­до­му воз­рас­ту.

  • 4—5 лет

Ре­бе­нок очень от­зыв­чив и чувст­ви­те­лен к мис­ти­чес­ким иде­ям. Он лег­ко по­ни­ма­ет и при­ни­ма­ет са­му мысль о су­щест­во­ва­нии Бо­га, по­то­му что она ба­зи­ру­ет­ся на по­нят­ной для не­го по­треб­нос­ти в без­опас­нос­ти. Ин­те­рес ре­бен­ка к ре­ли­ги­оз­ной те­ме но­сит пред­мет­ный ха­рак­тер: он хо­чет по­нять, кто та­кой Бог и что факт су­щест­во­ва­ния Бо­га озна­ча­ет для не­го лич­но.

  • 5—7 лет

Его вол­ну­ют бо­лее слож­ные во­про­сы: «Ку­да я по­па­ду, ког­да умру?», «Что та­кое ду­ша?» и т. д. Де­ти спо­соб­ны уже не прос­то по­ве­рить в су­щест­во­ва­ние не­ося­за­емых и не­зри­мых аб­страк­ций, но и не­по­средст­вен­но их во­об­ра­зить.

  • 7—11 лет

Он мо­жет по­нять смыс­ло­вое и эти­чес­кое со­дер­жа­ние об­ря­дов и ре­ли­ги­оз­ных норм. А глав­ное — от­ли­чить их от со­ци­аль­ных им­пе­ра­ти­вов: ре­бе­нок на­чи­на­ет осо­зна­вать, чем за­по­ведь «не убий» от­ли­ча­ет­ся от ма­ми­но­го «драть­ся не­хо­ро­шо».

  • 12—15 лет

Его по­зна­ва­тель­ные спо­соб­нос­ти раз­ви­ва­ют­ся до уров­ня взрос­ло­го. Под­рос­ток на­чи­на­ет в пол­ной ме­ре осо­зна­вать то ду­хов­ное со­дер­жа­ние, ко­то­рое со­став­ля­ет суть лю­бой ре­ли­гии.

  • 610
  • 04.06.2010 07:56

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода