Виталий Попов: Украина бедная потому, что в ней судят победителей

Читати цю новину російською мовою
Виталий Попов: Украина бедная потому, что в ней судят победителей
Приход на высшие посты «варягов» из Грузии, США, стран Балтии вызывает неоднозначную оценку в обществе, хотя все здравомыслящие соглашаются, что судить нужно лишь по делам.

Удивительно, но факт: наряду с этим в обществе пока не созрел социальный заказ на своих менеджеров государственного уровня, уже доказавшим свой профессионализм. Почему возник такой парадокс, возможно, будет понятно из интервью с экспертом в области мировой экономики Виталием Поповым, в 2005 – 2010 гг. возглавлявшим Госпредприятие «Украинская авиационная транспортная компания» Минобороны.

В чем сегодня, по-вашему, состоит проблема управления государственными активами?

Человеческий фактор. Сейчас, как и ранее,  чиновниками министерств и ведомств формируются «удобные» финансовые планы для руководителей предприятий, которые легко выполняются не за год, а за день. Показав тысячу гривен прибыли, предприятие считается прибыльным. Это – базис для коррупционной управленческой надстройки, поскольку все, что не входит в финплан, – уходит в «тень».

Это утверждение подкреплено опытом?

В 2005-м я работал в Центральном аппарате Минобороны, возглавляя Управление информационно-аналитического обеспечения министра, который поручил сделать экономический анализ всех 187 госпредприятий МОУ. Мне пришлось разработать алгоритм, который состоял из формулы расчета максимальной экономической эффективности использования государственных активов, находящихся в оперативном управлении хозяйствующих субъектов. Этот алгоритм позволял быстро получить условную постоянную при применении коэффициента к существующим в данном периоде времени условно-переменных. Иными словами, сделать вывод: результат, получаемый руководителями госпредприятий от эксплуатации  государственного актива с учетом амортизации основных средств, априори не может считаться реально прибыльным  и эффективным для экономики страны при доходности ниже учетной ставки НБУ.

В теории мы все сильны…

Хорошо, приведу пример. В 1997 году создается госпредприятие Минобороны «Украинская авиационная транспортная компания» (УАТК) и наделяется основными фондами на 2,5 млрд. грн. С 1997-го по 2005-й – за восемь лет! – оно заработало чистой прибыли аж 57 тыс. грн. No coments. И при этом четыре сменивших друг друга руководителя уходили не из-за экономического фиаско, а потому, что менялись министры. (Одного, правда, «ушли по собственному желанию», когда, если помните, в Николаеве, пограничники и контрразведчики обнаружили в рундуке прибывшего из миротворческой миссии Ил-76 $400 тыс.).

По моим подсчетам, в процессе использования такой неэффективной модели управления госактивами бюджет страны ежегодно недополучает свыше 135 млрд. грн. «Якать», конечно, некрасиво, но вы спросили и надо отвечать: после того, как я в 2005-м возглавил УАТК (имевшей на тот момент свыше 70 млн. грн. долга и сохранившей в летной годности лишь один самолет), уже через год, подняв на крыло 32 «борта», доход предприятия превысил 100 млн. грн.

И в чем, по-вашему, решение  проблемы государственного управления?

В таком распоряжении государственными активами, при котором они бы работали на бюджет, а не на карман группки «решал». Согласитесь, это лучше, нежели урезать пенсии и зарплаты.

Необходимо на законодательном уровне внедрить вышеупомянутый алгоритм в сферу управления государственными активами, создав тем самым понятную для всех систему координат: реально оцененные госактивы и примененный алгоритм сформируют справедливые, экономически обоснованные финансовые планы для каждого госпредприятия. Система будет вынуждена рассчитывать реальные, а не «удобные» для совкового менеджмента экономические показатели. Министерства и ведомства из статистов трансформируются в реальный и эффективный орган управления госимуществом. Как только этот алгоритм будет внедрен – сразу начнется наполнение госбюджета.

Нельзя жить в обществе и быть свободным от рыночных законов современного общества, пора избавиться от наследия советской ментальности в управлении госактивами, политический строй сменился еще в прошлом веке.

Как это внедрить?

Законом. Его проект мною написан и лежит на рабочем столе, могу предоставить для работы с моим посильным участием в последующем процессе его принятия. Было бы кому.

Вас раздражает инертность отечественного госменеджмента?

Возьмем, к примеру, идею трансконтинентального хаба в аэропорту «Борисполь»,  где до сих пор простаивает 121 га земли.  Решение о ее переводе с баланса Минобороны на УАТК было утверждено министром обороны. Мне удалось убедить Бориспольский горсовет принять решение об изменении целевого назначения с земель Минобороны на земли авиационного транспорта и получить юридический адрес. Работая в течение пяти лет в тесном сотрудничестве со структурами НАТО, зная их проблематику, я предложил идею такого международного логистического центра, которая получила поддержку в рамках военно-технического сотрудничества Украина – НАТО. Транспортный бюджет Альянса – ни много, ни мало $2 млрд., половина которых приходится на авиаперевозки. Блок тратит большие деньги на авиаперевозки на Ближний Восток и в Азию в обход России и ее сателлитов. А Украина – прямые ворота.

По произведенным расчетам себестоимость проекта составляла порядка $15 млн., удалось привлечь иностранных инвесторов для реализации этого проекта.  Это актив с cash floo свыше $130 млн. в год. В итоге, Украина без капитализации собственных средств могла бы создать новый доходный сегмент экономики в авиационной отрасли. Склады временного хранения грузов без таможенной обработки, заправка самолетов и т.д. Со временем можно было бы построить техцентр по обслуживанию и покраске самолетов – «Боинги» красятся каждые два года для экономии топлива, а покрасить один такой  самолет стоит миллион долларов при себестоимости 0,5 млн. и времени выполнения работы – две недели. Это живые деньги для нашей армии!

Вдумайтесь, над Украиной пролетает 20% мирового авиационного грузооборота. Но по причине отсутствия у нас соответствующей  наземной инфраструктуры, «пролетает» бюджет страны.  По моему заказу и за мои личные средства (во избежание обвинений в нецелом расходовании средств) чешская Penta Group, специализированный разработчик высокотехнологичных решений в области складской логистики, разработала проект  такого трансконтинентального авиационного хаба в «Борисполе», который пока так проектом и остался…

Ну, хаб для НАТО – это еще и политика, наверное, в те годы у руководства страны были резоны не дразнить Россию…

И чем в итоге эта боязнь обернулась, войной? Ладно, вот вам другой пример. После ликвидации нашего ядерного арсенала на базах хранения по всей Украине хранилось свыше 16 тыс. тонн меланжа – окислителя топлива для ракет средней и малой дальности, представляющего собой концентрированную азотную кислоту (не менее 74% в составе). Только на его хранение Минобороны ежегодно тратило более 9 млн. грн.

Узнав об этой проблеме, я создал совместную с ГосНИИ «МИНДИП» (Сумы)  научно-техническую группу, которая разработала технологию переработки меланжа в азотное удобрение. Была создана лабораторно-промышленная установка, за свои деньги купили 300 кг меланжа (еле-еле получили разрешение – спасибо тогдашнему начальнику Генштаба ВСУ Сергею Кириченко) я пригласил на презентацию украинского ноу-хау военных атташе 26 стран. Технология и установка работали: сюда поступает меланж – оттуда вытекает 28-процентное жидкое минеральное удобрение, которое под камеры вылили под елочки. Кстати, этот продукт, аналогичный выпускаемому нашими предприятиями удобрению марки КАС-25 (но гораздо дешевле, учитывая источник сырья), одобрило Министерство сельского хозяйства.

Получив технологию, я поехал в соответствующую структуру ОБСЕ, которая, понимая техногенную угрозу от такого количества  хранимого меланжа для Украины и сопредельных государств, пошла на соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве, по которому согласно было платить УАТК как инициатору и соразработчику технологии 2 евро за килограмм переработанного меланжа.   Это – 320 млн. евро. Кроме того мы подсчитали, что в случае реализации удобрения прибыль составила бы 552 млн. грн. (по курсу 5 грн. за доллар). Я с радостью доложил эти расчеты тогдашнему министру обороны Юрию Ивановичу Еханурову.

И чем это закончилось? Моим увольнением на следующий день после доклада! Что позже я оспорил в суде. Но за четыре месяца, пока я судился, Ехануров подписал Меморандум о взаимопонимании с ОБСЕ относительно реализации совместного проекта по утилизации запасов меланжа. И… наш меланж был бесплатно передан на утилизацию в Россию. А под эти деньги уже тогда у меня уже был подписан контракт с «Боингом» о поставке семи транспортных самолетов для УАТК.

Ваше мнение по поводу нового руководства «Укроборонпрма»?

К сожалению, основная черта украинского характера – критиканство в угоду экономическим или политическим интересам. Не побоюсь быть оригинальным – удивительно как быстро команда Романа Романова без какого-либо опыта в международном военно-техническом сотрудничестве – смогла разобраться в «наследии» предшественников (которые грабили Украину через «Укрспецэкспорт» – впоследствии «Укроборонпром» -  все годы независимости) и сформировала достаточно жизнеспособную экономическую модель коммуникации между предприятиями, входящими в состав концерна. Это лишний раз доказывает мою твердую уверенность, что талантливые люди талантливы во всем.

На мой взгляд, дополнением к достигнутым успехам было бы целесообразно создать вертикально интегрированную компанию в составе «Укроборонпрома», передав все авиационные и авиаремонтные предприятия, работающие в сфере «Укроборонпрома», в  состав ГП «Антонов». Это даст ему больше ресурсов, дополнительный кадровый резерв и возможность использовать технологии всех работающих в этой сфере компаний.

Мнения о вас бытуют разные. Одни говорят, что вы все распродали, а другие – что вы незаурядный  менеджер государственного масштаба…

Для первого утверждения достаточно нарушить установленную четкую коррупционную схему. Меня обвинили в разворовывании авиапарка УАТК на сумму свыше 2 млрд. грн. Четыре уголовных дела с 2010 года, которые вели девять «важняков» Генпрокуратуры, четыре года хождения в прокуратуру для дачи показаний, как на работу, за вычетом субботы – воскресенья. Свыше 120 томов дела, которое в итоге оказалось закрытым за отсутствием состава преступления.  Мой отец, гордящийся военной династией, ведущей начало от одного из изобретателей радио Александра Попова, генерал-полковник Иван Григорьевич Попов, в свое время замначальника Генштаба  ВС СССР, со мной не разговаривал 10 лет, когда я оставил военную карьеру и стал экономистом. Можете представить, как он реагировал на обыски, на «обнаруженный» у него дачный участок, который впоследствии, к неудовольствию следствия,  оказался законным? Вне сомнений, это преследование не добавило ему здоровья и раньше времени свело в могилу. Жаль, что за фиктивные уголовные дела, за «напряженную» работу девяти «важняков» ГПУ на протяжении четырех лет никто не несет ответственности.

Это правда, что вас награждал лично Владимир Путин?

На московском авиасалоне «МАКС-2005» УАТК по темпам экономического роста была признана лучшей в мире, а мне, как руководителю года, президент РФ вручил грамоту. Только не пишите, что Попов – еще и агент Кремля с 2005 года. Мы тогда активно восстанавливали и эксплуатировали Ил-76, за что бюджет РФ получал немалые деньги в виде роялти.

А что за история с кошкой?

УАТК, как компания Минобороны, принимала участие в операциях ООН, ЕС, НАТО («Seebrig») по ротации миротворцев и воинских контингентов, эвакуации беженцев из «горячих точек». Ирак, Косово, Либерия, Судан, Афганистан… Всего было проведено 169 ротаций, выполнено 1279 рейсов, причем, не было потеряно ни одного самолета и колеса на «взлетке» не взрывались. Естественно, приходилось самому летать со своими экипажами – это как раз тот случай, когда командир должен быть на борту, а не в офисе.

Однажды, по приказу Минобороны эвакуируя граждан Украины из зоны военного конфликта в Ливане, столкнулся с бейрутской таможней, которая требовала ветеринарный паспорт на вывозимую нашей девочкой кошку. Малышка без любимицы улетать отказывалась. А в это время мины атакующих ложились все ближе к взлетной полосе… Ну, приказал командиру под свою персональную ответственность взлетать. Только наш Ту-154Б2 оторвался от земли – аэропорт накрыло системой залпового огня «Град».

Кошка попала домой вместе с хозяйкой. А я ждал серьезного наказания, причем, не здесь, а от заказчика – ООН – такие фокусы с таможней любой страны незамеченными не остаются.

И?

- Генсек ООН Кофи Аннан пригласил меня на очередную сессию ООН, предоставил 15 минут доклада о деятельности УАТК в рамках сотрудничества Украина – ООН по осуществлению гуманитарных и миротворческих миссий. И на этой же сессии, после моего доклада, выразил благодарность и вручил почетную  грамоту ООН – за спасение людей. Ну, и кошки, надо понимать. Наверное, принцип «победителей не судят» там еще действует. Жаль, не в Украине…

Наша справка: Уроженец Мариуполя Виталий Иванович Попов – обладатель дипломов с отличием Львовского военного политического училища и Киевского национального авиационного университета, кандидат экономических наук. Кавалер Ордена «За заслуги» 3 ст. За 5 лет работы в Минобороны получил все возможные награды от Почетного отличия Главуправления разведки до именного оружия, отмечен благодарностями генсеков НАТО Яапа де Хооп Схеффера и ООН Кофи Аннана.

Источник: Власти.нет

  • 2700
  • 14.07.2015 09:50

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода