Почем Украина? или Как Россия Украину скупала

Читати цю новину російською мовою
Почем Украина? или Как Россия Украину скупала
19 июля стало известно, что Объединенная судостроительная корпорация Российской Федерации намерена купить 6 украинских заводов. В случает успеха эта сделка не станет чем-то выдающимся, а будет лишь очередным этапом поглощения украинских…

19 июля стало известно, что Объединенная судостроительная корпорация Российской Федерации намерена купить 6 украинских заводов. В случает успеха эта сделка не станет чем-то выдающимся, а будет лишь очередным этапом поглощения украинских компаний российскими.

Как Россия Украину скупала

По данным специализированного информационного агентства Mergermarket, за первое полугодие 2010 года объем одних лишь публичных сделок по слиянию и поглощению в Украине составил 1,7 миллиарда долларов. Объем же непубличных сделок, по мнению экспертов, в несколько раз больше. Как сообщает издание «Дело», по оценкам управляющего директора Concorde Capital Виталия Струкова с января по июль 2010 года в Украине прошло более 30 сделок на сумму свыше 10 миллионов долларов каждая, и лишь в четверти из них участвовали консультанты.

Одной из причин такого оживления рынка стал выход из экономического кризиса и возвращение банков к практике выдачи крупных кредитов. Более того, изменились и позиции собственников. «Собственники активов начинают понимать, что таких цен, как во время инвестиционного бума 2006-2008 годов, уже не будет и что доходность многих бизнесов, скорее всего, никогда не достигнет докризисных уровней. Поэтому они готовы уступать инвесторам», — цитирует «Дело» директора инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Максима Нефедова. А «перезагрузка» украино-российских отношений придала уверенности российским бизнесменам. Ведь если «на самом верху» говорят о необходимости российско-украинских консорциумов, как это делал президент Украины Виктор Янукович, то что уже говорить об уровне пониже.

Реприватизационные процессы канули в лету с эпохой Ющенко-Тимошенко, и это также вселило надежды в представителей российского капитала. Более того, учитывая, что российский рынок уже давно поделен на сферы влияния, открытие украинского рынка, так удачно совпавшее с выходом из кризиса, стало для россиян подарком. И лишь подбодрил инвесторов к освоению украинского рынка тот факт, что  новая украинская власть предпочитает договариваться с потенциальными инвесторами, а не конфликтовать с ними, как в случае с компанией Vanco International. В итоге крупнейшими сделками этого полугодия стали приобретение «Запорожстали» и «Индустриального союза Донбасса» российскими компаниями.

Вместе с тем россияне прекрасно понимают, что подобное не может продолжаться вечно. Даже лояльная к Москве власть не сможет обеспечить бесконфликтное поглощение украинских предприятий. А с учетом того, что на эти предприятия нацелены и отечественные финансово-промышленные группы, имеющие тесные связи с новой властью, конфликты между украинцами и россиянами неизбежны. Прецеденты, напомним, уже были. Так, в конце весны Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича был атакован российскими рейдерами, которым практически удалось перехватить корпоративный контроль над ММК. В мае этого года в Киеве состоялась пресс-конференция совладельца австрийской компании ABH GmbH Бориса Подольского и бывшего генерального директора Черноморского судостроительного завода Ильи Горна, на которой они заявили о продаже директором ММК Владимиром Бойко 100% акций ЗАО «Ильич-Сталь» крупной российской структуре. Бойко, в свою очередь, заявил не о продаже, а о рейдерском захвате. К этому удару добавились и отключение поставок газа, и невозврат экспортного НДС. В итоге Бойко отправился искать справедливости у президента Украины, после встречи с которым он заговорил об объединении со структурами Рината Ахметова. «В последний год поступало много предложений об объединении, но я ни с кем не вел переговоров и говорил одно: если мы будем объединяться, то только с „Метинвестом“. Это наше отечественное производство, украинское предприятие, у которого есть концентрат, руда и кокс. Кризис продолжается, поэтому я сегодня доволен, что в самое критическое время мы нашли решение и объединяемся с „Метинвестом“», — сказал тогда Бойко.

ММК был «спасен» от россиян и достался Ахметову. В итоге ахметовский «Метинвест» перегоняет по выплавке стали российские компании «Мечел», «Металлоинвест» и вплотную приближается к «Северстали». Усиление конкурента вряд ли понравится российским металлургам. Как и «увод» из-под носа такого привлекательного объекта, как ММК. Этот пример показывает, что в самой Украине у российских компаний хватает конкурентов, которые могут не допустить поглощения  отечественных компаний.

Предприятия двойного назначения

Интересно, что далеко не все из привлекательных для россиян украинских компаний и заводов имеют исключительно «гражданское» назначение. Объединенная судостроительная корпорация РФ, которая планирует купить 6 заводов, одним из «лакомых кусочков» видит Черноморский судостроительный завод. Это предприятие было одним из наиболее технически оснащенных в СССР и занималось постройкой, в том числе, и авианосцев. Так, единственный действующий авианосец Российской Федерации «Адмирал Кузнецов» был построен именно на ЧСЗ. Именно поэтому судьба ЧСЗ обсуждалась не где-нибудь, а на заседании Совета безопасности РФ. Как раз по итогам заседания 10 июня глава ОСК Роман Троценко заявил, что его компания уже в 2010 году получит 50% акций ЧСЗ. Помимо ЧСЗ, ОСК претендует и на «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в Николаеве и Херсонский судостроительный завод.

Заинтересованность России в этих предприятиях вполне объяснима. Ранее премьер-министр России Владимир Путин не исключил размещение заказа для Черноморского флота РФ как раз на украинских судостроительных заводах, в том числе и на николаевском «Судостроительном заводе имени 61 коммунара». Позже министр промышленной политики Украины Дмитрий Колесников предложил России достроить ракетный крейсер «Украина», введение которого в состав ВМФ РФ уже планируется, именно на украинских заводах. «Мы вышли к российской стороне с предложением достраивать крейсер на заводе имени 61 коммунара. Возможно, в кооперации с Черноморским судостроительным заводом и Херсонским судостроительным заводом», — сказал Колесников. То, что Россия достроит крейсер, у украинской власти не вызывает сомнения. Об этом, в частности, заявлял украинский президент. Для этого украинские депутаты даже лишили крейсер его названия. Приобретя вышеупомянутые предприятия, Россия будет платить за корабли для своего ВМФ не в украинский бюджет, а своей же компании, которая, к тому же, является государственным холдингом. А значит, деньги уйдут в российскую казну.

Помимо судостроения, интересным для россиян является и украинский авиапром. Разговоры о слиянии украинских предприятий с российской  Объединенной авиационной корпорацией (ОАК) начались чуть ли не с первых дней президентского правления Януковича и не прекращаются до сих пор. «Мы договорились сделать независимую рыночную оценку украинских и российских авиастроительных предприятий, чтобы решить вопрос об интеграции этих высокотехнологических комплексов», — сказал премьер-министр Украины Николай Азаров по результатам своего визита в Москву 28 июня.

Такая заинтересованность вполне объяснима – российские и украинские авиапромышленники дополняют друг друга. «Главный актив (украинского авиастроения) – конструкторское бюро имени Антонова, которое, в отличие от российских  конструкторских бюро, смогло создать линейку новых самолетов – АН-148, АН-140, транспортный самолет АН-70, в котором нуждается российская армия, уж не говоря об АН-124 „Руслан“, о производстве которого на территории США договаривался президент России Дмитрий Медведев во время своего визита в США. Я бы сказал, что нынешний потенциал КБ „Антонова“ превышает наш», — цитирует «Взгляд» слова главного редактора ресурса Avia.Ru Романа Гусарова. «У них есть хороший разработчик – „Антонов“, у нас – производственные мощности – ОАК», — говорит Гусаров. Его слова подтверждает тот факт, что для российского президентского авиапарка был закуплен именно спроектированный в Украине Ан-148, а не российский Sukhoj Superjet, который по ряду летно-технических характеристик проигрывает Ан-148.

Несмотря на то, что Ан-148 производится Воронежским авиастроительным объединением (ВАСО), двигатели к нему, а такде части крыла и фюзеляжа по-прежнему поставляются из Украины. И хотя Россия пыталась лоббировать переход Ан- 148 с украинских двигателей на российские, украинские авиаконструкторы к этому отнеслись со скепсисом – ведь это переработка проекта, еще одна сертификация, а значит – упущенное время. Тем более, что качество украинских двигателей, которые разрабатывает запорожское предприятие «Мотор-Сич», признано и в самой России. «Все российские вертолеты – и военные, и гражданские – летают на двигателях этого предприятия. То есть мы (РФ – прим. ред.) в нем стратегически нуждаемся. Для России „Мотор-Сич“ должен представлять наибольший интерес. Это позволит российской авиации не потерять тот парк, который  существует. Поскольку у нас очень большое количество запорожских двигателей на крыле», — говорит Гусаров. А значит, украинский авиапром является лакомым куском не только для ОАК, но и для ВПК России. Однако так просто свои предприятия, тем более стратегического назначения, Украина сдавать не намерена, уверяют в Кабмине. «Работа по интеграции авиастроительных комплексов Украины и России не подразумевает поглощение. Это первый и главный тезис. Сейчас мы говорим об интеграции на паритетных условиях. Мы будем жестко защищать интересы государства Украина», — утверждает глава минпромполитики Колесников. «Перезагрузка» — «перезагрузкой», но беспроблемного поглощения украинских компаний россиянами не будет.

Борис Рудь

Источник: Подробности

  • 47
  • 20.07.2010 21:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода