Красная армия и Вермахт в Брест-Литовске: что происходило 22 сентября 1939 года?

Читати цю новину російською мовою
Красная армия и Вермахт в Брест-Литовске: что происходило 22 сентября 1939 года?
Что бы ни говорили о роли Красной армии в событиях тех лет теперь, в 1939 году немецкая пропаганда все-таки считала это парадом. Но на кого она была рассчитана? Политпиар 1939 года

Выпуск немецкой пропагандистской кинохроники за октябрь 1939 года рассказывает о событиях предыдущего месяца. Советский и немецкий офицеры обсуждают детали передачи города, комбриг Семен Кривошеин и генерал Гейнц Гудериан отдают друг другу честь. Они стоят на трибуне перед флагштоком с немецким флагом, а по улице перед ними идет сначала немецкая, а потом советская военная техника. Командующие отдают проходящим машинам честь…

22 сентября 1939 года Красная армия и Вермахт провели в городе Брест-Литовск совместный парад, ставший для историков своего рода символом раздела Польши. Или не провели — о том, что происходило в Бресте в тот день, споры не утихают вот уже 70 лет.

Житель Бреста Валентин Шевчук был одним из тех мальчишек, которые прибежали на улицу Унии Любельской, узнав, что там будет какое-то действо.

Военной техники он не видел, но зато хорошо запомнил встречу Гудериана и Кривошеина: «Тут стоял наш генерал, с левой стороны подъехала машина. Вышел [немецкий] генерал среднего роста. Подош ёл к нашему, поприветствовал и сказал: „По поручению германского правительства я уполномочен передать вам Брест и Брестскую крепость“… »

Нажать Ваше мнение

Парад или торжественный марш?

Сам факт встречи советских и немецких войск сомнений ни у кого не вызывает. Горячие дискуссии идут вокруг названия того, что одни называют парадом, а другие, и среди них историк Александр Дюков, торжественным маршем.

«Совместного парада в том понимании, который вкладывают в это слово военные уставы, в Бресте не было, — считает Дюков. – Был торжественный вывод германских войск из Бреста и передача города советским войскам». По его словам, так как не были соблюдены необходимые формальности, парадом происходившее считать нельзя.

Другие историки говорят, что ничем иным кроме как парадом прохождение войск строем перед военачальниками и флагом не назовешь.

Парад 22 сентября 1939 года в Бресте, это как гвоздь в ботинке. Ну вот и хочется его выдрать всеми правдами и неправдами

Юрий Цурганов, главный редактор журнала «Посев»

Брестский историк Василий Сарычев говорит, что если это официально признавать парадом, то это будет «санкционированным сверху, конкретным подтверждением того, что Гитлер и Сталин – или Вермахт и Красная армия – были заодно и демонстрировали это».

Главный редактор журнала «Посев» Юрий Цурганов считает, что эти споры особенно обострились в настоящее время, потому что в России создается новый культ – «культ победы советского народа и советского государства в Великой отечественной войне». «Соответственно, парад 22 сентября 1939 года в Бресте, это как гвоздь в ботинке. Ну вот и хочется его выдрать всеми правдами и неправдами», — говорит Цурганов.

Александр Дюков считает споры вокруг парада бессмысленными, указывая при этом на принципиально разный статус двух армий. «Ни Великобритания, ни Франция, ни даже Польша, после того как СССР ввел войска на территорию западной Украины и западной Белоруссии, не объявили ему войну, — говорит Дюков. – Юридически Советский Союз оставался нейтральным государством. Введение войск на территорию западной Украины и западной Белоруссии трактовалось тогдашним международным правом, как самопомощь».

Еще более бессмысленными кажутся споры о параде польским историкам. События 22 сентября символичны, но для Польши – это лишь эпизод в истории сговора нацистской Германии и СССР, в результате которого страна прекратила свое существование.

«Для польской исторической памяти важна дата 17 сентября, — говорит профессор Ягеллонского университета Анджей Новак. — Именно 17 сентября советская армия ударила польской армии в спину».

Политпиар 1939 года

Что бы ни говорили о роли Красной армии в событиях тех лет теперь, в 1939 году немецкая пропаганда все-таки считала это парадом. Но на кого она была рассчитана?

Юрий Цурганов полагает, что объектом пропаганды были жители Германии – те, кто смотрел кинохронику в кинотеатрах перед началом сеанса.

Василий Сарычев с ним не согласен. Он считает, что среди немецкого населения уже не было необходимости вести такую пропаганду, а Германия снимала этот фильм скорее для Запада: «Важно было продемонстрировать Англии, Франции, что мы с Советами сдружились, что мы с ними вместе».

Споры вокруг парада начались на самом деле сразу после войны. Оба главных участника парада – генерал Гейнц Гудериан и комбриг Семен Кривошеин написали мемуары.

Гудериан в своих воспоминаниях сказал, что принимал именно парад. Кривошеин всячески старался доказать, что парада не было, и что несмотря на настойчивые требования Гудериана провести его, церемонии были сокращены до состояния торжественного марша.

Василий Сарычев предполагает, что Кривошеин попросту боялся признать то, что в 39-м году он все-таки считал, что принимает парад вместе с Гудерианом. «Он [Кривошеин] не мог сказать про то, что он с кем-то это согласовал, потому что он подставлял вышестоящее начальство, и это не прощается. С другой стороны, ему глупо было подставлять и себя, говоря, что это [была его инициатива] », — полагает белорусский историк.

От Унии Любельской до Ленина

Улица Ленина в Бресте

70 лет назад именно здесь проходил совместный парад Вермахта и Красной армии

Парад (или торжественный ввод-вывод войск) проходил на улице Ленина перед зданием нынешнего облисполкома. 70 лет назад 22 сентября перед этим домом был установлен небольшой помост, на котором стояли Кривошеин с Гудерианом.

У этой улицы своя интересная история — в 1939 году она еще называлась улицей Унии Любельской в честь соглашения об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в государство Речь Посполитую. И то, что по ней прошли немецкие и советские бронемашины после раздела Польши, кажется символичным, тем более, что затем ее переименовали в улицу 17 сентября — в честь годовщины присоединения части тогдашнего польского государства к СССР.

На этом эпизоде не остановилась ни история Польши, ни Советского Союза, ни Германии, ни самой этой улицы, которая, так уж случилось, стала отражением исторических процессов мирового масштаба. Недолго побыв улицей 17 сентября, в 1941 году во время оккупации она стала носить имя немецкой 45-й дивизии, штурмовавшей Брестскую крепость. А в 1945 году ее назвали улицей Ленина.

Это последнее переименование можно считать вполне формальным, не несущим никакого подтекста ни для Польши, ни для Германии, ни для Белоруссии – в СССР иначе просто нельзя было назвать улицу, на которой стоит облисполком.

 

Павел Аксенов

Русская служба Би-би-си

Источник: Власти.нет

  • 252
  • 29.08.2009 08:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода