Украина — феномен полугосударства

Читати цю новину російською мовою
Украина — феномен полугосударства
Среди социально неприспособленных личностей есть феномен — страх свободы как системы ответственности. За себя и близких. Процент таких людей в обществе, как правило, невелик. И если им не очень везет, они пополняют ряды бездомных.

Среди социально неприспособленных личностей есть феномен — страх свободы как системы ответственности. За себя и близких. Процент таких людей в обществе, как правило, невелик. И если им не очень везет, они пополняют ряды бездомных.

Иногда заключенных. Кстати, среди заключенных встречаются граждане, которым психологически некомфортно на свободе. Им лучше, когда о них заботится система. Пусть даже репрессивная, подавляющая волю. Хуже, если в силу обстоятельств под такую форму психополитической зависимости попадает целое государство.

Почему российский избиратель важнее украинского?

Как это происходит и какими мифологизированными идеологемами подкреплено? Части избирателей на минувших выборах импонировали тезисы одного из кандидатов о вечной дружбе с РФ, о больших преференциях Украине и совместной счастливой будущности. Проголосовали. Ждут. Но, увы, никто не пояснил обнадеженным согражданам: «дружба» не означает, что российские власти нас озолотят. Они не могут этого сделать, даже если бы любили украинцев больше, чем россиян. Да, нам на неопределенное время дали маленькую скидочку на газ. За это кремлевские ребята предприимчиво выбили себе в длительную аренду часть нашей территории (для «старшего» брата это фактически шаг к отделению крымских земель по принципу приднестровских и северокавказских, но об этом чуть позже). Далее: газовая скидочка должна быть компенсирована и в дензнаках. Для успокоения российского налогоплательщика, недовольного потенциальными потерями бюджета, сойдут Севастополь и низкая цена на газпромовский транзит. А что же лично вип-персонам в обеих столицах? Возможно, ответ мы получим, когда из украинского бюджета уйдут деньги на погашение фирташевских мнимых долгов. Судя по тому, как упорно не вмешивается в это дело «Газпром», кулуарные договоренности о разделе такой вот новой «собственности за рубежом» достигнуты.

Увы, украинские избиратели сполна рассчитаются за эту показательную доброту. Причем и те, кто не верил в силу украинско-российской дружбы.

Есть еще один аспект, который из-за киевских холмов не слишком виден. Предстоящие в скором времени президентские выборы в России диктуют определенную тактику поведения высшего политикума как в Киеве, так и в Москве. Два вершителя судеб в Белокаменной мирно никак не договорятся, кого из них должен будет добровольно выбрать российский избиратель. Естественно, они собирают дивиденды. В списке «украинских» побед пока больше очков у Дмитрия Медведева, который в обстановке полного взаимопонимания с Виктором Януковичем все достигает и достигает новых «стратегических договоренностей». И тут есть одна неприятность для украинской власти: еще неизвестно с кем лучше и чего достигать. Потому что даже московские верхи не определились, кто перспективнее — их президент или премьер. На всякий случай предусмотрительный тамошний бомонд кланяется равно обоим, пока рейтинги обоих ползут вниз. Почему так рискует наш гарант, непонятно. Ведь окружение российского премьера пристально следит за происходящим, и списывать это со счетов как минимум недальновидно.

Януковичу не дадут укрепиться подобно бацьке

Но и Медведеву не слишком нужен сильный украинский гарант. Показателен в этой связи опыт в доску пророссийского Лукашенко. Александр Григорьевич своим «позитивным» примером сильной власти в Беларуси очень навредил Виктору Федоровичу. Дело в том, что в Белокаменной уже не один год спят и видят, как бы убрать с поста слишком самодостаточного белорусского «хозяйственника». Но в стране нет сильной оппозиции, а среди окружения Лукашенко слишком сложно найти подходящего человека. Хотя россияне, похоже, взялись за это дело всерьез. Не желая повторения белорусской ошибки, московские технологи сделают все, чтобы не дать утвердиться Януковичу. Да и не уверены они в нем. Потому Кремлю и необходимы были быстрые договоренности по Севастополю, потому и «фирташевский газ» нужно заполучить как можно быстрее. И договоры о кооперации в авиастроении на выгодных россиянам условиях тоже дороги сейчас.

Украинские Приднестровье и Абхазия

Кремлю не выгодно и экономически укреплять Украину, поскольку это способствовало бы лишь ее самостоятельности. А независимость нашей страны — факт весьма неприятный для державных мужей, мнящих себя контролерами всего постсоветского пространства. Как и единство Украины, судя по последним геополитическим стратегиям наследников распавшейся советской империи.

Так что украинские и российские власти показательно дружат, а на крымских территориях снова радостно окапываются одиозные российские «общественные» организации и движения. Те, которые немного присмирели за последние несколько лет. Характерно, что у партии Януковича в АРК, несмотря на большинство в местном парламенте, не получается продемонстрировать стабильность даже в собственных рядах. И пока гарант пытается урезонить своих, в его крымской парторганизации время от времени вспыхивают скандалы. Что-то похожее происходило и в среде коммунистов на полуострове. В целом же поддерживать нестабильность в регионе — одна из главных задач российских технологов. Дело даже не в желании отобрать у нас Крым, а в попытках разбалансировать всю властную вертикаль в нашей стране, создать «горячие» зоны. И тогда, не в пример монолитной Беларуси, раздираемой противоречиями Украине можно будет легко навязывать каждый раз нового наместника империи. А наместничка поменьше — Крыму. Незамысловато, но эффективно с точки зрения великодержавной политики. К тому же для внутрироссийской ситуации куда как пользительно: тамошний избиратель воочию увидит, как ему хорошо живется, в отличие от горемычных соседей из опрометчиво отделившихся «братских республик». Такой негативный пример, пожалуй, один из основообразующих для осовремененной российской идеологической доктрины. (Это сравнимо разве что с пропагандой советского образа жизни, в неравной борьбе побеждающего систему загнивающего капитализма.) Теперь эта двуполярная модель в уменьшенном масштабе переместилась на постсоветский театр идеологических военных действий.

А что же Запад?

Ответ на этот вопрос похож на тот, который был дан более шестидесяти пяти лет назад. Тогда ради более важных задач американцы вынуждены были согласиться на новые разделения на европейском континенте. Можно ли нынешний выбор Западом союзников в России против северокорейского, иранского режимов сравнить с выбором между двумя евразийскими диктаторами прошлого? Можно ли сопоставить две угрозы — мирного и военного времени?

С учетом исторического опыта напрашивается вывод о том, что сейчас возвращаться к практике сфер влияния в Европе слишком опасно и неоправданно. Потому что сорок лет советской экспансии в Центрально-Восточной Европе дорого обошлись не только этим странам. А разрушение железного занавеса сопровождалось силовыми противостояниями и военными конфликтами. Но то был единственно возможный выбор между общим врагом в пользу общего друга Сталина.

Сейчас же призрачная поддержка друзей Путина — Медведева, которые могут пожурить своих приятелей в КНДР, не стоит новых линий раздела и буферных зон в Европе. Хотя бы потому, что россияне ничего существенного сделать не могут для устранения нынешних мировых угроз.

Осознают это и в Вашингтоне, все более критикуя псевдопацифистскую стратегию Барака Обамы, которая вместо урегулирования тлеющих конфликтов порождает новые. Кстати, на очередных выборах в США может весьма неожиданно проявиться разочарование американского общества, возлагавшего большие надежды на президента-демократа. Это понимает и радикальное крыло в Демпартии, пытаясь выстраивать более жесткую линию в отношениях с Москвой. (Вспомним хотя бы, что внутрипартийный оппонент Обамы, а по совместительству госсекретарь США, Хилари Клинтон в недавнем своем европейском турне не почтила визитом Белокаменную.

Напротив, она напомнила официальному Киеву о ценностях правового государства, а с официальной Варшавой обсудила ненавистную россиянам тему размещения ПРО в Европе.).

Украине осталось продержаться пару лет и не вступить в фазу государственного полураспада. Тогда расстановка сил на большой европейской шахматной доске неминуемо изменится. Главное, чтобы нынешние наши высшие чины, осознавая все личностные риски и слишком сильно демонстрируя верность одной из северных столиц, не ускорили процесс дезинтеграции украинской государственности. Ведь о том, что наша страна должна быть разделена как минимум на четыре составляющих, чтобы не представлять угрозы российской империи, написано в учебниках тамошних идеологов.

Скорее всего, до полного раздела территорий не дойдет, но радикально пророссийская политика Киева приведет к тому, что в центре Европы на границе ЕС и РФ появится крупнейшее полугосударственное новообразование, неустойчивость которого способна вынудить и Брюссель, и Москву пойти на новые пакты и нарисовать новые границы. Об условиях не спросят только украинцев…

Альбина ТРУБЕНКОВА

Источник: Вечерние вести

  • 36
  • 10.07.2010 10:19

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода