Украина. Десятилетие утраченных возможностей

Читати цю новину російською мовою
Украина. Десятилетие утраченных возможностей
На протяжении последнего десятилетия Украина пыталась определить свою внешнеполитическую стратегию. Сегодня у Украины нет ни стратегии внешней политики, ни стратегии национальной обороны, отмечают эксперты.

О том, как изменился вектор внешней политики страны с 2000 года до сегодняшнего дня, какие знаковые события произошли в этой сфере, какими внешнеполитическими достижениями и неудачами было отмечено уходящее десятилетие, «Главреду» рассказали заместитель директора Национального института стратегических исследований, доктор политических наук Александр Литвиненко, научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко и заместитель генерального директора Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Валерий Чалый.

Самое содержательное десятилетие

Прошедшее десятилетие было одним из самых интересных и самых содержательных в мировой истории после Второй мировой войны, считает заместитель директора Национального института стратегических исследований, доктор политических наук Александр Литвиненко. При этом он отметил, что если в первое десятилетие независимости Украины происходили «процессы распада и трансформации однополярного порядка», то второе – запустило формирование принципиально новой системы.

В эти годы, по словам политолога, Украина последовательно проводила курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию. «Этот европейский курс может считаться если не визитной карточкой, то основой политической идентичности Украины», — добавил эксперт. Он также заметил, что некоторым странам, в том числе Украине, Молдове и некоторым другим, не удалось в течение этих десяти лет реализовать евроатлантические и европейские стремления.

Кроме того, за эти десять лет Украина часто забывала о необходимости формирования адекватных позитивных отношений с Российской Федерацией, отметил Литвиненко.

В отношении проблем национальной безопасности Александр Литвиненко считает, что сектор безопасности Украины за десять лет претерпел существенное реформирование. «Эти десять лет оказались годами оживленных дискуссий о реформировании сектора безопасности, подготовки ряда предложений по этому поводу. Это было время осознания глубины и масштабов проблем, а также формирование более-менее четкого представления о будущем сектора безопасности и обороны», — отметил эксперт.

От изоляции до новых перспектив

В начале этого десятилетия Украина вступила в турбулентный период внутренней и внешней политики, обусловленный кризисом второго срока президентства Леонида Кучмы, отметил научный директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. «После кассетного скандала и всех внешнеполитических потерь, связанных с этими событиями, в Украине началось общественное движение и консолидация гражданского общества», — заметил политолог.

Сушко считает, что Украина сейчас находится на стадии завершающегося исторического цикла и постепенно входит в новый цикл. «Очень хотелось бы, чтобы модель ХХ века нас не догнала. Тогда, в 1910 году, европейские аналитики оптимистично говорили о грядущем десятилетии, которое должно было принести Европе окончательный расцвет. Но что произошло в действительности, все мы помним», — объяснил эксперт.

По мнению политолога, уходящее десятилетие было противоречивым, но все же отличалось определенным движением вперед. Он добавил, что в 2000 году Украина была «совсем другим государством и обществом». Кроме того, за эти десять лет были сделаны шаги вперед, отразившиеся на международном положении Украины.

«Если мы говорим о перспективах возможности глубокой зоны свободной торговли с Европейским Союзом, с тех пор как мы стали полноправным членом Всемирной торговой организации, то это – некий качественный сдвиг. А на тот момент, десять лет назад, мы были изолированы от глобальных экономических и политических процессов», — отметил Александр Сушко.

На сегодняшний день, по словам политолога, нельзя с уверенностью сказать, что Украина избрала свой стратегический путь и двигается по нему. «Скажем, европейский путь развития невозможен без демократического выбора. Стоит ли Украина сейчас на демократическом пути? Это – вопрос», — заметил эксперт.

Поэтому Сушко считает, что нынешнее десятилетие привело нас к пониманию мощной взаимосвязи между внутренней и внешней политикой, — внешняя политика не является самостоятельной, автономной сферой политики. «Я думаю, что сохранится тенденция к стиранию грани между внутренней и внешней политикой, к формированию цельного образа политики государства. А этот образ будет решающе способствовать определенному позиционированию страны в системе международных отношений», — подытожил эксперт.

Время, когда Украину узнали в мире

За это десятилетие Украину узнали в мире и не путают ее с Россией, как это было до 2000 года, считает заместитель генерального директора Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова Валерий Чалый. За период с 2000 года по 2010-й мир кардинально изменился, отметил эксперт. «Террористическая атака на Соединенные Штаты, война на Ближнем Востоке, война России с Грузией, ситуация, сложившаяся в мире с распространением ядерных технологий в военной сфере. Мы стоим на пороге расширения клуба ядерных государств. Это закладывает опасную ситуацию уже на ближайшее десятилетие – риск серьезных вооруженных конфликтов», — рассказал политолог.

Чалый отметил, что в это время происходили позитивные события для окружения Украины, в частности расширение ЕС и НАТО. Но Украина потеряла этот шанс. «За это десятилетие все наши западные соседи стали членами мощных объединений экономики, политики и безопасности. А Украина – нет. Посему это – десятилетие утраченных возможностей для Украины», — отметил политолог.

Кроме того, эксперт убежден, что Украина не преодолела «дефицит безопасности» — он увеличился. «Сегодня мы от решения Совета национальной безопасности Украины президента Кучмы вернулись к аморфной, неопределенной и декларативной формуле внеблоковости. Она ничем не подкреплена – ни финансированием Вооруженных сил, ни четким пониманием сути этого вопроса», — отметил специалист.

Валерий Чалый также считает, что мы прошли непростое десятилетие в отношениях с Российской Федерацией. «Это был новый период отношений с Россией. Она стала сильнее. В России уже никто не призывал, как это делал президент Ельцин, просыпаясь утром, думать, что ты сделал для Украины. Это – совсем другая Россия: более управляемая, более авторитарная, жестко стремящаяся путем энергетической дипломатии (это новое слово, которое появилось в прошлом десятилетии) достичь результатов », — рассказал эксперт.

За прошедшее десятилетие, по словам Чалого, во внешней политике Украины не прибавилось ясности. А последний год, по его мнению, во многом вернул нас по разным параметрам к началу 2000-х годов.

Успех этого периода – оформление внешних границ Украины как неотъемлемого атрибута завершения построения суверенного государства, считает политолог. «Это и граница с Молдовой, и с Беларусью, и с Россией. К сожалению, сегодня эти процессы притормозились, и то, что, казалось бы, должно было закончиться в этом десятилетии, перенесено на следующий период», — добавил он. Также позитивом этого десятилетия является развитие нового уровня отношений с Европейским Союзом.

2000-2010 годы не были периодом угроз оружейного характера для Украины. Однако была реальная угроза втягивания Украины в военный региональный конфликт, отметил Чалый. Это произошло, когда вооруженные подразделения Черноморского флота приняли участие в военном конфликте с Грузией. «Тогда Украина была под угрозой как страна, втянутая в конфликт, с территории которой действовали вооруженные силы другого государства. Если бы не дружественная позиция Грузии, Украина могла бы просто попасть под удар», — считает политолог.

Что мы имеем сегодня? Верховная Рада отстраняется от формирования основ внешней политики, отметил эксперт. «Центр принятия решений за это десятилетие снова вернулся на Банковую, в Администрацию Президента», — добавил он. Министерство иностранных дел пока исполняет свою координирующую роль, но политолог не уверен, что она останется такой и в дальнейшем.

Валерий Чалый отметил, что сегодня мы не знаем, какие ориентиры у украинской внешней политики. «Закончилось действие стратегии европейской интеграции, нет стратегии внешней политики и стратегии национальной безопасности. Хочу пожелать себе и своим коллегам в следующем году завершить подготовку этих документов и прийти к пониманию, куда мы на самом деле хотим двигаться во внешней политике», — добавил он.

Источник: Главред

  • 84
  • 26.12.2010 21:01

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода