Кремлевские игры

Читати цю новину російською мовою
Кремлевские игры
3 февраля президент Российской Федерации Дмитрий Медведев жестко раскритиковал заявление премьер-министра страны Владимира Путина о раскрытии теракта в московском аэропорту «Домодедово».

Это уже не первое расхождение во мнениях российского президента и главы правительства. Но критики по отношению к Путину в подобном тоне Медведев себе раньше не позволял. Наблюдатели говорят о возможном противостоянии лидеров российского государства на ближайших выборах президента РФ. Скептики твердят о хитрой многоходовой комбинации, призванной отвлечь внимание общества от наболевших социальных проблем.

Раздор в «благородном семействе»?

Теракт в московском аэропорту «Домодедово» не только принес горе многим народам, но и поссорил правящий в России тандем. Утром 3 февраля глава правительства РФ Владимир Путин заявил: Можно считать, что дело (о теракте – ред.) в целом раскрыто». Но уже днем его слова жестко раскритиковал российский президент Дмитрий Медведев. „Считаю абсолютно недопустимым, когда еще до проведения всех следственных процедур, подготовке обвинительного заключения, отправке его в суд, вынесения приговора и до вступления его в силу кто-либо объявляет о раскрытии преступления, тем более такого тяжкого“, — сказал он. И хотя слова эти прозвучали не при личной встрече двух российских лидеров, а на совещании Медведева с директором ФСБ Александром Бортниковым и руководителем Следственного комитета Александром Бастрыкиным, наблюдатели сразу заговорили о том, что „младший царь“ осерчал на „старшего царя“ не на шутку. „Вы мне докладывали, что есть продвижение в расследовании, это хорошо, но ни представители прокуратуры, Следственного комитета, ни другие должностные лица не имеют права объявлять о раскрытии преступления. Сейчас нужно работать, именно работать а не пиариться“, — отчитал российский президент Бортникова и Бастрыкина. После утренних заявлений Путина вопроса о том, кто же такие эти „другие должностные лица“, которые „пиарятся“, у населения возникнуть не должно было. В подобном тоне высказаться относительно „старшего товарища“ Медведев себе позволил впервые. Тем не менее, такое развитие событий не стало сколь-нибудь значимым сюрпризом на российской политической арене. Президент и премьер конфликтуют не впервые. Так, летом 2010 года около мэра Москвы Юрия Лужкова разыгралась целая драма. Не успел Путин поблагодарить того за „умелое хозяйствование“, как Медведев раскритиковал столичного градоначальника и отправил Лужкова в отставку. Кремлевские политтехнологи принялись объяснять, что никаких противоречий внутри тандема нет, а произошло лишь непонятное недоразумение.

После этого серьезное расхождение во взглядах у президента и премьера возникло после событий на Манежной площади в Москве. „По Манежной. В стране и в Москве — все под контролем. Со всеми, кто гадил, разберемся. Со всеми. Не сомневайтесь“, — написал в своем Twittere Медведев. Против русских националистов действительно начались репрессии. И сейчас продолжаются следственные действия против принимавших участие в акции протеста. Вместе с тем, Путин встретился с болельщиками „Спартака“, осудил поведение выходцев из Северного Кавказа на территории России и посетил могилу погибшего Егора Свиридова.

„Третий звонок“ прозвенел в деле опального российского олигарха Михаила Ходорковского. Его считают личным врагом Путина. И немудрено. В допутинской России компания Ходорковского „ЮКОС“ играла значительную роль в экономической и в политической жизни страны. Фактически, это была последняя крупная бизнес-группа неподконтрольная „путинцам“ или не платившая им. Когда в конце декабря Путин до решения суда по делу Ходорковского назвал опального олигарха „вором“ и выразил уверенность в том, что срок заключения под стражей Ходорковскому будет продлен, Медведев снова одернул премьер-министра. „Ни президент, ни иное должностное лицо не имеет права высказывать свою позицию по этому делу до вынесения приговора… Это вопрос доказательств. Несите и будем работать“, — сказал российский президент. И вот, уже в феврале он снова одергивает Путина. При этом жестче, чем когда-либо. Неужели приближающиеся президентские выборы в России таки росколят правящий тандем? Отнюдь, считают эксперты. Ведь Медведев вряд ли сможет составить конкуренцию действующему премьер-министру.

Вражда для отвода глаз

Соперничество Путина и Медведева на выборах-2012 попросту невозможно. В этом уверены эксперты и об этом свидетельствуют данные соцопросов. Так, авторитетный в России „Левада-Центр“ приводит данные своих социологических исследований. Одно из последних было посвящено отличившимся представителям российской элиты. В списке политических деятелей Путин опережает Медведева на 12%. Российский премьер получил в этом опросе 76% голосов, в то время, как президент – 64%. О том, что Путин популярнее Медведева свидетельствуют и другие вопросы. И в рейтингах доверия, и в оценке личной деятельности Путин пользуется куда большей симпатией простых россиян. При этом существует такой парадокс: российскому премьеру доверяют куда больше, чем правительству.

Да и политическая хватка у российского премьера куда как сильнее, нежели у Медведева. Это признают и его оппоненты. „Он имеет немало лучших черт реального, не лубочно-сусального, русского характера, который и позволил русским создать великую империю и сохранять ее, несмотря на крайнюю неупорядоченность управления. Это прагматизм, приспособляемость, безжалостность, некоторое лукавство, способность к широкому жесту“, — пишет один из лидеров российских националистов Егор Холмогоров.. „В этом и сила, и рок Путина. Он способен править не только благодаря, но и вопреки всему“, — считает он. В то же время, Медведев от своих оппонентов добился лишь полупрезрительных прозвищ „младший царь“ и „нанопрезидент“. Последнее дано ему за увлечение различными инновационными проектами, порой уж очень сильно оторванными от насущных потребностей и проблем российского государства. С Медведевым не считаются даже руководители проблемных субъектов Российской Федерации. „Я предпочитаю больше Путина, он мой кумир. У меня отношения человеческие… Хотя очень хорошие отношения и очень много делает и Дмитрий Анатольевич, и Владимир Владимирович, но у меня есть свой кумир — это Путин Владимир Владимирович“, — заявил летом 2010 года в интервью Русской службе Новостей глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. И сегодня он не перестает утверждать, что Путин – его идеал. И это даже после слов российского премьер-министра о событиях на Манежной площади. Другим политикам Кадыров подобных выражений не спускает. Так, он потребовал снять с должности вице-спикера Государственной Думы Российской Федерации Владимира Жириновского за критику поведения выходцев из северокавказских республик РФ. Кстати, именно Кадыров первый публично выразил мысль о необходимости возвращения Путина в президентское кресло в 2012 году. В то же время, чеченский глава позволял себе не раз не соглашаться со словами российского президента.

Сейчас Кадыров – фактически самый авторитетный и влиятельный человек на Северном Кавказе. Без его поддержки Медведев не сможет удержать республики региона  от скатывания в вооруженные конфликты. У него не хватает личностных качеств. Не зря американские дипломаты называли российского президента безвольным, а премьера – наоборот, очень жестким, волевым и прагматичным человеком, который по складу своего характера напоминает „альфа-дога“ – одного из боссов в организованных преступных группах.

Самое интересное, что Медведев понимает и принимает такое положение дел. Он мог бы многое изменить в сегодняшней России, но не изменил. „У Медведева, несмотря на его „питерское“ происхождение, теоретически был шанс консолидировать вокруг себя образованный класс, исключив давление на судью Данилкина или помиловав по личной инициативе Ходорковского с Лебедевым и вернув в Россию свободные выборы. В этом случае появлялась возможность лично для Медведева хотя бы ослабить пуповину, связывающую его с коррумпированной бюрократией и силовой олигархией путинского призыва, укрепить в 2012-м через конкурентные выборы собственную легитимность и запустить процесс политической и технологической модернизации страны“, — пишет в своей колонке в „ЕЖ“ экс-депутат Госдумы РФ, член президиума Национальной Ассамблеи Алексей Кондауров. „Но это — в теории, а есть реальная жизнь, которая не оставляет ему выбора. Дебют президента на пару с господином Сечиным в Давосе с очевидностью продемонстрировал его не просто несамостоятельность, а тотальную зависимость от путинского клана“, — говорит Кондауров.

Вместе с тем, на публику российский президент в последнее время частенько разыгрывает конфликты с премьером. Характерно, что „несогласия“ в тандеме возникают в период наибольших социальных потрясений в российском обществе. Так, Лужкова сняли после чудовищных лесных пожаров по всей России и смога ими вызванного в Москве, когда народ уже громко выражал свое недовольство властями РФ. Да и в деле Ходорковского, и с Манежной площадью „двое из кремлевского ларца“ пытались переключить народное внимание на вымышленный конфликт. Сейчас же, когда Ближний Восток лихорадит, а россияне все чаще сравнивают авторитарные режимы в Тунисе и Египте с Россией, очевидно, снова необходимо отвлечь внимание рядовых граждан…

Борис Рудь

Источник: Подробности

  • 74
  • 04.02.2011 14:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода