Поделить нельзя объединить: Кипр между ЕС и Турцией

Читати цю новину російською мовою
Поделить нельзя объединить: Кипр между ЕС и Турцией
Переговоры об объединении острова идут давно. Последняя попытка объединения на основе плана, предложенного генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, провалилась на референдуме, который прошёл на Кипре в 2004 году.

На днях Европарламент потребовал от Турции всё-таки завершить переговоры по кипрскому урегулированию и вывести оккупационные войска с острова Кипр. Было отмечено, что Турция четвёртый год отказывается соблюдать положения дополнительного протокола о таможенном союзе с ЕС, где она обязалась открыть свои морские и воздушные порты для судов всех стран Евросоюза, не исключая Республику Кипр.

<!–Расположение: –> // <![CDATA[
if (typeof(pr) == 'undefined') { var pr = Math.floor(Math.random() * 1000000); }
if (typeof(document.referrer) != 'undefined') {
  if (typeof(afReferrer) == 'undefined') {
    afReferrer = escape(document.referrer);
  }
} else {
  afReferrer = '';
}
var addate = new Date();
document.write('');
// ]]>

Министр иностранных дел председательствующей Испании заявил, что исполнение протокола — условие вступления Турции в ЕС. При этом на самом острове в настоящее время снова идут переговоры по урегулированию между лидерами двух общин Кипра — президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом и президентом непризнанной международным сообществом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Мехметом Али Талатом.

Кипр — третий по величине остров в Средиземном море, находится в 100 км к югу от Турции. Географически Кипр принадлежит к Малой Азии, но культурологически и цивилизационно — к Европе.

Заселение острова греческими колонистами в XII—XI веках до н.э. определило культурное лицо Кипра, поскольку тогда были привнесены греческий язык, искусство, религия и традиции. Позже ассирийцы, египтяне, персы поочерёдно захватывали остров, пока в 333 году до н.э. его не завоевал, или, как пишут в кипрских учебниках, не освободил, Александр Македонский. Кипр входил в состав Римской империи с 58 года до н.э. по 330-й н.э.

Апостол Павел и уроженец Кипра Барнабас совершали свои миссионерские путешествия, тогда был обращён в христианскую веру римский проконсул острова. Так Кипр стал первой в мире страной, управляемой христианами, а сами киприоты — первыми христианами Европы.

После распада Римской империи на Кипр пришла Византия, затем остров захватил Ричард Львиное Сердце, продавший его ордену тамплиеров, а тот — франкскому королю Иерусалима Ги де Лусиньону. Семья Лусиньон основала на Кипре католическое королевство и владела им 300 лет, а потом уступила Венецианской республике. В 1489—1571 годах Кипр использовался венецианцами как крепость против османов. Но османы захватили остров, и с 1571 года он более 300 лет входил в состав Османской империи. Связи Кипра с Европой были прерваны. В 1869 году был открыт Суэцкий канал, англичане оценили стратегическое значение Кипра, в 1878 году Великобритания взяла управление островом на себя. И только в 1959 году, после подписания англо-греческо-турецкого договора, Кипр стал независимым.

Теоретически Республика Кипр живёт по конституции 1960 года, практически замороженной в 1963 году. Это президентская республика с разделением властей на исполнительную, законодательную и судебную и квотой для защиты интересов этнических турок. Президента и вице-президента избирают соответственно греческая и турецкая общины на пятилетний срок, имея право вето по определённым инициативам законодательной и исполнительной властей. Палата представителей из 80 человек также формируется на основе раздельного учёта голосов по обеим общинам (56 греков-киприотов, 24 турка-киприота) и также на пять лет. С 1964 года места турок-киприотов остаются незанятыми.

Фактически остров разделён на две зоны: Республику Кипр и самопровозглашённую в 1983 году Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), которая возглавляется президентом и премьер-министром. Власти ТРСК отвергают суверенитет Республики Кипр над всей территорией острова. Но, согласно международному праву, Республика Кипр сохраняет суверенитет над территорией, входившей в е ё состав до 1974 года.

Кипр — небольшая страна, обладающая третьим в мире по величине флотом. Уровень жизни южной части значительно выше, чем на севере острова. Республика Кипр признана всем международным сообществом и входит с 2004 года в Евросоюз, ТРСК признала только Турция, которая сама сталкивается с проблемами со вступлением в евросообщество. Турция ведёт переговоры о вступлении в ЕС с 2005 года, заявив о компромиссе лидеров Евросоюза с Анкарой о нормализации связей между турецкой и греческой общинами Кипра, но не признав Никосию.

История кипрского вопроса запутанна, за долгое время противостояния обе стороны неоднократно были и правы, и неправы. В 1963—1964-м и в 1967 годах на острове были межобщинные столкновения между греками-киприотами и турками-киприотами. Против законного правительства Кипра в 1974 году греческой военной хунтой был организован переворот с целью присоединения к Греции, после чего остров оказался разделён на турецкую и греческую части. Тогда Турция, под предлогом сохранения независимости острова, ввела свои войска в северную часть Кипра, населённую в основном турками. После интервенции треть населения Кипра стала беженцами, а 37% территории северной части острова до сих пор находятся под турецкой оккупацией.

Вторжение было осуждено на международном уровне, но за 30 лет проблема так и не решена. Хотя стена наподобие Берлинской, разделявшая на две части столицу страны Никосию, в 2007 году была разрушена, линию, разделяющую остров на два сектора, до сих пор охраняет контингент вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре.

Переговоры об объединении острова идут давно. Последняя попытка объединения на основе плана, предложенного генеральным секретарём ООН Кофи Аннаном, провалилась на референдуме, который прошёл на Кипре в 2004 году. Против объединения проголосовали 75% греков-киприотов, усмотревших в нём ограничение собственных прав. А вот 65% турок-киприотов в большинстве поддержали такое объединение. План Аннана предусматривал создание на острове двухобщинного и двухзонального государства вместо единой Республики Кипр, что, по мнению греков, означает фактическое признание турецкой оккупации севера острова, поскольку отменяет все предыдущие резолюции Совета Безопасности ООН по Кипру. Также Турция получала право сохранить военный контингент на Кипре и юридически узаконить договоры, заключённые с Турецкой Республикой Северного Кипра, которые давали турецким войскам право использовать кипрские гавани и производить передвижения по всему острову. Турки-киприоты получали право вето в объединённом правительстве Кипра, но все госструктуры объединённого государства на 95% должны были финансироваться греческой стороной. Права греков на операции с собственностью в северной части Кипра ограничивались до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.

В 2008 году Христофиас и Талат заявили о своей поддержке плана Аннана. Два года они ведут переговоры о конкретике будущей федерации. В прошлом году после 30-го раунда переговоров турки уступили 5% своих земель грекам, ибо по плану Аннана турки должны владеть 30%, а греки 70% территории федерального Кипра. Ныне турецкому населению (171 тыс. человек) принадлежит 35,4% территории Кипра. Греки хотели оставить туркам только 23% территорий, но после длительных переговоров согласились на 30%, которые изначально были в плане Аннана.

При этом из-за переговоров Христофиас теряет очки в собственном правительстве. Так, из правящей коалиции вышла партия «Движение за социал-демократию» (ЭДЭК), отозвав из правительства двух своих министров. А лидер главной оппозиционной партии «Демократический призыв» Никос Анастасиадис потребовал от президента разъяснить возможные уступки туркам-киприотам. «К сожалению, господин Талат настаивает на своих предложениях. Как президент республики и как участник переговоров, я ни в коем случае не буду делать неприемлемых уступок турко-кипрской стороне и г-ну Талату ради его возможного переизбрания», — заявил президент Кипра в послании Никосу Анастасиадису. То есть, осознавая непростую ситуацию партнёра по переговорам и понимая, что противник Талата займёт более жёсткую позицию по объединению, к компромиссу греко-киприоты всё равно не готовы.

Что же, остаётся дождаться апрельских выборов в ТРСК. Положение президента Талата действительно сложное, его поражение на выборах может поставить переговоры под вопрос.

Евросоюз рассматривает Северный Кипр как территорию ЕС, находящуюся под иностранной военной оккупацией. Надежды на то, что вступление Кипра в Европейский союз ускорит процесс нормализации, не оправдались. Парадокс состоит в заявленном стремлении Турции тоже вступить в Евросоюз. Как должно вести себя евросообщество, одна часть которого оккупировала другую? Именно так, как оно себя и ведёт, — ни шатко ни валко. Ситуация на Кипре — подарок для «нерешительных» лидеров Евросоюза, ибо позволяет ничего не решать. Ещё Герхард Шрёдер, будучи канцлером Германии, говорил, что нежелание Турции признавать Кипр как страну — члена ЕС — основное препятствие для её вступления в ЕС. По мнению председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу, в Турции по-прежнему есть нарушения прав человека и мало экономических и демократических реформ. Министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле считает, что нет оснований для принятия Турции в ЕС, так как её экономика «не сможет интегрироваться» с другими странами Евросоюза, поэтому позиция Германии близка к позиции Франции, Австрии и некоторых других стран, которые не видят возможности для вступления Турции в сообщество в обозримом будущем.

Мусульманская Турция вызывает в Европе опасения. Скептики говорят, что, открыв двери для бедной страны с быстро растущим и к тому же в большинстве мусульманским населением, ЕС де-факто полностью поменяет своё европейское и христианское лицо, причём именно в то время, когда многие жители Старого континента против того, чтобы жить в обществе с размытыми национальными и религиозными границами. По оценке экспертов, разделённый Кипр — замечательный повод затянуть переговоры о вступлении Турции в ЕС лет на 10—15.

Так что крошечный остров в Средиземном море с населением 796 тыс. человек может стать ключом к решению проблем не только греков-киприотов и турок-киприотов, но и Турции в Евросоюзе и в целом её включения в западную политическую систему.

Источник: «Частный корреспондент»

Источник: Власти.нет

  • 214
  • 22.02.2010 20:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода