На Дальнем Востоке протестантов уже больше, чем православных

Читати цю новину російською мовою
На Дальнем Востоке протестантов уже больше, чем православных
Дальний Восток теперь отличается от Центральной России не только пристрастием к праворульным иномаркам. Религия в регионе тоже импортная — по количеству «активных верующих» протестантские движения опережают «традиционные» религии.

По количеству официально зарегистрированных Минюстом религиозных организаций протестантского направления также превосходит число других религиозных конфессий.

Самые «протестантские» регионы Дальнего Востока — это Приморский и Хабаровский края. В Приморье зарегистрировано 178 общин различных направлений — пятидесятников, пресвитериан, евангелистов, адвентистов и десятка других. У Русской православной церкви в этом регионе — 89, ещё 3 прихода у старообрядцев и 6 — у католиков. Другие «традиционные» религии — мусульманство, иудаизм и буддизм — также представлены весьма скромно, 6 мечетей, 7 синагог и 4 буддистских пагоды.

В Хабаровском крае ситуация выглядит очень похоже: из 163 религиозных организаций 96 — протестантские. Причём число неортодоксальных приходов только увеличивается. А вот РПЦ сдаёт позиции — время от времени появляются новости о закрытии тех или иных приходов. В 2005 году Хабаровская епархия ликвидировала два прихода — в Комсомольске-на-Амуре и в поселке Березовка Хабаровского района. «На данный момент у церкви нет денег на содержание прихода с небольшим количеством прихожан», — сообщали в епархии. Сейчас в этом регионе у русской православной церкви осталось 48 отделений.

Кроме того, как сообщает «Независимая газета», протестантская активность распространяется и на регионы Сибири. Больше всего организаций этого толка в Красноярском крае — 111, Иркутской — 97 и Свердловской — 94 областях. Наибольшее распространение получает пятидесятничество, особенно харизматические Церкви в русле этого религиозного течения.

Интересен тот факт, что весомая часть священников этих конфессий носит нерусские фамилии. Как отмечают специалисты, «волну» протестантизма поднимали в 90-х иностранные проповедники. Дальний Восток оказался в пределах влияния проповедников из США и Южной Кореи.

Управляющий делами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской, пастор Константин Бендас рассказал, почему протестанты с успехом освоили территории Дальнего Востока.

— Почему протестанты добились успеха именно на Дальнем Востоке?

— У этого феномена есть давняя история. Православие пришло на эти территории достаточно поздно. В Сибирь и на Дальний Восток ссылали представителей нетерпимых в Российской империи конфессий. Многие уходили от гонений — молокане, духоборы, менониты, штундисты и так далее.

В советские времена на Дальний Восток ссылали избежавших расстрела священнослужителей. Таким образом там сконцентрировалась элита русских протестантов.

 — Получается, что протестантские течения там более «традиционная религия», чем РПЦ?

— Да, ещё во времена царские там было больше так называемых раскольников и сектантов. Об этом пишут многие историки.

— А откуда среди проповедников такое изобилие корейцев?

— В начале-середине 90-х из-за близости и удобства передвижения туда проще было попасть миссионерам из Кореи, чем из Европейской части России. И до сих пор это так — дешевле прилететь из Сеула, чем из Москвы. То же самое — поехать учиться в семинарию проще в страны ЮВА.

Священнослужитель становится перед выбором — ехать учиться в Москву, где жизнь в несколько раз дороже, или в Южную Корею.

Ситуация сравнима с праворукими машинами, кстати говоря.

В 90-х, действительно, корейских миссионеров могло быть больше. Сейчас же наоборот — русские миссионеры едут в страны Азии, в Монголию, в Китай, в Лаос, в Таджикистан. Таких людей в десятки раз больше, чем пасторов, приехавших из Кореи.

— Получается российская экспансия?

— Экспансия подразумевает агрессию, навязывание, силовые методы. Мы говорим о миссионерстве, о том, как записано в Евангелии. Это нормальное поведение для любого христианина.

— А языковой барьер, он не мешает?

— На своём опыте наблюдений я бы делил миссионеров на две категории. Многие священнослужители стали нам, русским, близки, выучили язык, получили гражданство, женились, завели тут детей, дети отслужили в армии. Они ассимилировались. Они привезли сюда не корейскую культуру, а Христа.

Но часть пасторов по-прежнему смотрят на «местное население» свысока, язык не учат. Это наша «зона риска», к ним у нас достаточно жёсткое отношение, с такими мы сейчас прощаемся.

 — А с РПЦ вы как взаимодействуете? Там, получается, «традиционная религия» в меньшинстве.

— Дело в том, что Русская православная церковь в мировом масштабе — меньшинство. Внутри христианства 1,3 млрд католиков, 1 млрд протестантов, и 350 млн православных, включая все ветви. И там, где РПЦ в меньшинстве, например, в США, я не знаю ни одного эпизода с выдавливанием, дискриминацией и унижением этой конфессии. И, я надеюсь, этого не будет и в России.

И на Дальнем Востоке нет случаев выдавливания РПЦ.

— А сама РПЦ пытается вытеснить протестантов?

— Прямых действий мы не видели, а что происходит в кулуарах, даже боюсь предполагать. Мы стараемся жить мирно, проповедовать не свою деноминацию, а христианство. Я как проповедник считаю, что несу слово Христа, и для меня неважно, в какую церковь в итоге придёт человек.

В РПЦ эту ситуацию официально комментировать затруднились. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский объяснил «СП», что он не комментирует взаимоотношения с «сектантами и протестантами». Своим взглядом на проблему поделился ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова игумен Пётр Еремеев. Ранее отец Пётр возглавлял Хабаровскую духовную семинарию — именно в Хабаровском крае протестанты развернули самую бурную деятельность.

Отец Пётр называет протестантов «сектантскими организациями, и приводит ряд причин, почему РПЦ уступила им часть территории Российской Федерации:

«Пока еще слабая позиция традиционных религиозных организаций. В первую очередь речь идет о Русской Православной Церкви: небольшое количество приходов, малое число священнослужителей, только 1 духовная семинария, которая была открыта буквально несколько лет назад. Данная проблема обусловлена полным уничтожением следов Православной Церкви в регионе в советское время. При общем интересе населения к Православию организация общин тормозится из-за отсутствия адекватного ситуации числа духовенства. Духовным вакуумом пользуются сектанты. Нередко проповедники-миссионеры спекулятивно используют традиционные символы Православия.

Близость Японии, Кореи, Китая. Из этих стран на территорию России мигрируют многие секты (в том числе запрещенные в своих странах), используя Дальний Восток как плацдарм для дальнейшей вербовочной работы на территории России. В связи с отсутствием каких-либо мер по противодействию данной сектантской экспансии на местах ситуация становится неуправляемой. Американские секты также считают Дальний Восток более эффективным и безопасным каналом внедрения в Россию.

Отсутствие религиоведческих центров, развитых учебных заведений, готовящих специалистов в области сектоведения, религиоведения. На весь Дальневосточный федеральный округ только в ДВГУ на кафедре теологии и религиоведения готовят подобных специалистов. Учебная дисциплина «религиоведение» ведется лишь в нескольких дальневосточных вузах, при этом большинство из преподавателей данной дисциплины не имеют профильного религиоведческого образования. В связи с этим у выпускников вузов (будущих юристов, экономистов, техников, строителей и др.) отсутствует религиозная грамотность и навыки различения безопасного религиозного учения от деструктивного сектантского.

Отсутствие специализированных реабилитационных и антисектантских центров по противодействию деструктивным и тоталитарным культам. Если в европейской части России их несколько десятков, то на ДВ ни одного.

Поддержка сект со стороны завербованных чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Последние разоблачающие скандалы в Дальневосточном федеральном округе, связанные с вербовкой сектантами высокопоставленных должностных лиц, свидетельствуют об успешности работы сектантов в этом направлении.

Отсутствие критической информации о деятельности сект в ДФО. Разоблачающие материалы в местных СМИ практически не допускаются в печать. При отсутствии правдивой критической информации граждане пользуются только той информацией, которую предоставляет им секта сама о себе».

  • 320
  • 08.11.2010 12:33

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода