Французский советолог: «реформатор Горбачев» — это миф

Читати цю новину російською мовою
Французский советолог: «реформатор Горбачев» — это миф
В его окружении, в политбюро, было много более радикальных политиков, более твердоголовых, чем он. Поэтому ему было легко сделать из себя реформатора, либерала. Аппарат пропаганды Советского Союза работал на Горбачева…

«Горбачев не верил в упадок коммунизма», — так в газете «Жечпосполита » озаглавлено интервью Франсуаз Том, французского историка и советолога, преподавателя Сорбонны и бывшей студентки известного Алена Безансона.

Том считает, что начиная «перестройку» Горбачев действительно хотел модернизировать систему, но его целью никогда не было освобождение Восточной Европы от коммунизма. «Что касается так называемых «народных демократий», то есть государств-сателлитов СССР, то, – поясняет историк, — Горбачев с самого начала был сторонником признания коммунистическим партиям в этих странах большей автономии. (…) Однако, по моему, причиной этому была не столько политическая воля, сколько совершенное безразличие советского лидера по отношению к странам восточного блока, которые его просто напросто не интересовали. Кроме того он переоценил стабильность Варшавского договора. ( …) Вопреки тому, что думали и все еще думают люди на западе, Горбачев свято верил, что Советский Союз выстоит, а коммунизм победит. Можно сказать, что он был совершенно не готов к развалу СССР. Он привел в действие определенные механизмы, которые, не по его воле, стали развиваться иным путем ».

Однако, как появился миф Горбачева героя «гласности» и «перестройки»? «Что ж, — отвечает Франсуаз Том, — у него были некоторые заслуги. Например, он не решился использовать военную силу для того, чтобы подавить оппозиционное движение в странах Восточной Европы. Не планировал введения войск Варшавского договора в 1989 году. А мог это сделать. Это отличало его от предшественников. И все же миф Горбачева появился по другим причинам, — считает французский историк. – В его окружении, в политбюро, было много более радикальных политиков, более твердоголовых, чем он. Поэтому ему было легко сделать из себя реформатора, либерала. Аппарат пропаганды Советского Союза работал на него. Этот аппарат был очень эффективным. Если в той системе что-то и работало, то именно пропаганда. Образ Горбачева, который тогда был создан специально, чтобы показывать его западу, сохранился до сих пор. Вызвал своеобразную «горбиманию», благодаря которой Горбачев получил свой положительный имидж».

В интервью газете «Жечпосполита» французский советолог отрицает существующие мнение о том, что генерал Войцех Ярузельский, или другие главы стран восточного блока могли иметь влияние на решения Горбачева. «Если что-то и сыграло роль в дестабилизации системы, то это реформы проведенные самим Горбачевым, — поясняет Том. – К тому же, Горбачев не вел продуманной политики, он действовал под влиянием импульса. Он никого не слушал, так как сам не знал, чего хочет и к чему ведет. Это был очень слабый стратег. Он точно не искал совета у лидеров стран-сателлитов Советского Союза, которые его мало интересовали и которым он не доверял. (…) Кроме того,  — добавляет историк, — открытие архивов в Москве однозначно показало, что Ярузельский настаивал на вмешательстве советских войск в 1981 году. Москва отказала. Ему было сказано – справляйтесь сами без нас. У Ярузельского точно не было положительного влияния ни на Горбачева, ни на события, которые привели к падению коммунизма. В любом случае, мне никогда не попадались документы свидетельствующие об обратном», — говорит французский историк и советолог, преподаватель Сорбонны Франсуаз Том на страницах «Жечпосполитой».

Источник: «Голос России»

Источник: Власти.нет

  • 100
  • 21.03.2010 12:48

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода