Украина. Как закаляется власть

Читати цю новину російською мовою
Украина. Как закаляется власть
Летние метаморфозы в украинской власти ассоциируются с классикой советского кино — фильмом «Как закалялась сталь». В бушующих политических страстях есть все: яркость и неожиданность решений власть предержащих, их умение органично сочетать&#133

Летние метаморфозы в украинской власти ассоциируются с классикой советского кино — фильмом «Как закалялась сталь». В бушующих политических страстях есть все: яркость и неожиданность решений власть предержащих, их умение органично сочетать заявления и пафос обращения к зрителю с экранов с достижением глубоко личных политических целей.

И полетели головы, и засверкали молнии

Первой жертвой оппозиция выбрала главу МВД Анатолия Могилева. Долго и нудно БЮТ пытался отомстить за «орла» Луценко и обезглавить милицию, но не получилось. Коалиции это не интересно, а оппозиции голосов ни при каких раскладах не хватит. При всем этом самому Могилеву знание того, что под него копают, абсолютно не мешает жить и работать. К тому же, если Могилев увидит, что вопрос о его снятии решен, он не будет дожидаться оппозиции — сам подаст в отставку (говорят, что он сам так утверждал). На фоне этого появилось «коллективное» решение выбрать новые жертвы. И тут произошло то, что застало врасплох даже премьер-министра Николая Азарова. Если отдать «голову» министра охраны окружающей природной среды Виктора Бойко было даже на руку коалиции (мол, смотри, страна, все равны перед законом — нет места во власти взяточникам, даже если они назначены по квоте коалиционного Блока Литвина), то снятие коалицией руками оппозиции Владимира Семиноженко с должности гуманитарного вице-премьера стало крутым и неожиданным поворотом событий.

Формулировка оппозиции: назначение Семиноженко произошло с нарушением регламента Верховной Рады, без обсуждения в комитете по вопросам государственного строительства и местного самоуправления; коалиции: власть начала процесс очищения от неэффективных менеджеров (к г-ну Семиноженко, как оказалось, у власти большое количество претензий). Озвучивались также версии, что Семиноженко поплатился за лоббирование интересов иностранных корпораций по дублированию фильмов.

Но официальная версия столь жестокого поступка коалиции по отношению к доктору наук, профессору, академику так и не озвучена. Увольнение Семиноженко может быть не чем иным, как атакой на Азарова. Ведь Семиноженко был на сто процентов преданным Азарову человеком и никогда не был близок к Партии регионов (хотя и был ее основателем). По крайней мере об этом говорят политологи, прогнозируя до сих пор назначение на должность гуманитарного вице-премьера заместителя главы Администрации президента Анны Герман.

И эта версия выглядит реалистичной, несмотря на все предположения, что должность упразднят. Даже потому, что Анна Николаевна не в самых лучших отношениях со своим непосредственным шефом — главой АП Сергеем Левочкиным (хотя обе стороны отрицают этот факт, ссылаясь на то, что основания говорить о каких-то недоразумениях дали эмоциональный контакт дискуссиям, которые ведутся ежедневно в рабочем процессе). «Отлучение» Герман от президента расчистит путь для новых маневров и, цитируя политолога Вадима Карасева, «селекции олигархического окружения».

Возможность такого маневра косвенно подтверждают слова Тараса Чорновила, который упрекает г-жу Герман в том, что она «закомплексовала» Виктора Федоровича и «приватизировала» все подходы к нему. Чего не скажешь о Сергее Левочкине, который, несмотря на подковерные игры, в нужный момент подыграет президенту (ему-то нужен кто-то, кто был бы рядом и брал на себя ответственность).

Назывался и другой кандидат на пост гуманитарного вице-премьера — министр образования Дмитрий Табачник. Но этот вариант вряд ли стоит рассматривать: Герман в свое время сделала все возможное, чтобы Табачник не стал вице-премьером. Поэтому если ее назначат, то Табачника уволят, так как Анна Николаевна работать с ним уж точно не захочет.

… Неожиданную кадровую рокировку затеял и президент и именно в день своего рождения решил уволить Нестора Шуфрича. Произошло это как раз перед уходом Верховной Рады на каникулы. И тут коалиции удалось удивить в первую очередь оппозицию: Нестор Иванович был перемещен на новое место работы в СНБОУ, где теперь занимает должность заместителя секретаря. Шуфрич в свою очередь «по горячим следам» рассказал, кто и что за этим стоит.

Пока в кресле главного спасателя страны будет сидеть первый заместитель Владимир Антонец — теперь он министр, но с приставкой и. о. и до осени.

А что осенью?.. Сегодня кресло министра МЧС теоретически отдали экс-главе Секретариата президента Ющенко, лидеру пока оппозиционного «Единого центра» Виктору Балоге. Несмотря на ряд обсуждаемых (на уровне СМИ) кандидатур, именно у него пальма первенства. Правда, сам Виктор Иванович уже высказал свое категорическое «нет». Однако нынешние расклады показывают, что именно осенью политическое будущее Балоги может измениться.

Дамоклов меч завис… пока

«Клеймом отставки» отмечен и министр по вопросам топлива и энергетики Юрий Бойко в связке с главой СБУ Валерием Хорошковским. Ведя нескончаемую войну против «РосУкрЭнерго», Фирташа с Хорошковским и Бойко, оппозиция решила устроить политический армагеддон. Получив одобрение и голоса коалиции на создание временной следственной комиссии (ВСК) по расследованию обстоятельств, связанных с принятием Стокгольм ­ским арбитражным судом решения о возвращении Украиной компании «РосУкрЭнерго» 11 млрд. кубометров газа, оппозиция понадеялась на поддержку и в кадровом вопросе, забыв, очевидно, что «обещать — не значит жениться». То есть согласие коалиции на ВСК вовсе не предполагает согласие на отставку Бойко и Хорошковского. Но и оппозиция сдаваться не собирается — вопрос может быть снова поднят, но уже на следующей сессии… если не остынет пыл.

Поговаривают, что президент уж очень хочет переформатировать Кабмин, и все сегодняшние (и, пожалуй, будущие) отставки являются первым звоночком решительных действий гаранта. Недовольство начальства вызывают министр здравоохранения Зиновий Мытник и министр углепрома Юрий Ященко. Министр социальной политики Василий Надрага тоже значится в «черном списке». Подтверждает это в своем блоге в «Живом журнале» и глава Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Михаил Бродский: «Думаю, осенью еще будет кадровая оптимизация в правительстве». На увольнение «пачки» министров якобы дал свое согласие премьер-министр Николай Азаров. Но это «якобы»…

Многие потирали руки, ожидая отставки министра обороны Михаила Ежеля. А некоторые даже мундир министерский начали примерять. Но не тут-то было. Ежель был спокоен. А свою позицию министр мотивировал просто — мол, я человек, воспитанный флотом, а на флоте говорят: чем сложнее обстановка, тем спокойнее командир. Отставки с пылу с жару не произошло: СНБОУ не принял ни одного кадрового вопроса. Более того, выделил министру Ежелю деньги на реформирование армии и дал шанс показать, что еще есть порох в пороховницах…

Желает оппозиция и «голову» вице-премьера по силовым вопросам Владимира Сивковича. Главный аргумент — не место во власти человеку, который допускает попустительство рейдерству в масштабах страны, разгул насилия и пытки в милиции. Сам же Сивкович утверждает, что все как раз наоборот — это рейдеры пытаются бороться с антирейдерами с помощью обвинений в рейдерстве. Но, похоже, тут все намного сложнее, чем кажется той же оппозиции, и к отставке Сивковича может привести не она, а борьба между разными силовиками.

Прошел слух и об увольнении вице-премьера по экономическим вопросам Сергея Тигипко — будто бы за плохо подготовленный Налоговый кодекс. Пикантности ситуации придает то, что отправить восвояси Сергея Леонидовича хотят коммунисты, отчего судьба «дежурного по реформам» с каждым днем становится все интереснее. Озвучивался, конечно, и вариант, что он уйдет добровольно, хлопнув дверью, в оппозицию накануне местных выборов. Но пока в коалиции утверждают, что вице-премьера в обиду не дадут. А в окружении Тигипко настаивают, что сам он уходить не собирается.

Наконец, коалиция все же подсластила жизнь оппозиции, уволив судью Высшего хозяйственного суда Сергея Демченко, чего депутаты БЮТ и НУНС добивались два года. Но победой оппозиции назвать это сложно. Во-первых, представление на увольнение судьи было подано Высшим советом юстиции, а во-вторых, еще 21 февраля 2008 года Демченко исполнилось 65 лет, а это предельный возраст для судьи. Теперь его место согласно решению парламента будет занимать пока еще председатель Донецкого апелляционного хозяйственного суда Виктор Татьков.

Еще одним важным фактором укрепления судебной системы можно считать избрание нового главы Конституционного суда, которым стал неформальный фаворит президентской команды, тоже выходец из Донецка Анатолий Головин. На первый взгляд все очень просто: согласно Основному Закону, предыдущий глава КС Андрей Стрижак должен был уйти через три года. С другой стороны — именно Головин станет человеком, благодаря которому власть сможет на законных основаниях реализовывать задуманное. Первый шаг был сделан, когда КС признал конституционность формирования коалиции не членами фракций. Второй еще впереди — сейчас на рассмотрении КС находится представление об отмене политической реформы 2004 года. В положительном решении этого вопроса, пожалуй, никто не сомневается. А почему бы и нет? Против политреформы выступали все — и оппозиция, и коалиция «разлива» разных годов.

Кстати, об «уходах». О желании «уйти» Могилева сказано выше. Но, как оказалось, история только начинается. По утверждениям источников, действующему министру МВД все же грозит увольнение. И для этого может быть использовано одно из ранее зарегистрированных оппозицией представлений: 20 мая отставку инициировала группа депутатов от НУНС во главе с Борисом Тарасюком, а 26 июня — народный депутат от НУНС Геннадий Москаль. И тут же начались поиски возможных кандидатур. Пока их две — генерал-полковник милиции Михаил Корниенко и нынешний глава Киевской облгосадминистрации Анатолий Присяжнюк. Тоже, кстати, генерал-полковник. Как раз назначение последнего вызывает особый интерес, а точнее — следующий вопрос: кто же сядет в освободившееся (в случае назначения) кресло губернатора Киевщины? На сегодняшний день вырисовывается пока одна кандидатура — Вера Ивановна Ульянченко. Хотя бы потому, что она, несмотря на свои «оранжевые» идеалы, тесно контактирует с регионалами, что никогда не было секретом. И потому, что ее до сих пор уважают в области.

А где же оппозиция?

Какого бы цвета ни была власть, она всегда желала иметь сильную оппозицию. К сожалению, мы не видим сильной оппозиции, ведь отставка и Семиноженко, и Бойко стала возможной лишь потому, что того хотела коалиция. Сегодня оппозиция, внося в парламент бессмысленные проекты об отставке членов правительства, выглядит просто смешно в глазах народа и коалиции. Может быть, причина в ее раздробленности — о своей оппозиционности говорят и БЮТ, и НУНС, и Анатолий Гриценко, и «Фронт перемен» Арсения Яценюка. Да, иногда они объединяются в едином политическом экстазе, но это скорее исключение, чем правило.

Так где же наша оппозиция? Ее нет. Все, что мы видим сегодня, это потешная группка людей, каждая под своим флагом и действующая по принципу: критикуй, даже если критика смешна.

Вывод: единственный рычаг воздействия на власть сегодня — общественные организации.

Юлия Мищенко

  • 52
  • 21.07.2010 06:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода