Шотландии не терпится отделиться от Англии

Читати цю новину російською мовою
Шотландии не терпится отделиться от Англии
Невозможно подсчитать, кто кому больше должен: Англия Шотландии или наоборот. Но нельзя не согласиться, что из всех сепаратистских регионов мира Шотландия больше всего заслуживает собственного суверенного государства.

После того, как в начале года Южный Судан окончательно переместился в список суверенных государств, проголосовав «за» свою независимость на референдуме, у мирового сепаратистского движения появился новый лидер. Теперь главным претендентом на то, чтобы стать новой страной на карте мира, будет Шотландия, пишет Slon.ru.

5 мая впервые в британской истории большинство мест в парламенте Шотландии получила Шотландская национальная партия, которая декларирует отделение от Великобритании своей главной целью.

Отделяться будут так же, как и Южный Судан – с помощью всеобщего референдума. Первый министр Шотландии, националист Алекс Салмонд уже пообещал провести соответствующее голосование в течение ближайших двух-трех лет. Центральные власти в Лондоне ответили, что не возражают.

Шотландские националисты очень долго шли к своему успеху. Партия возникла еще в 1930-х гг., но первые намеки на популярность появились у нее только в 70-е гг., когда на северном шельфе Британских островов нашли крупные месторождения нефти, и шотландцы всерьез задумались о том, так ли им выгоден союз с Лондоном. Потом последовали два десятилетия противостояния шотландских националистов с британским правительством консерваторов, пока, наконец, в 1998 г. премьер-лейборист Тони Блэр не разрешил шотландцам завести собственный парламент и правительство. Хотя из серьезных полномочий местные власти получили только некоторую свободу при определении ставки подоходного налога, а все остальные налоги, социальная сфера, оборона и внешняя политика остались в компетенции Лондона.

Шотландским националистам такой подачки показалось мало, и они продолжили свое противостояние с центральной властью, постепенно набирая популярность. На выборах 2003 г. они выиграли 27 из 129 мест в парламенте Шотландии, в 2007 г. – уже 47, став крупнейшей фракцией и сформировав правительство меньшинства, а в 2011 г., наконец, получили абсолютное большинство, 69 мест. Кроме того, в вопросе отделения от Великобритании националистов также поддерживает единственный независимый депутат Марго Макдональд и два депутата от Шотландской партии зеленых.

В прошлый раз, в 2009 г. провести референдум о независимости не позволило солидарное голосование «против» шотландских консерваторов, лейбористов и либерал-демократов. Теперь это препятствие исчезло, а представители общенациональных британских партий поплатились своими местами за то, что высокомерно не дали шотландскому народу высказаться. На выборах 5 мая все три фракции уменьшились в пользу националистов.

Хотя популярность Шотландской национальной партии выросла не только благодаря правонационалистической риторике в отношении Лондона. Националисты не менее активно используют и левый популизм, представляя себя единственными защитниками шотландской социальной системы от бюджетных сокращений, которые готовит консервативный кабинет Кэмерона. По словам первого министра Салмонда, только националисты спасут шотландцев от повышения налогов, сокращения госрасходов на образование и медицину, создадут новые рабочие места и не допустят разгула преступности. Деньги на все это найти очень просто: достаточно вернуть шотландцам национальное достоинство, выйдя из состава Великобритании. Тогда трудолюбивые шотландцы перестанут кормить ленивых англичан, и деньги появятся сами собой.

При всем популизме программы шотландских националистов, надо признать, что они не так уж далеко ушли от реальности. Конечно, невозможно подсчитать, кто кому больше должен: Англия Шотландии или наоборот. Но нельзя не согласиться, что из всех сепаратистских регионов мира Шотландия больше всего заслуживает собственного суверенного государства.

Шотландия утратила свою независимость относительно недавно, в начале XVIII века, и до сих пор весь мир знает, что есть такая отдельная нация – шотландцы, у которых виски, юбки, Бернс и Лох-Несское чудовище в горных озерах. По уникальности и узнаваемости своей национальной идентичности Шотландия далеко обогнала не только других сепаратистов, вроде фламандцев или каталонцев, но и многие независимые государства Европы, типа Словакии или Эстонии.

По населению и территории независимая Шотландия вполне вписывается в Северо-Западную Европу. 5,5 млн. человек – это столько же, сколько в Дании или Норвегии. А по территории выходит в два раза больше, чем Нидерланды. Правда, на родном гэльском говорит всего 1% населения, но в соседней независимой Ирландии тоже все давно перешли на английский.

Главное, что Шотландия вполне самодостаточна в экономическом отношении. Шотландский подушевой ВВП один из самых высоких в Великобритании. Из 12 регионов страны выше только в Лондоне и прилегающей к нему Юго-Восточной Англии. В случае независимости, Шотландия по этому показателю окажется где-то между Францией и Германией.

Около 90% британской нефти добывается на шотландском шельфе, и по ее запасам Шотландия в Европе уступает только Норвегии. В Шотландии расположен крупный кластер предприятий, занимающихся информационными технологиями, Silicon Glen, который называют Кремниевой долиной Европы. Столица Шотландии Эдинбург – это четвертый по размеру финансовый центр в Европе. Правда, две трети шотландского экспорта приходится на Великобританию, но никто не говорит о том, что Шотландия должна покинуть единое экономическое пространство Евросоюза. Наоборот, шотландские националисты напирают на то, что евроскептический Лондон мешает шотландцам развивать сотрудничество с остальной Европой и искусственно привязывает к Англии, создавая иллюзию, что самим им не прожить.

Среди самих шотландцев доля сторонников отделения от Великобритании очень сильно колеблется: бывает, упадет до 20%, бывает, подскочит до 60%. Спад, как правило, приходится на периоды экономического благополучия и/или правление лейбористов. Во времена кризисов и/или при правительствах ненавистных шотландцам консерваторов желание отделиться, наоборот, крепнет. Сейчас в Великобритании совпали оба стимулирующих национальную самостоятельность фактора, действие которых в ближайшие два года должно будет только усилиться. Экономический подъем в Британии пока не просматривается, а бюджет консерваторам еще резать и резать. И вполне возможно, что уже в 2014–2015 гг. независимая Шотландия будет выглядеть такой же, само собой разумеющейся реальностью, как, например, Исландия или Норвегия, которые тоже добились суверенитета на референдумах относительно недавно, уже в XX веке.

Источник: Власти.нет

  • 197
  • 11.05.2011 21:55

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода