Перезагрузка Кабмина. Первые итоги

Читати цю новину російською мовою
Перезагрузка Кабмина. Первые итоги
Борис Колесников будет отвечать за популярные реформы, Сергей Тигипко – за непопулярные реформы, Андрей Клюев – за реальный сектор экономики, а Виктор Тихонов – за коммуналку и взаимодействие с регионами…

Своим указом об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти и последовавшими за ним кадровыми указами Виктор Янукович взялся за выполнение задачи, которую ставили перед собой все предыдущие главы государства, но которая так и не покорилась ни одному из них. Административная реформа как таковая не сводится лишь к механическому урезанию количества чиновников (тем более, что этим, как мы помним, периодически баловались и Леонид Кучма с Виктором Ющенко). Ее главная задача – формирование эффективной системы власти, все элементы которой работали бы без холостых оборотов, без дублирования функций друг друга, без возможности направить часть своего властного ресурса на «левые» цели.

Как никто понимают настоящий смысл административной реформы ключевые фигуры действующего правительства, не один год проработавшие на должностях топ-менеджеров крупных бизнес-структур, которых сама жизнь заставляла выстраивать эффективную структуру управления.

Выполняет ли свою главную задачу реформа, затеянная Януковичем, – сказать пока что сложно: мало того, что обстоятельного анализа ждет вчерашняя указ, касающийся центральных органов власти, так еще и неизвестно, какое выражение реформа будет иметь на местном уровне. Смысл административной реформы теряется, если в Украине не будет коренным образом изменено законодательство о госслужбе, антикоррупционное законодательство. Имеется ли у Президента политическая воля двигаться по этому пути? Не превратится ли административная реформа в исполнении Януковича в «потемкинскую деревню» для избирателей и западных «надзирателей»? Не станет ли она банальным способом перераспределить финансовые потоки между приближенными к Банковой группами влияния? Найти ответы на эти вопросы мы сможем найти уже в самое ближайшее время… А пока мы имеем возможность проанализировать первые институциональные и политические последствия президентского начинания.

Что изменилось?

Первой чертой оптимизации системы центральных органов исполнительной власти «а-ля Янукович» стало коренное изменение подхода к понятию вице-премьерства. В интервью «Главкому» политолог и замсекретаря СНБО Дмитрий Выдрин когда-то уже сетовал на то, что сложившаяся в Украине архитектура власти делает должности профильных вице-премьеров попросту абсурдными. «Все, чем располагает вице-премьер, – это секретарша, хрустальный графин и шесть хрустальных бокалов, потому что по протоколу министру положены четыре хрустальных бокала, а вице-премьеру – шесть», – говорил тогда Выдрин.

Реформа Януковича полностью меняет существовавшее до того положение дел. Каждому из замов Азарова вручено кураторство над конкретными министерствами, каждый из них получил собственный участок работы и ресурс для выполнения своих задач.

Условно говоря, в обновленном правительстве Азарова Борис Колесников будет отвечать за популярные реформы, Сергей Тигипко – за непопулярные реформы, Андрей Клюев – за реальный сектор экономики, а Виктор Тихонов – за коммуналку и взаимодействие с регионами. Характерно, что власть отказалась от консолидации в вице-премьерских руках функций по управлению гуманитарной сферой жизни страны, и ее олицетворениями останутся идейные антиподы Дмитрий Табачник (чьи полномочия отныне расширятся за счет расформированного Минмолодежи) и Михаил Кулыняк (со сферы ведения которого отобрали туризм). Означает ли это, что у власти все так же не доходят руки до формирования четкой стратегии гуманитарного развития Украины? Вполне может быть. Впрочем, другого от нынешней команды, кажется, никто и не ожидал.

Если говорить о структурных изменениях в Кабмине, то часть изменений, озвученных Банковой вчера, сводится к возвращению уже существовавшего когда-то положения дел. Так, Виктор Янукович, по всей видимости, вспомнил, что до февраля 2004 года Украина как-то обходилась без министерства, занимающегося семьей и молодежью, и только стремление Леонида Кучмы дать министерский портфель подруге его жены Валентине Довженко «подарило» Украине новую должность. Не совсем оправданным называли летом 2005 года решение Виктора Ющенко отделить от Минтопэнерго Минуглепром. Во втором правительстве Януковича довольно успешно совмещал должности вице-премьера и министра строительства, архитектуры и ЖКХ Владимир Рыбак (создано это министерство было в июне 2005 года, а разделено надвое – в апреле 2007-го).

Другие изменения в структуре Кабмина в украинских реалиях являются новациями. Таковым, в частности, можно назвать объединение в названии новосозданного министерства таких понятий как развитие экономики и торговля (это косвенно свидетельствует о том, что регионалы увязывают экономический рост Украины исключительно с наращиванием ее экспортных возможностей). Не было доселе в нашей стране и министерства инфраструктуры (не исключено, что эта идея была почерпнута из довольно продуктивного польского опыта – впрочем, там к сфере ведения этого ведомства кроме транспорта относится еще и строительство. В украинских же реалиях такое усиление Бориса Колесникова наверняка стало бы причиной обоснованной ревности со стороны его коллег-конкурентов).

Наконец, можно отметить и ликвидацию в структуре обновленного правительства министерства Кабинета Министров. Впрочем, в этом случае впору говорить о банальной смене вывесок и некоторых утратах в статусе Анатолия Толстоухова – на базе его ведомства, по данным СМИ, будет создана патронатная служба Кабмина, своеобразный аналог Администрации Президента.

Кто изменился?

Представляет определенный интерес и анализ политического измерения предложенных Президентом новаций в Кабинете Министров. Министерских постов в результате вчерашних указов лишились сразу девять членов команды Азарова: экс-глава Минтранса Константин Ефименко, экс-министр промполитики Дмитрий Колесников, экс-министр соцполитики и труда Василий Надрага, экс-глава Минсемьи, молодежи и спорта Равиль Сафиуллин, экс-министр Кабмина Анатолий Толстоухов, экс-глава МинЖКХ Юрий Хиврич, экс-министр экономики Василий Цушко, экс-министр регионального развития и строительства Владимир Яцуба и экс-глава Минуглепрома Юрий Ященко.

Лишь некоторые из названной когорты утративших работу министров уже знают, в какое кресло они переедут: речь идет об уже упомянутом Анатолием Толстоуховым, который продолжит работать «Левочкиным Кабмина» на должности с другим названием, и о Василии Цушко, чье назначение на пост главы Антимонопольного комитета является лишь вопросом времени и техники. Сегодня же Константин Ефименко был назначен заместителем Бориса Колесникова – то есть, по сути, остался на работе в своем же ведомстве. Не исключено, что похожая судьба ждет и остальных уволенных министров.

Из девяти потерявших должность министров сразу четверо (Толстоухов, Хиврич, Цушко и Яцуба) относились экспертами к числу людей, лично преданных Виктору Януковичу. Юрия Ященко разные наблюдатели связывали то с Андреем Клюевым, то с полумифическим «Юрой Енакиевским». Если верно второе предположение, то его гипотетический покровитель лишился «своих» людей в Кабмине: несмотря на то, что некоторые СМИ включают в орбиту «Юры Енакиевского» главу Минагрополитики Николая Присяжнюка, по данным «Главкома», Николай Васильевич является кумом Президента и ориентируется, скорее, на него лично.

Двое уволенных министров (Дмитрий Колесников и Сафиуллин) – близки к условной «группе Ахметова». Однако это с лихвой компенсируется заметным усилением позиций в правительстве Бориса Колесникова.

Наконец полностью утратила свое представительство в Кабмине на уровне министров Народная партия Владимира Литвина: на выход попросили и Константина Ефименко, связываемого со спонсором блока имени спикера Василием Хмельницким, и Василия Надрагу, который, кроме всего прочего, сотрудничал по линии Федерации работодателей с Юрием Бойко. Сможет ли Литвин претендовать на какую-то компенсацию понесенных кадровых потерь – вопрос открытый. Сегодня Президент чувствует себя более чем уверенно в отношениях с парламентом, и два десятка «литвиновских» «штыков», по большому счету, погоды ему в этом не делают.

Стоит заметить, что кадровые перестановки в правительстве, вполне возможно, будут продолжены. Уже давно шатается кресло под главой Минздрава Зиновием Мытником, нельзя назвать сильными позиции главы Минобороны Михаила Ежеля – решения по поводу их отставки могут появится буквально каждый день. Однако эти кадровые ротации уже никоим образом не будут связаны с административной реформой…

Святослав Хоменко

Источник: Главком

  • 54
  • 13.12.2010 18:08

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода