Чего ждать от Януковича в следующие 100 дней

Читати цю новину російською мовою
Чего ждать от Януковича в следующие 100 дней
С первых дней после инаугурации Янукович занялся укреплением президентской власти. Существенного сопротивления на этом пути он не встретил.

Есть повод. С первых дней после инаугурации Янукович занялся укреплением президентской власти. Существенного сопротивления на этом пути он не встретил.

Три главных вывода из первых трёх месяцев президентства Виктора Януковича

Один из людей, входящих в окружение Виктора Януковича, рассказал Фокусу весьма показательную историю. Через несколько недель после инаугурации президент пригласил в свою загородную резиденцию влиятельных на Донбассе людей, с которыми он знаком не один десяток лет. Приехав на встречу, приглашённые сильно удивились, узнав, что пообщаться с другом юности они могут, только пройдя строгий досмотр президентской охраны. Когда все гости собрались, торжественно вошёл Янукович. «Прошу встать, перед вами президент Украины», – то ли в шутку, то ли всерьёз сказал он.

Эта история, достоверность которой, впрочем, целиком остаётся на совести рассказчика, показывает главное: Виктор Янукович так долго ждал президентской власти, что, получив её, намерен использовать в полной мере – на все сто и во всех проявлениях.

Фокус выделил три тенденции первых 100 дней правления Виктора Януковича и попытался понять, что с ним, страной и нами произойдёт в следующие несколько лет.

Эффектная эффективность

Сила есть. Ратификация харьковских соглашений сопровождалась самой масштабной парламентской потасовкой в истории украинской независимости. Фото: UNIAN

Опытный преферансист Леонид Кучма после прихода к власти раскрывал карты постепенно, иногда используя покерный блеф. Виктор Янукович в первые 100 дней власти успел не только показать всем свою колоду, но и перебить карты соперников заранее заготовленными козырями.

Тактика игры была выбрана прямолинейная, но зато эффективная. Цель – концентрация власти в одном лагере с помощью политического блицкрига – полностью достигнута. «Основной признак первых 100 дней Януковича – формирование нового политического режима концентрации всей власти в руках президента, – отмечает политолог Владимир Фесенко. – За три месяца он успел поставить под свой контроль силовиков, судебную власть, парламент. Фактически у нас при парламентско-президентской Конституции получилось президентско-парламентское государство. Вопреки многим, в том числе и моим, прогнозам Янукович оказался жёстким президентом. Деятельность в оппозиции приучила воспринимать его как расслабленного человека, вкушающего прелести жизни. А оказалось, что он получает от процесса управления настоящее удовольствие».

Политический итог 100 дней – формирование розничной коалиции, спорный перенос местных выборов, уголовные дела, открытые на сторонников оппозиции. Эффективность вопреки закону и политической целесообразности, победа на короткой дистанции вместо стратегического плана – явления, привнесённые в украинскую политику задолго до Януковича. Однако именно он смог использовать их с максимальной отдачей.

«Конечно, можно сказать, что Янукович манипулирует Конституцией, – утверждает бывший глава Секретариата президента Олег Рыбачук. – Но вспомните, сколько раз это делали Ющенко и Тимошенко. При Кучме Конституционный суд вообще два срока считал как один. У нас давно Конституция дискредитирована в качестве высшего закона. Поэтому граждане уже не удивляются манипуляциям с законом. И на этом фоне легко, придя к власти, сказать, что народ устал от политических дрязг и что сейчас заработает государственная машина».

Внешняя политика денег

История с коалицией тушек не ограничивается одной лишь Конституцией. Злые и откровенные языки внутри самой Партии регионов без особого стеснения рассказывали корреспондентам Фокуса о том, что ещё одним мотивом для начала одиночной миграции парламентариев стало пожелание со стороны партийных спонсоров экономить деньги. Ведь на покупку лояльности отдельных депутатов можно потратить в 5–10 раз меньше, чем при оптовой фракционной закупке. Из этой частной истории мы можем сделать ещё один общий вывод об окончательной победе финансовых интересов над политическими.

«Вот посмотрите, читаем: „взят завод Ильича“, „взята Балка Средняя“ – это та балка, которая, по оценкам специалистов, стоит около 3 млрд. долларов, и такие новости мы видим каждый день, – говорит глава оппозиционного Кабмина Сергей Соболев. – То же происходит и на местном уровне с помощью давления налоговой и милиции на бизнес. К сожалению, к власти пришла команда, которая не знает других способов управления экономикой».

В лице Януковича к власти в стране пришёл крупный бизнес. Он, конечно, за последние пять лет был от власти не слишком далеко, однако ему приходилось искать общий язык одновременно и с Тимошенко, и с Ющенко, и эта многовекторность препятствовала второй волне перераспределения собственности. С приходом Януковича через весь крупный бизнес пролегла черта, которая условно разделила его собственников на «своих» и «чужих». И «свои» при поддержке российских коллег (например, Романа Абрамовича) уже начали наступать. Именно с этой точки зрения стоит рассматривать заключение договор ённостей по Черноморскому флоту. Этот пример показал, что язык Януковича – это простой язык схем и денег. Ведь с точки зрения Банковой и Кремля всё получилось как нельзя более логично: новые газовые схемы, включающие в себя право на реэкспорт российского газа, заключили, оправдавшись продлением срока базирования флота и скидкой на газ. О том, что эти соглашения могут навсегда запечатать президентский рейтинг в пределах восточноукраинских регионов и Крыма, Янукович, похоже, даже и не думал.

Мутнеющая прозрачность

В период предвыборной кампании тогда ещё народный депутат Анна Герман азартно пыталась защищать журналистов от давления тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко. Сейчас дамы поменялись местами. За 100 дней новой власти произошло несколько историй, связанных с нарушениями свободы слова, которые, естественно, не остаются без внимания оппозиции.

Например, против цензуры выступили новостийщики СТБ и Студии «1+1», некоторые журналисты не смогли аккредитоваться на пресс-конференцию Медведева и Януковича в Харькове, а из-за случая с венком Банковая умудрилась схлопотать обвинения в цензуре вообще на ровном месте – если бы представители президента не стали требовать от операторов стереть курьёзный эпизод, о нём через день забыли бы.

Впрочем, не только отношения со СМИ показывают, что открытой и прозрачной новую власть назвать пока нельзя. Разросшийся сразу после выборов президентский кортеж сначала стал виновником автомобильного паралича на киевских улицах, а потом и вовсе спровоцировал ДТП, огласки которого чиновники топорно пытались не допустить. А недавно во Львове милиция разогнала митинги протеста, создавая для Виктора Януковича комфортную бело-голубую уличную среду.

«Когда будущий президент не пришёл на дебаты или во время форума в Давосе, где для него заранее подготовили вопросы граждан, я всё думал: как такой непубличный человек может быть президентом страны, если основная его работа – быть своеобразным коммуникатором, – признаётся Олег Рыбачук. – А мне сказали: вы будете иметь виртуального президента, который повсюду расставит своих людей, и вы будете получать от пресс-службы хорошо отфильтрованную информацию. 100 дней прошло, и мы ловим себя на мысли, что Януковича-президента мы не знаем. Мы видим образ, который создаётся информационной картинкой. Янукович через 100 дней – это продукт виртуальной среды».

Сухой остаток

Перемена погоды. При президенте Януковиче началось резкое потепление в украинско-российских отношениях. За 100 дней он встречался с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным 7 раз. Фото: UNIAN

Скорый вывод, который многие делают из тенденций первых 100 дней Януковича, слишком прост: Украина скатывается к авторитаризму. В действительности ситуация гораздо сложнее и подвержена влиянию многих факторов.

«Не будет в Украине авторитарного режима, – ни на секунду не задумываясь говорит первый президент Украины Леонид Кравчук. – За 20 лет эта страна прошла слишком длинный путь – свободы слова, собственности. Это всё укоренилось в людях. Они уже другие, знают цену свободе».

Виктор Янукович за 100 дней показал, что он сторонник сильной президентской власти. К тому же знающие люди в его окружении говорят, что ему близка и понятна нынешняя модель российской власти. Однако можно предположить, что ориентация на денежные потоки вопреки политическому расчёту, передел собственности в пользу пула близких олигархов скорее приведут к формированию в стране очень сильной и экономически независимой оппозиции, чем к укреплению жёсткой властной вертикали.

«Самое главное – сумеет ли он использовать концентрацию власти во благо народа», – отмечает Леонид Кравчук. И это действительно так. Виктор Янукович показал себя отличным спринтером. Однако если он не сможет продемонстрировать понимание того, что отсталая и коррумпированная страна нуждается в реформировании, триумфальная стометровка сменится постепенным фиаско в ходе долгого пятилетнего марафона.

Между прошлым и будущим

Чем отметился президент за 100 дней у власти

– Установил контроль над другими ветвями власти: парламент, правительство, суды

– Добился принятия бюджета и стабилизации системы государственных финансов

– Взял курс на потепление отношений с Россией путём политических и экономических уступок со стороны Украины

– Подписал соглашения о демаркации границ с Российской Федерацией

– Отказался от национал-патриотических акцентов в гуманитарной политике

– Представил пакет реформ, связанных с модернизацией экономики

Чего ждать от Януковича в следующие 100 дней

– Начала реализации интеграционного объединения крупных активов с Россией «Нафтогаз» – «Газпром», в энергетической и авиаотраслях)

– Законодательного закрепления инициатив президента с помощью расширения коалиции до 300 депутатов

– Начала судебной реформы и процесса переназначения судей

– Изменения избирательного законодательства и назначения даты местных выборов

– Подготовки к саммиту Украина – ЕС, на котором планируется подписать соглашение о зоне свободной торговли

– Отказа от курса на вступление в НАТО

Подготовлено на основе опроса политологов: директора Национального института стратегических исследований Андрея Ермолаева, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасёва, директора политических программ Центра исследований политических ценностей АКСИА Александра Медведева, директора PR-группы Polittech Тараса Березовца

Сергей Высоцкий, Наталья Бублий

Источник: Власти.нет

  • 63
  • 04.06.2010 16:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода