Американский «Патриот» против русского?

Читати цю новину російською мовою
Американский «Патриот» против русского?
Дипломатический обмен колкостями по поводу размещения в Польше батареи американских зенитно-ракетных комплексов «Патриот» привлек внимание наблюдателей к более широкому контексту взаимоотношений между Москвой и Вашингтоном

Дипломатический обмен колкостями по поводу размещения в Польше батареи американских зенитно-ракетных комплексов «Патриот» привлек внимание наблюдателей к более широкому контексту взаимоотношений между Москвой и Вашингтоном, пшет Rusrand

СМИ: комментарии «оппонентов»

Сегодня Москва недвусмысленно дала понять, что считает, что новое соглашение СНВ на практике ограничивает нас в том, что мы можем сделать, чтобы защитить себя от баллистических ракет противника. При желании мы можем отмахнуться от этих заявлений. Кого интересует, что говорят русские? Да Администрацию Обамы и интересует. Это лейтмотив ее стратегии «перезагрузки» в отношениях с Россией. Даже и без договора по вооружениям Администрация, подчиняясь воле Москвы, жертвует площадками для систем ПРО в Чешской Республике и в Польше. Если уж мы добровольно идем на такое, на что же мы готовы пойти, если Россия выдвинет обвинение в нарушении договора? В этом вопросе не может быть никакой двусмысленности или неясности. Нынешние дебаты вокруг ПРО отражают более глубокие и еще более спорные аспекты этого договора. Просто ради самого факта заключения договора президент подписал инструмент, обеспечивающий первенство России как ядерной державы, ограничивающий возможности Америки ответить на будущую угрозу. Такой договор скорее положит начало новой гонке вооружений, чем будет ее сдерживать. (Ким П.Холмс, бывший помощник госсекретаря США, вице-президент фонда Heritage Foundation)

Политика Обамы побудила русских поверить, что нам не хватает связности. Обама прогнулся перед российскими требованиями и отказался от обязательств по предоставлению противоракетной обороны Чехии и Польше, не получив ничего взамен. Русские сыграли в искусную игру кошки-мышки, предотвратив жесткие санкции ООН против Ирана. Объявление о новых поставках российских вооружений Сирии дает основания для настороженности. Освобождать арабов от лишних денег, одновременно досаждая Вашингтону, – это знакомая тактика Москвы. Одержимость Обамы ядерным разоружением (мы по-идиотски заявили, что не будем отвечать ядерными ударами на массированное нападение враждебной страны с использованием биологического или химического оружия) помогла русским, позволив им уничтожить устаревшие ракеты, пока мы уничтожаем боеготовые запасы. Договор о сокращении стратегических вооружений, подписанный Обамой и российским президентом в начале апреля в Праге, настолько абсурдно благоприятствует российским и ослабляет американские интересы, что наш Сенат еще может отказаться его ратифицировать. (Джоэл Спрэйреген, «American Thinker», США)

Встает ряд серьезных вопросов относительно мудрости и эффективности политики «перезагрузки», о проведении которой заявила администрация Обамы в начале 2009 года. Политика «перезагрузки» привела к отказу от развертывания в Польше и Чешской Республике системы противоракетной обороны бушевской эпохи; к заявлению, в духе новой редакции ядерной политики США, что США не будут производить новое ядерное оружие; к устным обещаниям отказаться от развертывания стратегического противоракетного комплекса; к значительно более мягкому тону при обсуждении ситуации с правами человека в России; к новому непредвзятому отношению («see-nо-evil») к российским планам в так называемом «ближнем зарубежье» – на территории бывшего Советского Союза. Капитуляция США в вопросе о продаже ракет S-300 – последний шаг в длинном списке односторонних уступок России, подвергающих опасности друзей Америки и отрицательно влияющих на национальную безопасность самих США. Если все эти стратегии нацелены на получение российской поддержки эффективного пакета санкций против Ирана, то можно говорить о том, что политика «перезагрузки» потерпела неудачу. Санкции, как и говорилось, не смогут остановить иранскую гонку за обретение ядерного оружия. (Ариэль Коэн, Heritage Foundation, США)

Довольно странными кажутся утверждения администрации о том, что поведение России каким-то образом является результатом «перезагрузочной» дипломатии Обамы. Россия отвечает администрации Обамы точно так же, как она отвечала администрации Буша до «перезагрузки». Москва ведет эту игру на протяжении нескольких лет. Она уже много раз продавала один и тот же ковер. Единственное, что изменилось, это та цена, которую готовы платить за него Соединенные Штаты. Итак, как минимум один результат «перезагрузки» Администрации налицо. Это волна обеспокоенности по поводу собственной незащищенности, прокатившаяся по Восточной и Центральной Европе, а также по странам Балтии, где люди начинают бояться, что не могут больше рассчитывать на защиту США от российской экспансии. И что получила за это Администрация? Еще одну выхолощенную и бессодержательную резолюцию Совета безопасности. Некоторые обозреватели предполагают, что иранские лидеры просто трясутся от страха, видя такое величайшее единение мирового «сообщества». Но скорее они трясутся от хохота – вместе с людьми в Москве. (Роберт Каган, старший научный сотрудник Центра Карнеги, США)

СМИ: комментарии «апологетов»

Размещение не имеет под собой никакой военной логики, но существенным образом подрывает тот климат доверия, который вроде бы начал налаживаться между Россией и США, между Россией и НАТО. И в моем понимании эта ситуация сейчас начинает заботить в том числе и польских политиков. (Константин Косачев, глава думского комитета по международным делам)

Размещение американских ракет Patriot в Польше является грубым нарушением постоянного основополагающего акта между Россией и НАТО от 1997 года. Соответствующий документ предполагает, что страны НАТО будут воздерживаться от существенного размещения военных сил в районах, прилегающих к России. Нашу реакцию мы не скрываем. Нет, мы считаем, никаких причин – ни военных, ни политических, которые оправдывали бы размещение ракет Patriot в Польше, тем более в близости от границ Российской Федерации. (Александр Грушко, замглавы МИД РФ)

У нас вызывает обеспокоенность ничем не обоснованная противоракетная активность США на территории Польши. Нам непонятно, в каких целях планируется разместить системы ПРО «Пэтриот» вблизи российских границ. Нет ответа и на вопрос, парирование каких угроз будет отрабатываться в ходе намеченных на конец мая противоракетных учений в непосредственной близости от Калининградской области РФ. Мы готовы продолжить совместный анализ ракетных вызовов. Когда мы придем к совместному их пониманию, необходимо принимать решение о том, какие шаги нужно делать или какие объекты и где нужно создавать. (Андрей Нестеренко, официальный представитель МИД РФ)

Мы неоднократно заявляли, что не понимаем логики и направленности сотрудничества США и Польши в этой сфере. С сожалением отмечаем, что наши вопросы к польской и американской сторонам остались без ответа, равно как и наши аргументы в пользу переноса района временного развертывания ракет подальше от российских границ. Подобная военная деятельность не способствует укреплению нашей общей безопасности, развитию отношений доверия и предсказуемости в этом регионе. (Заявление департамента информации и печати МИД РФ)

Американцы последовательно отстаивают свои планы по насыщению противоракетными или противовоздушными средствами обороны передовых своих рубежей, тем более Польша является активным сторонником проамериканской линии в Западной и Восточной Европе, такой форпост. Америка, я думаю, вряд ли отстанет или успокоится на этом. Польша сама заинтересована, несмотря на некое потепление отношений между нами. Плюс, конечно, это некий такой символический факт, потому что это в непосредственной близости от нашей границы, то есть контролируется, по сути, воздушное пространство Калининградской области. (Саид Аминов, «Вестник ПВО»)

Наш комментарий

25 мая батарея зенитно-ракетных комплексов Patriot в сопровождении сотни американских солдат

Договоренность с США о размещении в Польше американских зенитных ракет была достигнута еще несколько лет назад, когда активно обсуждался вопрос о размещении в Польше третьего позиционного района противоракетной обороны (ПРО) с ракетами GBI. В сентябре 2009 года президент Обама отменил решение о развертывании позиций ракет GBI в Польше, но размещение по просьбе Польши зенитных ракет Patriot не отменялось.

В течение ближайших двух лет комплексы будут использоваться только в учебных целях. В обучении польских солдат будут задействованы 100−150 американских военнослужащих. С 2013 года база станет постоянной, и учебные комплексы Patriot заменят боевыми.

Непосредственная близость перспективной американской военной базы к границам России вызвала резонансные комментарии. Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Москва рассчитывает на внятные разъяснения. «Пока нам только говорят одно: не волнуйтесь, это не против вас. Мы уже это слышали в прошлом и рассчитываем, что новый характер отношений с Вашингтоном и Варшавой позволяет рассчитывать на более подробные объяснения происходящего», – сказал Лавров. Министр отметил, что российская сторона уже высказала свою позицию – Москва против того, чтобы в Европе разворачивалась новая гонка вооружений. МИД РФ в очередной раз потребовал от польских коллег внятных объяснений по поводу размещения. Следует отметить, что подобные заявления, повторяющиеся почти слово в слово, российский МИД делает с завидной регулярностью уже не первый год.

Польша, в свою очередь, не будет извиняться перед Россией за размещение на своей территории американских ракет Patriot. Об этом заявил глава польского МИДа Радослав Сикорский, комментируя реакцию российских дипломатов на появление ракет близ российской границы. В польском военном руководстве заверяют, что ЗРК не направлены против России. По заявлениям министра обороны Богдана Клиха, при выборе места их размещения близость российской границы никак не учитывалась, а имела значение лишь хорошая инфраструктура в Моронге.

Впрочем, важно, что прибытие в Польшу ЗРК «Патриот» не помешало проведению первого совместного заседания комитетов по международным делам Госдумы РФ и польского Сейма в Варшаве. Парламентские контакты должны дополнить консультации по линии МИДов, усилия Фонда общественности во главе с Леонидом Драчевским и Кшиштофом Занусси, а также работу Группы по сложным вопросам, вытекающим из истории взаимоотношений двух стран.

Примечательно также, что именно сейчас и именно Варшава приглашает Москву войти в «группу друзей» программы «Восточного партнерства», которая, как известно, нацелена на сближение с ЕС таких стран, как Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Белоруссия и Украина.

Вялый обмен дипломатическими заявлениями на фоне продолжающейся интенсификации двусторонних политических контактов свидетельствует о том, что как в Москве, так и в Варшаве факту появления на польской земле американских систем ПВО (в нынешнем виде – скорее учебно-тренировочных комплексов) придают скорее символическое значение.

По своим тактико-техническим характеристикам Patriot является средством противовоздушной обороны и лишь частично адаптирован для решения ограниченных задач противоракетной обороны (ПРО). Дальность перехвата баллистических целей этим комплексом не превышает 25 км при максимальной высоте перехвата 15 км. Комплексы ПВО Patriot, которые планируется развернуть, могут обеспечивать защиту лишь небольшой территории, включающей польские военные части, размещенные на границе с Калининградом. Другое дело, что выбор места дислокации пусковых установок позволяет радиолокационным средствам этого комплекса видеть оперативную обстановку на глубину до 300–400 километров. Американцы будут обозревать своими боевыми радиолокационными средствами воздушное пространство как над Россией, так и над близлежащей Белоруссией и прибалтийскими странами.

По словам экспертов, ракеты Patriot не представляют угрозы для России, но само размещение может рассматриваться как признак сохраняющегося взаимного недоверия.

Размещение американской базы и американских военнослужащих на своей территории – это ключевой элемент стратегии национальной безопасности Польши, и было бы наивно полагать, что Варшава откажется от его реализации ввиду наметившегося потепления двусторонних отношений с Москвой. Ключевое значение при этом имеют вовсе не сами ракеты «Патриот» (которыми к тому же пусковые установки будут оснащены только через три года) и не их тактико-технические характеристики. Главное – поляки получили то, что они считают самым надежным страховым полисом с точки зрения своей собственной безопасности. Вместе с ракетами в Польшу въехали 150 американских военнослужащих. Атака на американских военных – это атака на Соединенные Штаты. С точки зрения Варшавы, это самый надежный сдерживающий фактор. Это именно тот «страховой полис», о котором мечтал, но так и не успел получить Михаил Саакашвили до августа 2008 года.

Разумеется, появление даже одной батареи новых зенитных ракет у российских границ не может радовать Москву, которая настороженно относится к планам Вашингтона создать в перспективе не общеевропейскую, а региональную систему ПРО стран НАТО. Очевидно, что в этом плане появление «Патриотов» в Польше можно при желании истолковать в духе поговорки «собака лает, а караван идет». Призывы российской дипломатии отложить реализацию ранее намеченных планов по развертыванию системы ПРО и начать с нуля – то есть с совместного анализа актуальных и перспективных угроз безопасности, их источников и способов противодействия – остаются не услышанными в Вашингтоне и Брюсселе. Нельзя исключать и того, что появление на границе легких систем ПВО создает предпосылки для развертывания в будущем в указанных районах тяжелых ракет-перехватчиков: «Патриоты» могут обеспечивать тактическое противовоздушное прикрытие стратегических средств противоракетной обороны (основное их предназначение – именно защита наземных объектов от нападения с воздуха).

Очевидно также, что дипломатические маневры Вашингтона, Варшавы и Москвы вокруг размещения американских «Патриотов» в Польше следует оценивать в более широком контексте как внешне-, так и внутриполитических интересов сторон.

Так, в пользу версии о том, что появление американских комплексов ПВО в Польше явилось результатом согласованного размена между Вашингтоном и Москвой, свидетельствует появление в тексте многострадальной резолюции СБ ООН по Ирану (по которой российская и американская стороны на прошлой неделе достигли компромисса) примечательного положения, позволяющего Москве поставить Тегерану пять зенитно-ракетных комплексов С- 300, о продаже которых стороны договорились в 2005 году. Появление российских систем ПВО в Иране и американских в Польше, таким образом, не нарушает общий стратегический баланс интересов Москвы и Вашингтона. Напротив, подчеркивает его сохранение. В противном случае администрации Белого дома было бы намного труднее объяснить своим критикам ряд своих внешнеполитических шагов, воспринимаемых как в самих США, так и за их пределами как недопустимые уступки в адрес Москвы.

В частности, американская сторона не скрывает, что сам факт развертывания «Патриотов» в Моронге – это плата Вашингтона Варшаве за отказ президента США Барака Обамы от размещения ранее обещанного Третьего позиционного района ПРО США. В преддверии внеочередных президентских выборов в Польше Вашингтон стремится продемонстрировать проамерикански настроенным избирателям, голосующим за силы правого толка, что разрыв с политикой Буша не носит драматического характера. Совершенно очевидно, что это психологическая компенсация некоторого ослабления напряженности по отношению к России.

Предметом жесткой критики со стороны консервативных сил также стало недавнее решение Белого дома в очередной раз внести в Конгресс договор о гражданском ядерном сотрудничестве с Россией – еще один подарок Москве. Так называемое «соглашение 123» (по номеру статьи Закона об атомной энергии от 1954 года) между США и иностранным государством необходимо для того, чтобы американские компании могли передавать этому государству свои технологии, торговать с ним ядерными материалами и заниматься совместными исследованиями. Переговоры о заключении такого соглашения вела с Кремлем еще администрация Буша, но после российского вторжения в Грузию в августе 2008 года переговоры были приостановлены. На этот раз президент Обама заявил, что «ситуация в Грузии не должна более считаться препятствием», а также что «уровень и охват американо-российского сотрудничества по иранскому вопросу достаточны, чтобы обосновать» необходимость заключения такой сделки. Подобные высказывания вызывали резкое неприятие со стороны республиканской оппозиции в Конгрессе, продолжающей настаивать на необходимости прямых американских гарантий «молодой грузинской демократии».

Наконец, появление американских учебно-тренировочных комплексов ПВО в Польше можно рассматривать и как аргумент во внутриполитических спорах, развернувшихся в Вашингтоне вокруг подписанных Обамой и Медведевым соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений. Дело в том, что американские и российские официальные лица в своих публичных выступлениях по-разному трактуют содержание договора. Российская сторона утверждает, что договор увязывает сокращение вооружений с ограничениями систем противоракетной обороны и что эта связь является юридически обязательной. Госсекретарь Хиллари Родхэм Клинтон, напротив, настаивает, что договор «не предполагает ограничения наших возможностей развертывания запланированных систем противоракетной обороны или традиционного наступательного оружия дальнего радиуса действия сейчас или в будущем». В этой ситуации Белый дом нуждается в некоторой демонстрации в пользу своей трактовки заключенных с Москвой соглашений, и показательная церемония в Польше подходит для этого как нельзя лучше. При этом, судя по вялому характеру дипломатического обмена мнениями, и Вашингтон, и Москва сигнализируют друг другу, что этот инцидент не может служить веским поводом для пересмотра достигнутых договоренностей.

Таким образом, как для Белого дома, так и для Кремля обмен дипломатическими уколами по поводу размещения в Польше американских комплексов ПВО призван решать скорее задачи внутриполитического характера; стороны адресуют их не столько друг другу, сколько оппонентам проводимого руководством двух стран курса «перезагрузки».

Источник: Власти.нет

  • 54
  • 04.06.2010 12:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода