Руководящая и направляющая Партия регионов

Читати цю новину російською мовою
Руководящая и направляющая Партия регионов
Как бы ни относились отечественные Президенты к Советскому Союзу и его Конституции, текст 6-й статьи Основного Закона СССР – о руководящей и направляющей силе советского общества в лице Компартии – западал каждому из них в душу…

С большим или меньшим успехом каждый из них пытался выстроить в Украине такую силу, которая была бы, как писалось в той же Конституции, «ядром политической системы общества», тем более, что за восточной границей они имели возможность наблюдать за бурным развитием новой КПСС – путинской партии «Единая Россия». Поскольку терминология времен развитого социализма нынче не в моде, в наших краях такую политсилу (в России – уже созданную, в Украине – многократно и безуспешно создаваемую) стыдливо называют «партией власти».

Попытки пройти этот путь успешнее, чем это удавалось партиям-предшественницам, сегодня предпринимаются и Партией регионов. «Главком» при помощи украинских политологов проанализировал предпосылки, которые могут помочь бело-синим в реализации их амбициозной задачи, а также назвал факторы, которые могут заставить регионалов повторить судьбу той же НДП или «Нашей Украины»…

Почему бы и нет?

Попытки построить партию власти в Украине предпринимались регулярно, и «Главком» уже об этом писал. Заканчивались они неизменным поражением инициаторов таких проектов: как правило, уже через два-три года после старта очередного проекта «руководящей и направляющей» бесперспективность такой политсилы становилась видна невооруженным глазом, а дальше – наступал коллапс и консервация несостоявшейся партии власти. Тем не менее, сегодня в Украине, пожалуй, впервые в ее новейшей политической истории наблюдаются условия, максимально содействующие созданию и более-менее успешному развитию такого проекта.

Во-первых, заказ на построение такой партии более-менее четко сформулирован самой властью. Иными словами, Виктор Янукович, имеющий представление о функционировании КПСС, четко знает, какую именно партию он хочет получить на выходе процесса «регионального» партстроительства: эта политсила должна олицетворять собою власть, по сути, срастись с нею. Именно поэтому регионалы сейчас ведут беспощадную борьбу против недоразумений вроде отсутствия у кого-то из глав госадминистраций или мэров крупных городов юго-востока бело-синего партбилета.

Вообще, следует признать, что Партия регионов является идеальной «болванкой», из которой можно «выточить» партию власти – ведь она изначально строилась как партия бюрократии, чиновничества. Можно припомнить, насколько болезненно бело-синие воспринимали каждый свой отход в оппозицию и признать, что оппозиционная деятельность никогда не была их коньком: те выборы, которые они выигрывали, знаменовались либо полной анархией в стане их оранжевых противников (как в 2006 году), либо пиком экономического кризиса, с которым не могли справиться их оппоненты (как в 2010-м). Построение полноценной партии власти на базе Партии регионов в этом смысле станет всего лишь констатацией очевидного факта: бело-синие всегда, в сущности, были ею, просто не всегда были у власти …

Осознанием конечной цели своего партстроительства регионалы отличаются от тех же НДП или «Нашей Украины». В случае с НДП на первоначальном этапе создания партии речь все-таки шла о строительстве политсилы европейского образа, способной поддержать реформаторские начинания Президента Леонида Кучмы – попытки создать партию власти в классическом понимании этого слова за «дважды народными» начали наблюдаться позже. Если же речь идет о «Нашей Украине», то, следует признать, что Виктор Ющенко на протяжении долгого времени просто не хотел или не мог признаться себе, что на фундаменте, заложенном Оранжевой революцией, он и его соратники выстраивают новую КПСС – поэтому строительство этой несостоявшейся партии власти и было столь неэффективным.

Второе обстоятельство, содействующее появлению в Украине партии власти, – это хорошие стартовые позиции Партии регионов. Имеется в виду, что старт нынешнего этапа развития бело-синих ознаменовался победной для них избирательной кампанией, в ходе которой партия в лице ее лидера зафиксировала свою почти 50-процентную поддержку в обществе. Такими стартовыми позициями не могла похвастаться, пожалуй, ни одна из несостоявшихся в Украине партий власти, кроме разве что условной «помаранчевой» политической среды после победы на выборах Виктора Ющенко. Но, не будем забывать, на момент, когда Виктор Андреевич обладал максимальным рейтингом, партии «Наша Украина» фактически еще не существовало вообще. Сегодня, пользуясь более-менее благосклонным отношением этого самого общества, регионалы получили возможность «ковать железо, пока горячо».

На руку «бело-синим» играет и разрозненность отечественной оппозиции (если бы противники власти выступили против Партии регионов единым фронтом, о нынешнем интенсивном развитии регионалам наверняка пришлось бы забыть), пассивность гражданского общества (обусловленная как общей усталостью общества от политики, так и банально – периодом летник отпусков, пришедшимся как нельзя более вовремя для регионалов), а также то обстоятельство, что международное сообщество сейчас мало интересуется Украиной, переключив свое внимание на те же Ближний Восток и Иран …

В логику построения в нашем государстве партии власти вполне вкладывается и более чем вероятная отмена политреформы, уменьшающая роль в системе власти парламента и, соответственно, представленных в нем партий, и переносящая центр принятия стратегических решений на Банковую. Из субъекта, инициирующего некие превращения, берущего ответственность за деятельность, например, своих выдвиженцев в Кабмине, партия, находящаяся у власти, в новых условиях превратится просто в инструмент, обеспечивающий президентскую деятельность по управлению государством. То есть, по сути, будет заниматься тем, чем занималась «Единая Россия» времен президентства Путина либо же, с оговорками, та же КПСС.

Ослабление основ парламентаризма в Украине будет иметь и еще одно следствие, благоприятно влияющее на перспективы создания на базе Партии регионов партии власти. Тренд на усиление президентской вертикали закономерно приведет к снижению роли областных и районных советов в политической жизни. И это – шанс для регионалов на западе страны, где добиться доминирования в местных органах власти выборным путем в ближайшее время им, откровенно говоря, не светит. Иными словами, не важно, что большинство в том же Тернопольском облсовете будет контролировать, условно говоря, «Свобода», – важно, что реальная власть в области будет в руках областной и районных госадминистраций, большинство членов которых будут принадлежать (либо же демонстрировать всяческую лояльность) к касте «бело-синих».

Скорее нет, чем да

Впрочем, опрошенные «Главкомом» эксперты считают, что на пути к построению в Украине полноценной партии власти наличествует слишком много преград, часть из которых уже сегодня выглядит непреодолимыми.

Например, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский убежден, что ситуация в Украине развивается в рамках некого внешнего тренда, не зависящего от обстоятельств нашей сегодняшней жизни, и этот тренд – это движение к парламентской республике центральноевропейского образца. «Я предполагаю, что попытки построить партию власти со стороны Партии регионов будут наблюдаться. Более того, такие попытки происходят уже сейчас, и они выглядят как бы успешными. Но даже если у них что-то получится, то это будет просто эпизод в истории, который продлится года три-четыре, один избирательный цикл», – убежден он.

Вторая причина, которая может помешать регионалам воссоздать в Украине «Единую Россию» – сугубо инструментальный подход к определению партии власти. Другими словами, сейчас «бело-синие» выглядят сконцентрированными на «регионализации» системы власти и стремлении во что бы то ни стало развить успех президентской кампании на местных выборах. А этого, как ни странно, может быть мало для того, чтобы в последствии чувствовать себя достаточно комфортно – ведь общественная жизнь не ограничивается лишь сферой политического.

«В России вокруг партии власти был выстроен большой системный политтехнологический проект, – говорит директор Института Горшенина Владимир Фесенко. — Ведь мало того, что на этой базе была выстроена партийная вертикаль, мощный партийный аппарат, который в чем-то напоминал аппарат КПСС. Речь идет о разветвленной сети молодежных, женских организаций, профсоюзов и так далее. Эта система формировалась постепенно, не один год. По сути, этот монстр появился только к концу первого президентского срока Путина».

«Проблема» Партии регионов в данном случае состоит даже не в том, что у ее лидеров нет осознания комплексности стоящей перед ними задачи: что банальное копирование телевизионной картинки, на которой Виктор Янукович предстает в роли украинского Путина, регулярно встречающегося со своими подчиненными в рабочей обстановке, выслушивающего их заискивающие пояснения и дающего ценные указания, не делает Виктора Федоровича больше похожим на Владимира Владимировича. Дело в том, — говорит Фесенко, — что Партия регионов не обладает демиургом, идеологом, политтехнологом, способным сформировать, воссоздать эту реальность. Иными словами, в Украине нет своего Суркова, и в обозримой перспективе его появление даже не предвидится.

Ведь и в самом деле, кто из нынешнего руководства партией способен взвалить на свои плечи задачу обеспечения рывка партии из ее нынешнего состояния на качественно иной уровень развития? Формальные лидеры ПР – Виктор Янукович и Николай Азаров – вообще-то заняты другими делами, которые несомненно затмевают по важности партийное обустройство. Фактический хозяин партии Владимир Рыбак, по словам того же Фесенко, выполняет скорее функции «почетного смотрящего» за партией и вряд ли сможет обеспечить создание на ее базе современной, мощной, технологичной структуры. Заместителю главы партии Дмитрию Шенцеву, очевидно, для этого не хватит авторитета в среде «знатных регионалов» да и, будем откровенными, практических навыков.

Эффективными менеджерами на верхушке Партии регионов слывут Борис Колесников и Андрей Клюев (и, скорее всего, именно кто-то из них будет курировать местную кампанию-2010), но в связи с этим возникает закономерный вопрос: а удастся ли им совместить тяжелую, кропотливую работу над партийной перестройкой с работой в правительстве?

Наконец, еще одна причина, заставляющая скептично оценивать перспективы Партии регионов, состоит в неровности ее партийного ландшафта. Неудовлетворенность целого ряда внутрипартийных групп влияния диспропорциями в доступе себе подобных к властным рычагам и рычагам управления партией (а конкретно – неадекватным усилением «группы Фирташа») вполне может стать причиной пагубных для регионалов последствий в дальнейшем. Влиятельные олигархи родом из Партии регионов вряд ли будут заинтересованы в монополизации политической и партийной системах страны, если она будет обозначать абсолютное доминирование «фирташевцев»…

«Ведь, условно говоря, у Ахметова сейчас неплохая ситуация, – говорит исполнительный директор Школы политической аналитики Алексей Гарань. — Он завладел комбинатом им.Ильича, Индустриальный союз Донбасса как его конкурент сдал позиции. Но, с другой стороны, например, в случае отмены политреформы ему придется иметь дело с одной личностью, вокруг которой будет стоять конкурирующая бизнес-группа… Олигархи, по идее, заинтересованы, чтобы партия не контролировалась одной группой, чтобы там были, условно говоря, разные фракции».

Внутренние противоречия в Партии регионов могут выйти на явь уже в самое ближайшее время и серьезно повлиять на «оттянутые итоги» октябрьских местных выборов. Ведь не обладая возможностью сформировать самостоятельное большинство в большей части местных советов в Украине, потенциальная партия власти будет вынуждена (идя по классической российской схеме) запустить на выборы несколько квазиоппозиционных партий-сателлитов, которые в последствии стали бы созниками регионалов в соответствующих советах. Однако политэкономические реалии в Украине тем и отличаются от российских, что там разного рода ЛДПР или КПРФ получают финансирование, по сути, из «общей кассы», а у нас степень независимости олигархов друг от друга и от Банковой все же заметно выше. Поэтому условные партии Тигипко и Яценюка (а именно их называют потенциальными реципиентами помощи от власти), скорее всего, станут не сателлитами Партии регионов как таковой, а сателлитами конкретной группы внутри ПР, своего рода запасным выходом для олигархов, которые не до конца заинтересованы в абсолютизации позиций конкурентов, захвативших власть в их родной силе. Потенциально это может означать перспективу перехода таких политсил в реальную оппозицию власти и реальной борьбы с Партией регионов за голоса избирателей. Когда? Да хоть на очередных парламентских выборах: благо, осталось до них всего ничего – чуть больше двух лет, и то это в том случае, если отмена политреформы не даст старт внеочередной кампании…

Текст: Святослав Хоменко

Источник: Главком

  • 53
  • 14.08.2010 05:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода