«ЦИРКовники лепят заказуху» о Духе Святом под выборы патриарха. Варяги распоясались!

Читати цю новину російською мовою
«ЦИРКовники лепят заказуху» о Духе Святом под выборы патриарха. Варяги распоясались!
Критика эта имеет ярко выраженный провокационный характер и производит впечатление заказной кампании, направленной на дискредитацию митрополита. Объектом критики, в частности, стали несколько фраз из книги «Слово пастыря», посвященных учению о

В связи с предстоящим Поместным Собором, на котором будет избран новый патриарх Московский и всея Руси, усилились нападки на Патриаршего Местоблюстителя митрополита Кирилла. Критика эта имеет ярко выраженный провокационный характер и производит впечатление заказной кампании, направленной на дискредитацию митрополита. Объектом критики, в частности, стали несколько фраз из книги «Слово пастыря», посвященных учению о Святом Духе и о Божией Матери.

В статье протоиерея Андрея Новикова убедительно доказано, что нападки иеромонаха Никанора (Лепешева) из Хабаровска на Патриаршего Местоблюстителя по вопросу об исхождении Святого Духа не только лишены оснований, но и являются злонамеренной провокацией.

Такой же провокацией являются попытки приписать митрополиту Кириллу скрытую симпатию к латинскому учению о Непорочном зачатии Божией Матери. Эту симпатию выводят из следующих слов: «Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха» (Слово пастыря. С. 397-399).

Из приведенной цитаты вовсе не следует, что митрополит Кирилл — сторонник католического учения о Непорочном зачатии. Он пишет лишь о том, что Пресвятая Богородица была предызбрана Богом, что Она была «предочищена» действием благодати Божией, как об этом говорится в творениях Отцов Церкви, в богослужебных текстах праздников Зачатия и Рождества Пресвятой Богородицы. Сказанное митрополитом отнюдь не умаляет значение личного нравственного подвига Богородицы. Напротив, митрополит ясно говорит о том, что «действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии». Пресвятая Дева стала «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим» благодаря божественной благодати и благодаря Ее собственному личному духовному и нравственному подвигу.

Если мы посмотрим на творения Отцов Церкви, посвященные данной теме, мы увидим, что мысли, которые излагает митрополит Кирилл, очень близки к святоотеческим.

Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Почему Дева-Матерь родилась от неплодной? Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему Природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени Благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода… О всеблаженные чресла Иоакима, из коих произошло святейшее семя! О чистейшая утроба Анны, в которой тихо зачался, образовался, и из которой родился плод святейший! О чрево, носившее в себе одушевленное небо, всех небес пространнейшее!.. Такими-то чудесами должно было предуготовить путь к неизглаголанному и снисходительному воплощению Божию» (Иоанн Дамаскин. Слово на Рождество Богородицы).

Святитель Григорий Палама, говоря о рождении Пресвятой Девы от неплодных родителей, пишет: «И услышал Господь и благословил их, обещал даровать и ныне приводит в исполнение Свое обетование: дарует им Дщерию чудеснейшую изо всего когда-либо чудесного, Самое Ее, родившую Творца всяческих, обоготворившую человеческий род и онебесившую землю, соделавшую Бога Сыном человеческим, а людей сынами Божиими (ибо Она зачала в Себе без семени и родила неизреченно во плоти Того, Кто создал всю тварь из ничего и привел ее в благобытие, и не допускает, чтобы она снова впала в небытие). Для чего же Она родилась от чрева безплодного? Для того, чтобы рассеять печаль и уничтожить поношение родителей и чтобы даровать прообраз рассеяния скорби и проклятия прародителей рода, имеющего быть чрез Нее» (Григорий Палама. Беседа на Рождество Богородицы).

По словам святителя Григория, «если бы Она зачала от семени, то Родившийся не стал бы новый Человек, ни безгрешным бы Он не был, ни Спасителем грешников; ибо движение плоти к детотворению, беспорядочно примешиваясь к установленному Богом замыслу о нас, таким образом овладевает нашими способностями и являет их не совсем свободными от греха… Итак, если бы зачатие Божие происходило от семени, то не был бы Он новым Человеком, ни Начальником новой и отнюдь не стареющей жизни; ибо если бы Он был участником ветхой чеканки и наследником оного прародительского греха, Он не смог бы носить в Себе полноту чистого Божества» (Григорий Палама. Беседа на Благовещение Богородицы).

В той же беседе святитель Григорий говорит о Божией Матери: «Она является Госпожою, не только как свободная от рабства и участница Божественного господства, но и как источник и корень освобождения человеческого рода, и особенно в силу Своего неизреченного и радостного Рождения; ибо женщина обрученная мужу, больше является под господином, нежели госпожою, и особенно согласно многоболезненному и многопечальному рождению, по оному проклятию Евы: «В болезнях родиши чада: и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет„; освобождая от этого проклятия человеческий род, Дева-Матерь вместо этого прияла чрез Ангела приветствие и благословение“.

В каноне, исполняемом на утрене праздника Рождества Богородицы, говорится: „Адам свободися, и Ева ликует, и вопиют Духом к Тебе Богородице: Тобою избавихомся первородныя клятвы, явльшуся Христу“. Отсюда следует, что, хотя избавление от „первородного проклятия“ является плодом спасительного дела Христова, Пресвятая Богородица была предочищена Святым Духом, чтобы стать сосудом и вместилищем Божества. Она не только была „свободна от рабства“, но и „освободила от проклятия человеческий род“. Именно потому и Зачатие Пресвятой Богородицы, и Ее Рождество являются церковными праздниками.

В отечественной аскетической литературе иногда встречаются высказывания, не вполне соответствующие приведенным текстам, однако они представляют собой частное богословское мнение, разделяемое лишь незначительным меньшинством.

Скажу в заключение, что приписывать митрополиту Кириллу то учение, которого у него нет, может только нечестный человек, ставящий своей целью не выяснение богословской истины, а кампанию по дискредитации одного из кандидатов на Патриарший Престол.


Епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН,
специально для портала „Интерфакс-Религия“

Источник: Власти.нет

  • 73
  • 20.01.2009 17:56

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода