Кучма теперь жалеет, что Украина — не Россия

Читати цю новину російською мовою
Кучма теперь жалеет, что Украина — не Россия
Тысячу раз был прав Леонид Данилович, когда назвал свою легендарную книгу  «Украина — не Россия». Перед допросом у прокурора, экс-президент наверняка повторяет: «Украина, черт его подери, таки не Россия!»

В отличие от Украины, в Казахстане и России бывших глав государств нельзя посадить в принципе. Для украинского общества – это плюс, а для отдельно взятого Леонида Кучмы – явно минус.

Тысячу раз был прав Леонид Данилович, когда в 2003 году назвал свою легендарную книгу — «Украина – не Россия». Прогуливаясь по Борисоглебской перед допросом у прокурора, экс-президент наверняка повторяет: «Украина – не Россия, Украина, черт его подери, таки не Россия!». И это отличие сейчас, когда перед Кучмой засветилась реальная перспектива сесть, наверняка для него самое досадное.

Ведь Леонид Данилович знает, что у наших «заклятых друзей» давно действует закон, запрещающий не то, что садить, а даже допрашивать экс-президентов. А Кучма, в силу все тех же отличий Украины от России, так и не сумел протолкнуть для себя подобные привилегии.

Политики и журналисты сейчас любят рассуждать, кто и какие гарантии выдал Кучме в 2004-м, когда он пошел на компромисс с Виктором Ющенко, уступив натиску Оранжевой революции и Запада. Мол, гарантии то были от Ющенко, а Янукович Леониду Данилычу ничем не обязан. То есть, через президента никакие неформальные договоренности уже не действуют. Опростоволосился господин Кучма, заранее не подумал.

В России экс-президента посадить нельзя

А Ельцин вместе с Путиным подумали, благо для них, Россия таки не Украина, там нужные законы руководители государства пропихать научились. Еще в 1999 году, 31 декабря, как только Ельцин отрекся от власти, первым указом и.о. президента Путина как раз и стало закрепление гарантий «царю Борису». Указом №1763 Владимир Владимирович запретил привлекать к какой-либо ответственности экс-президента Российской Федерации.

Но указ — дело стремное, сегодня он есть, а завтра может и не быть. Потому немного поупражнявшись с построением «властной вертикали», Путин довел дело до логического завершения. 25 января 2001 года Госдума приняла, а 31 января Совет Федерации одобрил закон «О гарантиях президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Кроме всевозможных материальных благ, российские депутаты не забыли и о полной неприкосновенности экс-президента. Как у Бернеса – «Любимый город может спать спокойно».

Чисто теоретически, экс-президента России таки могут арестовать. Но для этого надо обязательное согласие обеих палат парламента. Если же депутаты скажут «нет», то прокуратура останется с носом. Фактически, это та же процедура импичмента, но уже для экс-президента.

Украинские попытки последовать за Россией

В Украине также пытались списать российский закон о президентской неприкосновенности. Как раз в разгар скандала по делу Гонгадзе, когда в феврале 2001-го пленки Мельниченко гуляли по страницам украинских и иностранных СМИ, в парламенте зарегистрировали сразу несколько законопроектов для спокойной отставки Кучмы. Регистрировали их сторонники тогда еще премьер-министра Ющенко Сергей Терехин и Игорь Юхновский.

Проект будущего министра экономики в правительстве Юлии Тимошенко, а ныне оппозиционного депутата Сергея Терехина практически слизан с российского закона. Но очень творчески, со стебом в сторону Леонида Даниловича. Документ предполагал целый ряд льгот и гарантий для экс-президента, даже бесплатный проезд в общественном транспорте и Интернет. Как и в российском документе, Леониду Кучме предоставляли полную неприкосновенность. Привлечь его к уголовной ответственности, или хотя бы привести на допрос, можно было лишь с согласия Верховной Рады по процедуре импичмента. Но главный прикол документа – воспользоваться им Кучма мог лишь в том случае, если бы пошел в отставку за три месяца после принятия закона.

Проект будущего главы ющенковского Института национальной памяти Игоря Юхновского был более реалистичным. По рассказам депутатов, Юхновский и компания действительно верили, что в свете скандала по делу Гонгадзе Кучма уйдет в отставку, и законные гарантии безопасности его к этому подтолкнут. Юхновский предлагал предоставить полную неприкосновенность экс-президентам, в том числе и Леониду Кучме. Без каких-либо условий или ограничений.

Но такие подачки оппозиции тогда Леониду Даниловичу оказались не нужны, и сами пропрезидентские фракции голосовали за его отклонение. Ну не было тогда у Президента желания идти в отставку… К тому же, в то время никто не мог дать гарантию, что КС не отменил бы иммунитет для бывшего президента. По крайней мере, о неконституционности таких норм говорили многие юристы.

Сейчас Терехин оценивает свой проект о неприкосновенности Кучмы как анекдот, и ставит его в один ряд с такими чудными законопроектами, как о сале или яйцах. «Тогда было несколько подобных законопроектов. Один из них – Игоря Юхновского. Это меня очень удивило. Ответил он мне тогда по-философски – «Слушай, мальчик, давай все-таки Кучму отпустим, чтобы он больше не мешал развитию Украины», — рассказал «Главкому» о тех временах Терехин.

Вторую попытку обеспечить Леониду Кучме послепрезидентскую неприкосновенность предприняли в 2003 году. Автором очередного законопроекта о гарантиях экс-президентам был тогда еще малоизвестных нардеп из Одессы Сергей Кивалов. В своем документе будущий глава ЦИК и «герой» Оранжевой революции предложил предоставить экс-президенту право налоговой амнистии и полную неприкосновенность. Посадить бывшего главу государства можно было только по процедуре импичмента, то есть, тремя четвертями голосов парламента.

Во каша тогда заварилась! Оппозиционеры, понятное дело, никаких гарантий Кучме давать не хотели. Сейчас это покажется знаковым, но постановление об отклонении киваловского закона тогда зарегистрировал никто иной, как нынешний глава Верховного Суда Василий Онопенко. Вот где впервые он сразился с Сергеем Киваловым.

Сергей Терехин тоже не пропустил возможности подать альтернативный проект стеба с Президента Кучмы.

Но и тогда Леонид Данилович отказался от парламентских подачек. Видимо, верить в проигрыш своего кандидата на выборах он не хотел, а Виктор Федорович и так предоставлял ему всевозможные гарантии. Проект Кивалова 19 февраля 2004 года сняли с рассмотрения, а сам Сергей Васильевич успешно перекочевал в кресло главы ЦИК ковать победу Виктора Януковича.

Вот так Кучма и не получил себе пожизненного иммунитета. Разве ж представлял он себе тогда, в начале 2004-го, что через 7 лет не состоявшийся приемник будет гонять его по прокуратурам чуть ли не каждый день? Сейчас, наверное, вспоминает те дни не злым, тихим словом, и жалеет, что, как его российский коллега, не сумел обеспечить себе спокойную и, главное, свободную пенсию. Может, задумывается и о Казахстане, где Назарбаев прописал иммунитет экс-президента даже в Конституции. Но, слава Богу, Украина – не Россия, и тем более, не Казахстан. Главное, чтобы это сейчас понимал и Янукович.

Текст: Виталий Червоненко

Источник: Главком

  • 224
  • 31.03.2011 07:09

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода