О чем Михай Гимпу разговаривает с Лениным

Читати цю новину російською мовою
О чем Михай Гимпу разговаривает с Лениным
В старом советском анекдоте горячий кавказец с восхищением замечает: «Какой Ленин молодец! Как за брата красиво отомстил!» И.о. президента Михай Гимпу, похоже, был рожден, чтобы сделать этот анекдот былью.

Окна многоквартирного дома, в котором живет 58-летний кишиневский юрист Михай Гимпу, выходят на штаб-квартиру местной партии коммунистов и памятник Ленину. Выходя из дома, Гимпу обязательно подходит к покойному вождю: «По утрам мы приветствуем друг друга. Я его спрашиваю: «Как дела, Вова? Как прошла ночь?» Ночью, если слышу какой-то шум, спрашиваю его: «Что случилось?» Он мне отвечает: «Все спокойно. Коммунисты наши работают». Вы думаете, что Михай Гимпу городской сумасшедший? А вот и не угадали. Он работает председателем парламента и исполняющим обязанности президента Республики Молдова. А о своих «беседах» с Лениным Гимпу сам рассказал в интервью местному ТВ.

Добро пожаловать в Молдавию, страну, где политическая эксцентричность — норма. С весны 2009 года молдаване живут без постоянного правительства. Компартия во главе с многолетним президентом Владимиром Ворониным выиграла парламентские выборы. Но погромы в Кишиневе лишили Воронина политической инициативы, и власть вскоре перешла в руки националистов. Однако и они не смогли избрать своего кандидата президентом. Выход из политического тупика светит Молдавии лишь этой осенью. Сначала в стране пройдет референдум о всенародном избрании президента, а затем и новые выборы.  

Иметь у власти в Кишиневе надежного партнера крайне важно для Москвы. Без этого мы никогда не решим проблему мятежного Приднестровья. Если не считать экстремистов, о своей готовности к дружбе с Россией вещают почти все влиятельные политические силы Молдавии. Но вот только кому из них можно доверять?

В старом советском анекдоте горячий кавказец с восхищением замечает: «Какой Ленин молодец! Как за брата красиво отомстил!» И.о. президента Михай Гимпу, похоже, был рожден, чтобы сделать этот анекдот былью. По рассказам знатоков, в разгар брежневской эры брат Гимпу Георге был членом подпольной группы, написавшей письмо румынскому диктатору Николае Чаушеску с просьбой присоединить Молдавию к Румынии. 

Уровень жизни в Румынии был неизмеримо ниже, чем в советской Молдавии, а уровень маразма неизмеримо выше. Политика «малой культурной революции» по образцу Северной Кореи, рационирование всех продуктов в «целях борьбы с ожирением», запрет повышать зимой температуру в помещениях выше 16 градусов — в таких условиях жаждать присоединиться к Румынии могли только предельно экстравагантные личности.  К тому же румынские спецслужбы сдали «молдавских патриотов» своим коллегам из СССР. Советская власть чувства юмора не проявила и впаяла Георге Гимпу срок на всю катушку.  

Шанс отомстить за брата появился у Михая Гимпу на излете горбачевской перестройки. Вместе с Георге он стал одним из отцов-основателей Движения в поддержку горбачевской перестройки. Позднее оно переродилось в Народный фронт Молдовы — выступающую за объединение Молдавии с Румынией агрессивную  ксенофобскую организацию, которая действовала под неформальным лозунгом «чемодан—вокзал—Россия». Деятельность НФМ тогда привела к отделению Приднестровья и фактическому распаду Молдавии. В середине 90-х национализм перестал быть популярным, и политическая карьера Гимпу пошла на убыль. Сформированные им на развалинах фронта партии так и не попали в парламент.  

Однако в 2009 году у Михая Гимпу неожиданно появился второй шанс. В новом парламенте Молдавии у партии коммунистов было 60 мандатов из 101. Чтобы избрать своего кандидата президентом, коммунистам не хватало всего одного голоса. Но политический класс республики очень сильно устал от коммунистического лидера, многолетнего президента страны Владимира Воронина. К всеобщему изумлению, перевербовать одного-единственного депутата Воронину так и не удалось.  

Дальше прошли новые парламентские выборы, на которых компартия уже не получила большинства. Первым претендентом на президентское кресло стал недавно покинувший ряды коммунистов бывший спикер парламента, умеренный политик Мариан Лупу. Но его кандидатура категорически не устроила ни Воронина, ни лидера самой крупной партии националистического толка Влада Филата. От безысходности временным и.о. президента и сделали второстепенного политика Михая Гимпу.

И тот лихо взялся за дело. Назначив своим советником по социальным вопросам директора местной психиатрической больницы, Гимпу принялся эпатировать публику. И.о. президента создал комиссию по оценке «ущерба, нанесенного Молдове в советский период». И та быстренько выкатила России счет в 28 миллиардов долларов. К маю 1945 года бывшая союзница нацистской Германии Румыния уже девять месяцев воевала против Гитлера. Но Гимпу все равно заявил, что «побежденным» не место на празднестве победителей, и отказался приехать на торжества в честь 65-летия Победы в Москве. Но самой скандальной стала идея Гимпу и К° о запрете в стране коммунистической символики. В стране, где за партию Воронина стабильно голосует около половины населения, запрещать компартию — мостить путь к гражданской войне.  

Гимпу легко счесть безбашенным экстремистом, который не знает, что творит. Но это не так. В своих действиях и.о. президента руководствуется не только убеждениями, но и железобетонным политическим расчетом. Около 12% населения Молдавии всегда голосует за крайних националистов. До недавнего времени этот электорат принадлежал Юрию Рошке, политику, по сравнению с которым наш Жириновский — образец респектабельности и безупречного поведения.  

Однако в последние годы Рошка умудрился обхитрить сам себя. Весной 2002 года годы лидер националистов со слезами на глазах объявил о таинственном исчезновении своего видного соратника по партии Влада Кубрякова. Вскоре Рошка отправился к своим друзьям — будущим президентам Румынии и Грузии Траяну Бэсеску и Михаилу Саакашвили — с просьбой дать ему миллион долларов на выкуп похищенного.  

О том, получил ли Рошка заветный миллион, история умалчивает. Спустя два месяца Кубряков объявился сам и поведал, что его держали в заключении агенты российских спецслужб в Приднестровье. Однако в 2007 году два бывших соратника Рошки по партии Серджиу Буркэ и Ион Нягу заявили молдавской прокуратуре, что никто Кубрякова не похищал. Вместо этого он с ведома Рошки сам прятался в квартире в центре Кишинева. По этим заявлениям тут же возбудили уголовное дело, которое так до сих пор и не закрыто. И с тех самых пор Юрий Рошка стал на глазах смирнеть и превращаться в верного оруженосца партии коммунистов. В их последнем правительстве он даже занимал пост вице-премьера.  

Националистически настроенным избирателям такая метаморфоза, естественно, не нравится. Вот их-то голоса и пытается подгрести под себя нынешний и.о. президента. Гимпу осознает, что после выборов осенью президентство ему уже не светит. Но роль лидера крайних националистов гарантирует ему безбедное политическое будущее. Поэтому для отношений России и Молдавии Михай Гимпу вовсе не так опасен, как это может показаться. Зато угрозу для них может представлять политик, который сегодня из кожи вон лезет, чтобы понравиться Москве.

  • 124
  • 14.06.2010 07:25

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода