США и талибы: от любви до ненависти и обратно

Читати цю новину російською мовою
США и талибы: от любви до ненависти и обратно
Вашингтон не впервые пытается по-хорошему договориться с талибами. Еще в середине 1990-х гг. их отношения казались очень многообещающими. В 1997 г. представители правительства талибов спокойно ездили в США…

За многолетнюю историю взаимоотношений с Талибаном Соединенные Штаты испробовали самые разные стратегии: от подкупа и тайных переговоров до войны на уничтожение. Ни одна из них особого успеха не принесла, поэтому 28 января в Лондоне пришлось собрать специальный международный саммит с участием представителей 70 стран мира. На нем решили, что иностранные войска из Афганистана надо поскорее выводить: некоторые провинции отдадут под контроль афганских властей уже к концу 2010 г., а всю страну – к 2015 г. К сожалению, реализации этого решения пока еще мешает Талибану, но против него теперь будут применять весь возможный арсенал мер: и подкуп, и переговоры, и военные операции. В надежде, что хоть что-нибудь, да сработает. В общем, сначала намечались торжества, потом – аресты, потом решили совместить.

ОТ ЛЮБВИ ДО НЕНАВИСТИ И ОБРАТНО

Вашингтон не впервые пытается по-хорошему договориться с талибами. Еще в середине 1990-х гг. их отношения казались очень многообещающими. В 1997 г. представители правительства талибов спокойно ездили в США, где договаривались с американской нефтяной компаний Unocal о строительстве трубопровода от Каспия через Афганистан в Пакистан и Индию.

Потом в 1998 г. Талибан заподозрили в связях с Аль-Каидой, которая организовала взрывы в американских посольствах в Кении и Танзании, и нефтяная сделка сорвалась. После событий 11 сентября талибы отказались выдавать бин Ладена, и все разговоры с Вашингтоном быстро закончились. Президент Буш назвал их исламофашистами, главным гнездом международного терроризма и ввел в Афганистан войска. Формально талибы потеряли контроль над страной уже через пару месяцев, но партизанская война с ними продолжается до сих пор, причем последние несколько лет ситуация только ухудшается.

К моменту прихода к власти Обамы американская военная кампания Афганистане совсем неприлично затянулась, и поиска новых решений конфликта было уже не избежать. Обама, в отличие от Буша, оказался человеком более открытым для дискуссий. У него нашлось место и для ястребов, и для голубей, и для союзников по НАТО, и даже для представителей афганских властей. Правда, возникли проблемы с тем, чье именно предложение выбрать, поэтому он взял от всех понемногу.

ГИДРА ПРИОРИТЕТОВ

Сначала огласили «ястребиную» часть новой афганской стратегии США. Даже на церемонии вручения Нобелевской премии мира Обама не стеснялся говорить о том, что на свете бывают и справедливые войны, которые стоит вести, намекая на американскую операцию в Афганистане. В Вашингтоне решили добиться перелома в кампании с помощью простого увеличения военного контингента. К уже имеющимся 100 000 солдат США решили добавить еще 30 000 от себя и 10 000 от остальных союзников. Американцы потратили почти два месяца на уговоры партнеров по антитеррористической коалиции, но к лондонскому саммиту необходимое число военных было собрано.

О второй части афганской стратегии заговорили всего за несколько дней до саммита. Талибов постараются лишить социальной базы. Для этого будет создан специальный фонд размером в $0,5–1 млрд на ближайшие 5 лет. Эти деньги будут выплачиваться в качестве поощрения тем рядовым талибам, которые добровольно сложат оружие и вернутся к мирной жизни. Союзники рассчитывают, что это мера позволит сократить численность боевиков Талибана на 20 000 – 30 000 человек, которые сейчас партизанят не за религиозные идеалы, а ради довольно небольшого денежного вознаграждения. Кроме того, деньги пойдут на реализацию разнообразных гуманитарных проектов в наиболее депрессивных районах Афганистана.

$140 млн на первый год программы уже обещано. Правда непонятно, что реально сможет изменить эта сравнительно небольшая сумма. Ведь союзники выделяют деньги на развитие инфраструктуры, создание рабочих мест и прочие гуманитарные нужды Афганистана с самого начала кампании. Одна только Япония реализует проектов на $6,5 млрд. А сумма помощи от США превышает $30 млрд. И вообще, раздача денег боевикам – довольно странная мера. Союзники так уверены, что они и афганские силы безопасности смогут проконтролировать, куда потратят полученные средства 30 000 бывших талибов? Они ведь могут их прогулять, а потом обратно вернуться. А особо идейные могут прямо сразу западные деньги в Талибан отнести. И получится тогда, что НАТО в Афганистане воюет против повстанцев, которых само же и спонсирует.

ПЕРЕГОВОРЫ НА УНИЧТОЖЕНИЕ

Как раз на случай такого негативного развития событий, видимо, рассчитана третья часть афганской стратегии. В Вашингтоне, наконец, прислушались к просьбам президента Афганистана Хамида Карзая и поддержали его попытки начать переговоры с умеренными лидерами Талибана.

Пока Карзаю удалось наладить контакт только с движением Хезб и-Ислами, которое поддерживает Талибан в его вооруженной борьбе против иностранной интервенции. За неделю до лондонского саммита Карзай встретился с лидерами Хезб и-Ислами на Мальдивах. Талибы в последний момент приехать отказались, поэтому более сговорчивые исламисты теперь будут исполнять роль посредников. Из представителей Хезб и-Ислами сформируют две делегации: одна будет вести переговоры с официальным Кабулом, другая – с руководством Талибана.

Жесты доброй воли делает не только Карзай. ООН вычеркнуло из списка международных террористов пятерых бывших министров талибского правительства. Их внесли в этот список после событий 11 сентября и ввода американских войск в Афганистан. Теперь бывшие министры считаются умеренными и пригодными к переговорам. С них снят запрет на международные путешествия, а активы разморожены. Однако в Афганистане не очень серьезно относятся к ООНовским спискам. Например, Молви Рахмани тоже когда-то входил в правительство талибов и до сих пор значится в террористическом списке ООН, но это не мешает ему совершенно официально заседать в афганском парламенте. Поэтому вычеркнутые бывшие министры куда больше беспокоятся, что они до сих пор находятся в черных списках США, а не ООН.

И вообще, официальные заявления союзников довольно слабо демонстрируют их готовность к переговорам. Они выступают так, как будто уверены, что руководство Талибана их точно не услышит. Командующий силами НАТО в Афганистане генерал Маккристал, вроде бы, говорит, что конфликт надо решать политическими методами, и тут же добавляет, что прибытие новых войск ослабит талибов и сделает их более сговорчивыми. Британский премьер Гордон Браун публично выражает надежду, что новая программа подкупа боевиков расколет Талибан. Как-то странно – приглашать противоположную сторону на переговоры, параллельно обещая ей распад и уничтожение.

Автор: Максим Саморуков, Slon.ru

Источник: Власти.нет

  • 104
  • 01.02.2010 17:43

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода