Обреченные на рабство? Гастарбайтеры в Москве

Читати цю новину російською мовою
Обреченные на рабство? Гастарбайтеры в Москве
Приезжих спасает от мошенников сарафанное радио. Так, на форуме «Таджиков.нэт» вывешена он-лайн доска позора, на которой потерпевшие оставляют информацию о нерадивых работодателях: их контакты, суммы задолженностей, имена и адреса

Иностранные граждане, не желающие оформлять официальные отношения с Москвой, едва ли могут рассчитывать на ее честность. В год, по данным одного только информационно-правового центра «Миграция и закон», приезжим не выплачивают порядка 30 млн рублей.

В ежемесячных отчетах по жалобам клиентов суммы задолженностей варьируются от 10 до 900 тысяч рублей. Это не значит, то мигранты чересчур осмелели и начали требовать за укладку кафеля миллионные гонорары. Просто чем крупнее цифра, тем больше обманутых тружеников. Обещанных вознаграждений гастарбайтеры нередко ждут целыми бригадами.

«Существует уйма способов вынудить нелегального сотрудника работать даром: ФМС, милиция, ОБЭП, — перечисляет исполнительный директор центра „Миграция и закон“ Сулеймон Шохзода. — Типичный пример: человеку обещают, скажем, 20 тысяч рублей, но после сдачи объекта. Два месяца он меняет бытовки для жилья, получает тысячи три-четыре в качестве аванса на питание, чтобы прям там, на стройке, не помереть. А когда приходит время забирать зарплату, на объект приезжают фэмээсовцы, проверяют документы, которых у него почти наверняка не оказывается, и отправляют нелегала домой».

Или ненавязчиво намекают ему о такой возможности. Разумеется, перспективе вернуться к семье с пустыми руками горе-путешественник предпочтет пару-тройку месяцев впроголодь. Если работяга упорствует, правоохранительные органы все-таки приходится подключать: это в любом случае дешевле. Бунтаря под белы рученьки да на родину, а на освободившееся койко-место — нового карьериста.

«Некоторые угрожают подчиненным расправой, — добавляет руководитель центра Гавхар Джураева. — Недавно нам позвонил перепуганный парень: выгнали, мол, не уйдешь — убьем. А бывает, людям не отдают ни деньги, ни паспорта. Наши юристы сейчас, например, бьются с одним генерал-майором: нанял человека, тот на него за 10 тысяч в месяц вкалывал, а когда все сделал и захотел уйти, генерал отказался возвращать паспорт: „хочу, — говорит, — отбить свои деньги“. Он якобы за 20 тысяч купил ему разрешение на работу. Во-первых, можно было оформить документы по закону. А во-вторых, как частное лицо он мог сделать патент, который обошелся бы всего в тысячу рублей. Но выгоднее рабство».

«К нам почти каждый день приходят жаловаться на работодателей, — рассказывает юрист центрального комитета Профсоюза трудящихся мигрантов Гулгунча Давлатмирова. – По 20 человек сразу приходят. Недавно людям в торговом центре зарплаты не отдали. Мы и с менеджерами разговаривали, и с директором – ничего хорошего».

Куда идти в такой ситуации? В суд? Или под окна начальника с демонстрацией? Многие иностранцы полагают: надо смириться. 34-летний Гуфар так и поступил. Ну, или почти так. Когда через три месяца работы по 12-16 часов в сутки его наконец осенило: «Кидалово!», предприимчивый мужчина изъял у хозяина в качестве компенсации дрель, пару банок дорогой эмали и электролобзик. С паршивой овцы, подумалось Гафуру, хоть шерсти клок.

«Эти люди во многом виноваты сами, — рассуждает администратор форума для мигрантов из стран СНГ „Таджиков.нэт“ и по совместительству владелец строительной компании Александр. — Незнание законов не освобождает человека от ответственности. Ты иностранный гражданин, ты приехал в чужое государство, так, будь добр, отдай ему элементарную дань уважения: сделай нормальные документы. Но нет. Проще заплатить. В итоге мигранты имеют то, что имеют. Все договоренности устные. Да и если рабочий что-нибудь подпишет, что толку-то?».

«Нелегалы априори отказываются от своих прав, поэтому судебное разбирательство – не выход», — комментирует юрист адвокатской конторы «Басманная» И. Очкина. А вот законопослушные иностранцы, по ее словам, (пусть даже с зарплатой в конвертах) могут выиграть у нечестного предпринимателя, прибегнув к свидетельским показаниям. Но шансы у них зыбкие: работодатель, как правило, стоит на позиции: «Я знать не знаю этого враля».

В редких случаях приезжих спасает от мошенников сарафанное радио. Так, на форуме «Таджиков.нэт» вывешена он-лайн доска позора, на которой потерпевшие оставляют информацию о нерадивых работодателях: их контакты, суммы задолженностей, имена посредников. Кого-то, к слову, «обувают» свои же бригадиры: получают деньги, выкидывают телефон и благополучно исчезают.

Их сложно найти. Гораздо проще бывает договориться с руководством провинившейся компании. К примеру, юристы центра «Миграция и закон» за неимением легких путей, выманивают работодателей из тени страшными историями о запятнанной репутации. Торговые имена многих нарушителей у москвичей на слуху. Ими зачастую оказываются не фирмы-однодневки, мечтающие о быстрой наживе, а солидные компании, которые, в частности, и на безропотных иностранцах заработали баснословные капиталы. Клиенты центра вместе с заявлением о невыплате отдают общественникам пропуска, табели и другие бумаги, подтверждающие их причастность к той или иной конторе. Под ворохом улик и письменных жалоб у некоторых дельцов просыпается совесть.

«Для нас важно не только вернуть человеку его деньги, но и предостеречь его», — уточняет Сулеймон Шохзода. В центре мигранты узнают, где оформить необходимые для работы документы, как заключить договор с фирмой-нанимателем, а с какими компаниями вообще лучше не иметь ничего общего.

Но не так наивны приезжие, как кажется на первый взгляд. Чтобы иллюзий не было, администрация форума «Таджиков.нэт» регулярно пополняет «черный список» гастарбайтеров. Под фамилиями очередной партии разнорабочих — предостережение: «Люди ленивые, не отвечают за свои слова, подводят даже своих братьев таджиков».

«В нашем бизнесе никто не застрахован от обмана, — делится опытом администратор форума. — Это рынок: кто первый обдурил, тот и молодец. Где гарантии, что те 20 человек, которых ты нанимаешь на работу, ночью не обчистят объект. Схема-то стандартная: приезжает бригада, оценивает обстановку, звонит „главному“, а на утро – ни стройматериалов, ни сотрудников».

Некоторые, впрочем, сбегают без злого умысла. Перехвалил себя мастер, плитку по 500 евро за квадрат испортил, а компенсацию возвращать сил нет, как жалко.

«У нас по этой причине частенько пропадают люди, — улыбается прораб одной из московских архитектурно-строительных компаний Олег. – Стоит пригрозить: „Из оклада вычту“, — только пятки сверкают! В итоге скидывается вся бригада».

В центре «Миграция и закон» и на таких «бегунков» находят управу. Если у работодателей возникают проблемы с подчиненными (украл, сломал, затеял драку), общественники обращаются в правоохранительные органы стран СНГ. Двойной надзор позволяет обеспечивать хоть какую-то стабильность в натянутых отношениях нелегалов и их руководства.

Официально же, по словам заместителя начальника отдела внешней трудовой миграции Департамента труда и занятости населения столицы Александра Ни, отношения «мигрант-работодатель» в городе регулирует в том числе Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы.

«Ее члены рассматривают заявки работодателей в рамках квотной и корректирующей кампаний, — объясняет чиновник. – При этом комиссия учитывает условия труда и уровень зарплаты, которые работодатель указывает в заявке. Сегодня МРОТ в Москве составляет 10,1 тыс. рублей в месяц. В случае, если работодатель предлагает меньшую сумму, его кандидатура отклоняется».

Допустим, на бумаге он оказывается добросовестным, а получив от городских властей «добро», перестает заботиться о достойном окладе для нового сотрудника и либо вовсе не платит ему обещанные деньги, либо платит их не в полном объеме. Тогда обманутый мигрант вправе обратиться в Рострудинспекцию по городу Москве. По данному факту производится проверка, и если жалоба иностранца подтверждается, в Департамент труда и занятости населения поступает информация о нарушении.

«В этом случае мы можем отказать работодателю в праве на привлечение иностранной рабочей силы, — рассказывает Александр Ни. — Подобные прецеденты бывали, но не настолько часто, чтобы говорить о масштабной проблеме».

Если, конечно, не учитывать другой, по-настоящему масштабной. К примеру, у 7 из 10 клиентов центра «Миграция и закон» документы куплены или отсутствуют, а потому претендовать на включение в официальную статистику эти люди не могут. Вот и получается, что проблема, о которой все слышали и с которой многие сталкивались, существуют преимущественно в устной форме, а миллионные навары бизнесменов на рабах из ближнего зарубежья скрыты под кипой липовых бумаг.

  • 72
  • 13.08.2010 10:00

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода