Украинский архив и киевская синагога спорят из-за торы

Читати цю новину російською мовою
Украинский архив и киевская синагога спорят из-за торы
В Украине разгорается скандал вокруг 18 свитков Торы, которые власти пытаются изъять из пользования еврейской религиозной общины и вернуть в архив. Бывший президент Украины Виктор Ющенко подписал указ

Центральная Киевская синагога не спешит расставаться с занятым в архиве обрядовым имуществом. Поэтому Государственный комитет архивов призывает на помощь силовые структуры: Генеральную прокуратуру, Службу Безопасности Украины и милицию, которые пока что на крики о помощи не реагируют. Тем временем громкие дискуссии чиновников и лидеров еврейской религиозной общины все чаще становятся достоянием общества.

Нет согласия

Бывший президент Украины Виктор Ющенко подписал указ «О передаче иудейским религиозным общинам Украины свитков Торы» в конце 2007 года. Причиной этого решения он назвал стремление государства восстановить нарушенные коммунистическим режимом права церквей и религиозных организаций.

Но президентский указ, несмотря на задекларированные благие цели, вошел в противоречие с законом, регулирующим деятельность архивных учреждений. Согласно закону, документы архивного фонда, принадлежащие государству, могут представляться религиозным общинам только во временное пользование и только по согласию архива.

Во время второй проверки мы искали одну из Тор 4 часа. Я не знаю, где она была, но она появилась в синагоге только через 4 часа

Председатель Госкомархивов, член коммунистической партии Ольга Гизбург

К тому же, архив имеет право вводить ограничения и выдвигать условия, касающиеся хранения документов.

Председатель Госкомархивов коммунистка Ольга Гинзбург утверждает, что 18 свитков Торы находятся в синагоге незаконно, поскольку обусловленный ранее годичный срок пользования ими истек, а на пути к продлению его встали претензии архивистов к условиям хранения реликвий в синагоге.

«Когда религиозная община попыталась отобрать у государства 18 Тор через суд, я начала беспокоиться и решила проверить их наличие. Результатом проверки стал акт о ненадлежащем хранении Тор (они хранились вместе со спецодеждой),  — говорит Гинзбург. — Во время второй проверки мы искали одну из Тор четыре часа. Я не знаю, где она была, но она появилась в синагоге только через четыре часа».

Ольга Гинзбург утверждает, что как должностное лицо она обязана изъять Торы из синагоги.

Моше Асман- главный раввин Украины

Моше Асман — главный раввин Украины

Главный раввин Украины Моше Асман называет необоснованными обвинения в том, что синагога небрежно хранит свитки. Он утверждает, что еврейская община уже много лет заботится обо всех Торах, поступивших в разное время в архивы.

«Когда мы попали в архив еще лет 15 назад и увидели там, как Торы хранились и в каком состоянии, то сделали в архиве полки, шкафы. То есть, в самом архиве привели в приличное состояние место для достойного хранения Тор, которые являются святой вещью для нас», — говорит Асман.

Тора в храме

Еврейские верующие, между тем, говорят о ежедневной потребности в чтении Торы. Молодой человек по имени Шломо прочитал мне целую лекцию о значении Торы в жизни евреев.

Киевская синагога

Киевская синагога

«Тора – это инструкция к жизни, это фильтр, через который мы смотрим на жизнь, это призма, через которую мы все пропускаем. Тора нужна нам каждый день – человек без Торы, как без воды. Поэтому Тора должна быть здесь, а не в музеях. Тора – это не только свиток, на котором она написана, это повседневная учеба. То есть, Тору нужно учить. А когда она стоит в музее, ее не читают. Поэтому теряется сам смысл существования этой святой для евреев вещи».

Представители украинской власти уверяют, что не прочь передать Торы синагоге не только в пользование, но и во владение. Это можно было бы сделать, если бы не запрещающий закон. А потому выход чиновники видят в изменении законодательства. Когда у парламента дойдут до этого вопроса руки, никому точно неизвестно.

Тора – это инструкция к жизни, это фильтр, через который мы смотрим на жизнь…

Молодой человек по имени Шломо

Иван Кисиль, Директор исторического архива, на балансе которого числятся 18 находящихся в синагоге Тор, нынешнюю ситуацию в отношениях власти и еврейской религиозной общины называет конфликтной.

Но он видит неоспоримую пользу от частых государственных проверок состояния хранения Тор в синагоге: «Положительным моментом является то, что синагога поняла важность и сакральность документов, находящихся в ее пользовании», — говорит Кисиль. — По нашему настоянию синагога все же улучшила условия хранения. Те свитки Торы, которые раньше хранились в шкафу скопом, сейчас уже находятся в другом месте».

Вторая сторона конфликта, настаивающая на праве собственности на Торы, жалуется на отвергнутые архивом другие варианты компромиссов.

Президент Всеукраинского Еврейского конгресса Вадим Рабинович уверяет, что еврейская община готова взять на себя все расходы, связанные с охраной и хранением свитков Торы, а также с их фильмоскопированием.

„Но нас не хотят слышать“, — жалуется Рабинович.

Что говорят эксперты?

Целование Торы в украинской синагоге

Свитки Торы имеют огромное значение для украинской еврейской общины

Украинский религиовед Виктор Еленский, комментируя для Би-би-си дискуссию вокруг Тор, отметил, что она является скорее подтверждением общей практики отношений между государством и верующими, чем исключением из правил.

„Во-первых, во всех странах, где ценности религиозных организаций были когда-то конфискованы, существует определенная напряженность в отношениях между органами культуры, архивами и церковью. То есть, органы культуры пытаются убедить религиозные организации, что они лучше сохранят ценности, — говорит Виктор Еленский. — Религиозные организации говорят, что это напоминает отговорку воришки, укравшего пальто и пытающегося оправдать это тем, что на нем это пальто сидит лучше, чем на законном собственнике. Вот на этой почве скандалы разгораются постоянно“.

В России, говорит эксперт, это происходит на очень высоком уровне и касается таких шедевров, как „Троица“ Андрея Рублева, которые церковь хочет получить в свое пользование, а музейные организации говорят, что такие шедевры не могут находиться в храме, где ежедневно бывают сотни тысяч молящихся.

Органы культуры пытаются убедить религиозные организации, что они лучше сохранят ценности

Украинский религиовед Виктор Еленский

В Украине подобная ситуация сложилась с киевским Софийским собором, где органы культуры говорят о разрушающейся мозаике и вероятности разрушения всего строения, а церковь настаивает на своей собственности на Софию.

Главной причиной создавшейся в Украине ситуации Еленский называет отсутствие закона о реституции имущества религиозных организаций.

С одной стороны есть указы и различные инструкции о необходимости вернуть религиозным организациям культовые сооружения и имущество. С другой — существует много противоречий относительно того, каким образом это имущество передавать.

Ольга Бурда

Украинская служба Би-би-си, Киев

Источник: Власти.нет

  • 107
  • 01.05.2010 16:19

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода