Пять внешнеполитических успехов Обамы

Читати цю новину російською мовою
Пять внешнеполитических успехов Обамы
Во внешней политике любой администрации бывают как победы, так и неудачи. Это как в бейсболе: даже «звездная» команда попадает по мячу лишь в 30% случаев. Поэтому администрации Обамы, несомненно, следует отдать должное…

Наиболее важным решением президента Обамы, конечно, следует считать назначение генерала Дэвида Петреуса (David Petraeus) командующим коалиционными силами в Афганистане. Этот шаг дает понять, что Обама полон решимости добиться победы в этой войне, несмотря на хор «мудрецов», все громче советующих — похоже, для наших экспертов это уже стало традицией — поскорее отступить. Тем силам в регионе, что рассчитывали на вывод американских войск в июле 2011 года, стоит теперь трижды подумать. Эта дата с самого начала была нереальной, и шансы на то, что Петреус выступит за преждевременный вывод — или получит приказ его осуществить, независимо от оценки ситуации новым командующим — приближаются к нулю.

Вторым успехом стало принятие Советом Безопасности ООН резолюции по Ирану. Да, она получилась слишком мягкой — Китай и Россия сильно «разбавили» санкции. И конечно, администрация сильно преувеличила уступки, на которые пошла Россия. Но в то же время резолюция стала реальностью, — и лишь с небольшим отставанием от запланированного срока — а ее принятие дало импульс введению дополнительных санкций европейскими и другими странами. Помешает ли она сама по себе Ирану создать бомбу? Нет. Но она усиливает давление на тегеранский режим, что может косвенно помочь тем силам в самом Иране, которым хватает смелости бороться за установление в стране нового государственного строя.

Что же касается Турции и Бразилии, проголосовавших — в духе своей проиранской дипломатической линии — против резолюции, то этот шаг лишь дискредитировал их лидеров в глазах порядочных людей по всему миру (даже Россия с Китаем проголосовали «за»!). Если они намеревались таким образом заявить о своем статусе мировых держав, то эта затея провалилась. Проиранская позиция лишь затруднила и замедлила их путь к завоеванию высокой репутации на международной арене. Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва ( Luiz Inacio Lula da Silva) выглядит в этой ситуации человеком недалеким и не разбирающимся в происходящем. А премьер Реджеп Тайип Эрдоган ( Recep Tayyip Erdogan) своими действиями лишь усилил впечатление о том, что Турция стала «раскольником» НАТО, отдавая предпочтение Ирану и Сирии перед союзниками по альянсу.

Надо сказать, что и негативную позицию этих двух стран Белому дому удалось умело обыграть. Какой-нибудь Джимми Картер, возможно, счел бы необходимым устроить Турции и Бразилии «овацию». А администрация, стремящаяся любой ценой избежать конфронтации с Тегераном, вероятно, даже присоединилась бы к их дипломатическим усилиям. Нынешняя же команда — начиная с Хиллари Клинтон — окатила Анкару и Бразилиа «холодным душем», четко дав понять, что они еще не готовы к переходу в «высшую лигу». Но и этим дело не ограничилось: Вашингтон открыто заявил, что действия Турции наносят ущерб ее отношениям с США и другими союзниками по НАТО. На прошлой неделе заместитель госсекретаря Филип Гордон   (Philip Gordon) предостерег: подобные шаги Анкары ставят под вопрос ее политическую «ориентацию» и «затрудняют поддержку Соединенными Штатами Турции в некоторых вопросах, по которым она хотела бы такую поддержку получить». Весьма своевременное предупреждение!

Действия администрации по отношению к Японии были весьма жесткими, но эффективными. Состоявшаяся в июне отставка премьер-министра Юкио Хатоямы была связана с просчетами, которые он допустил в ходе дискуссии о судьбе американской базы на Окинаве и в целом с его попытками установить во внешней политике страны «баланс» между США и Китаем. Администрация Обамы проявила твердость, но одновременно и готовность к диалогу: в результате Токио подтвердил свою приверженность союзу с Америкой. Это в первую очередь связано с тем, что Япония опасается Китая, но в заслугу Белому дому следует поставить то, что он «подтолкнул» ее в правильном направлении.

Кроме того, президент Обама дал понять, что намерен заключить соглашение о свободной торговле с Южной Кореей. После длинной серии пустопорожних заявлений представителей администрации о «возвращении» Америки в Азию это станет первым реальным доказательством серьезности наших намерений. Если удастся убедить Конгресс ратифицировать соглашение, — а здесь главным препятствием является партия самого Обамы — это поможет скорректировать нынешнюю (несбалансированную и не слишком успешную) линию Вашингтона на превращение Китая в «краеугольный камень» американской политики в Азии.

Наконец, появились признаки позитивного сдвига в вопросе, где администрация показывала себя не с лучшей стороны. Несмотря на все милые беседы за гамбургерами, что мы наблюдали на прошлой неделе, команда Обамы четко дала понять, что на одном направлении у США с Россией сохраняются разногласия: речь идет о Грузии. В обнародованной Белым домом «Справке о «перезагрузке»» («Reset Fact Sheet») отмечается: «У администрации Обамы по-прежнему существуют серьезные разногласия с Россией из-за Грузии. Мы продолжаем призывать Россию к прекращению оккупации грузинских территорий — Абхазии и Южной Осетии». Слово «оккупация» наглядно демонстрирует, что администрация не намерена замалчивать этот вопрос. Возможно, Обама осознает, что «перезагрузка» не даст результата, пока российские войска оккупируют территории соседних стран.

Дает ли внешняя и оборонная политика нынешней администрации немало поводов для критики? Несомненно, и будет давать впредь. Но нынешний месяц был весьма удачным. И сегодня команду Обамы следует поздравить с тем, что по ряду вопросов они приняла правильные решения.

Автор: Роберт Каган — старший научный сотрудник Фонда Карнеги. Опубликовано в «The Washington Post» (США)

Источник: Голос России

  • 55
  • 01.07.2010 16:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода