Как Горбачев за спиной Хонеккера объединил Германию

Читати цю новину російською мовою
Как Горбачев за спиной Хонеккера объединил Германию
Сегодня многие немцы испытывают двойственное отношение к объединению Германии и падению стены. Все вроде бы понимают, что оно было объективно необходимо для развития ФРГ, но, как показала практика…

Во вторник Германия отметила 21-ю годовщину падения Берлинской стены, которая до этого в течение почти 30 лет была символом раскола немецкого народа. Этот праздник в ФРГ отметили скромно – то ли из-за некруглости даты, то ли из-за ощущения его спорности и незначимости на фоне нынешних серьезных проблем, стоящих перед страной. Проблем, которые в момент падения стены казались легкоразрешимыми благодаря объединенным возможностям двух Германий.

Тем не менее, в Берлине день падения стены все же отметили праздничными богослужениями в кирхах, в столице открылся конгресс по проблемам европейской политики, а бургомистр Клаус Воверайт открыл в центре города «Площадь 9 ноября 1989 года». Эта площадь была разбита в том месте, где раньше находился один из пограничных переходов между Западным и Восточным Берлином – «Борнхольмер штрассе».

Сегодня многие немцы испытывают двойственное отношение к объединению Германии и падению стены. Все вроде бы понимают, что оно было объективно необходимо для развития ФРГ, но, как показала практика, различия между восточными и западными немцами за несколько десятилетий раздельного существования оказались значительно более серьезными, чем многим представлялось ранее. Подавляющее большинство немцев понимает, что падение Берлинской стены стало огромным шагом к созданию самой мощной экономики Европы. В то же время примерно 12-13% жителей ФРГ, проживающих как в восточной, так и в западной ее частях, хотят, чтобы она или существовала до сих пор, или была вновь восстановлена.

Как показывают социологические исследования, идею возвращения Берлинской стены приветствуют в основном рабочие промышленных предприятий, члены левых политических партий и люди, потерявшие работу во время нынешнего экономического кризиса. Кроме того, значительное число респондентов уверено, что после падения стены и объединения Германии в одно государство в ней стало значительно меньше социальной справедливости, чем было в ГДР. Причем так считают 32% респондентов, живущих в западной части страны, и 49% тех, кто живет на востоке

Решение о возведении Берлинской стены было принято Советом министров ГДР из-за огромных потерь Восточной Германией квалифицированных специалистов, уходивших на Запад. К моменту возведения стены стало почти нормой, что немцы получали образование в ГДР, где оно было качественным и бесплатным, а работать уезжали в ФРГ, где зарплата была выше. Поэтому решением властей ГДР в августе 1961 года были перекрыты более 130 улиц и дорог, 8 линий городской электрички S-Bahn и 4 ветки столичного метро, что прекратило сообщение между двумя частями столицы Германии. Через Берлин прошла стена из бетонных блоков, а за его пределами она была выполнена из металлической сетки. Общая протяженность стены достигала 155 км, высота – до 3,6 м. Границу между ГДР и Западным Берлином охраняли более 11 000 пограничников. Стена была разрушена 9 ноября 1989 года.

Михаил Горбачев, президент СССР, считается одним из тех, кто внес наибольший вклад в разрушение Берлинской стены и объединение двух Германий. Однако сегодня даже немцы считают, что процесс объединения прошел наспех, с большими жертвами со стороны ГДР, и стал, по сути дела, не объединением, а захватом Восточной Германии Германией Западной. В ходе этого захвата были отменены или перечеркнуты все позитивные достижения ГДР – бесплатное здравоохранение, образование, отсутствие безработицы и уверенность в завтрашнем дне. Восточным немцам было просто объявлено, что они неправильно и зря прожили последние 40 лет, и что их опыт, знания и умение работать никому не нужны в новой Германии.

В реальности вместо долгожданного и равноправного объединения двух Германий в одну страну произошло скоропалительное поглощение одного государства другим. Из двух одинаковых министерств автоматически упразднялось то, которое было в ГДР, его сотрудники увольнялись, потому что считалось, что восточногерманские чиновники будут неспособны работать в условиях ФРГ. Полиция ГДР и ее службы безопасности были распущены, многие сотрудники отданы под суд, а все освободившиеся вакансии заполнились людьми, которых специально привозили с Запада. При приеме на новую работу личные качества работников почти никого не интересовали: основную роль играло то, где человек вырос и получил образование – в ГДР или ФРГ.

Премьер-министр земли Бранденбург Маттиас Платцек в недавнем интервью журналу Spiegel отмечал, что после объединения «в Восточной Германии многим пришлось почувствовать себя так, как будто вся их прежняя жизнь была бессмысленной. Им пришлось выбросить прочь все прошлое, в котором якобы были только идеология и «Штази» (тайная полиция). Я не склонен к ностальгии, но я не помню, чтобы мы (в ГДР) каждый день шли на работу, опустив голову ».

Безработица, которой в ГДР практически не существовало, сегодня широко распространена на востоке объединенной страны, где ее уровень вдвое-втрое выше, чем в «старой» ФРГ. Многие предприятия ГДР, на которых работали тысячи людей, в ходе деиндустриализации последних десятилетий были просто закрыты. Средние доходы работников в западных землях на 30% выше заработков их восточных коллег, а сейчас ситуация усугубилась еще и кризисом. Уровень безработицы в восточной части страны составляет примерно 17%, а в депрессивных сельских районах земли Мекленбург – Передняя Померания вообще достигает 25%, т. е. там не имеет работы каждый четвертый трудоспособный немец.

Бывший советский президент Михаил Горбачев начал переговоры с германским канцлером Гельмутом Колем и руководством США за два года до фактического объединения двух Германий. Эти переговоры велись с участием министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе, но руководство ГДР во главе с Эрихом Хонеккером не ставилось о них в известность. Так что все детали объединения его собственной страны с Западной Германией были согласованы без участия Хонеккера и фактически за его спиной.

Сегодняшние российские и немецкие ученые, анализируя процесс объединения двух Германий, считают, что если бы не поспешные действия Горбачева и его горячее желание любой ценой угодить западным партнерам, нынешняя европейская история выглядела бы иначе. При этом никто не ставит под сомнение необходимость объединения Германии, но все отмечают, что если бы перед этим событием Горбачев потребовал особого статуса для будущей страны, то ФРГ на это спокойно бы согласилась. Тогда Горбачев имел бы возможность требовать со стороны НАТО официальных письменных гарантий его нераспространения на восток дальше линии Одер – Нейсе, а также придания членству объединенной Германии в НАТО особого статуса. Да и само НАТО вполне могло бы превратиться из преимущественно военного блока в политическое объединение.

По мнению ученых, если бы эти требования были выдвинуты советским руководством во главе с Горбачевым, то ради объединения Германии они были бы неминуемо приняты Бонном. Но и Горбачев, и Шеварднадзе оказались неспособны понять, чем обернется для Европы быстрое появление на континенте новой страны с населением 80 млн человек. А наличие в объединенной Германии гор свободного оружия, которое находилось на вооружении бывшей армии ГДР, позволило лидерам ФРГ тайно переправить его в Югославию сепаратистам Хорватии и Боснии-Герцеговины, а затем – бандитам в Косово. Это спровоцировало не только долгую и кровопролитную гражданскую войну на Балканах, но и впоследствии привело к прямой военной агрессии НАТО против Сербии, бомбежкам Белграда и появлению в Европе полумафиозного государства Косово.

Сегодня многие немцы благодарно вспоминают роль Горбачева в объединении ФРГ – в прошлом году он даже приезжал в Берлин на 20-летие падения Берлинской стены. Однако в России мало кто позитивно оценивает бывшего советского лидера, сумевшего за 16 лет пребывания у власти разрушить огромную державу, превратив ее в полтора десятка разношерстных государств, в значительной степени неспособных к самостоятельному развитию. Когда Горбачев попытался в 1996 году выставить кандидатуру на выборах президента РФ, за него проголосовали лишь 0,51% избирателей. Народ не простил ему способности забалтывать любую серьезную проблему, близорукую национальную и экономическую политику, поспешный и похожий на бегство вывод советских войск из Европы и размещение десятков тысяч солдат и офицеров в голых степях.

Сегодня Горбачев даже свои дни рождения предпочитает отмечать не в Москве, а за границей, потому что там, в Берлине или Лондоне, к нему в этот день хотя бы могут прийти люди с поздравлениями, чего он не вправе ожидать в Москве. Как пишет английская газета The Тimes, в марте следующего года Михаил Сергеевич встретит свое 80-летие в Лондоне, где на допуск на это мероприятие уже продаются билеты, начиная от 35 фунтов за штуку и заканчивая 100 000 фунтов, которые должны будут заплатить русские олигархи. Ожидается, что день рождения «Горби» принесет устроителям по меньшей мере 5 млн фунтов. На что они будут потрачены, пока неизвестно.

Источник: KMnews

  • 83
  • 10.11.2010 11:11

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода