Что будет, если Луценко умрет

Читати цю новину російською мовою
Что будет, если Луценко умрет
Смерть экс-главы украинского МВД откроет новую эпоху в политической истории Украины. Трудно переоценить последствия такого сценария для украинской власти. И это уже не будет Майдан-2004…

Уж насколько циничным делом является украинская политика, но такого в ней еще не было. Пока власть «осваивает» средства, выделенные на подготовку к Евро-2012, выбирает между интеграциями с Европой и Россией и потихоньку готовится к периоду отпусков, а оппозиция с переменным успехом организовывает марши протеста, заунывно жалуется на жизнь и тоже готовится к лету, на наших глазах на больничной койке в прямом смысле этого слова погибает человек. Погибает, по большому счету, только потому, что не так давно он был активным участником политического процесса – и будучи во власти, и пребывая в стане оппозиции, пишет Иван Грач на сайте «Главком».

Впрочем, почему «был»? Если недоброжелатели Луценко, помещая его за решетку, преследовали цель «зачистить» его из украинской политики, то уже сегодня мы можем констатировать: этот план с треском провалился. Своими руками власть подарила Луценко вторую политическую жизнь, создала в его лице мощный фактор, который напрямую влияет на развитие событий в стране и, вне всякого сомнения, еще принесет нынешней элите немало головной боли. Причем утверждать это наверняка можно вне зависимости от того, чем и когда закончится история с пребыванием Юрия Витальевича за решеткой.

А закончиться она, уж извините за цинизм, может по-всякому. Одно дело страшные слова Сергея Власенко: «Юрий Луценко может умереть, и может умереть в самое ближайшее время», – как бы то ни было, но он является политиком, а, значит, лицом заинтересованным, могущим приукрашивать и драматизировать реальную ситуацию. Но другое дело, когда, завидев справку о состоянии его здоровья или услышав новости о его дальнейшем ухудшении, хмурят лбы реально практикующие врачи…

Только наивный может считать, что «случайно» забытая кем-то на столике в холле больницы скорой помощи справка с диагнозом Луценко – это оплошность кого-то из ее сотрудников. «Засветив» букет болезней и степень тяжести состояния своего пациента, врачи просто-напросто сняли с себя ответственность за возможную «отмазку» прокуратуры в случае, если случится непоправимое: мол, мы его «на больничку» привезли так, на всякий случай, здоровым, как огурчик, а это доктора его там «залечили». И, с присущим нынешней власти цинизмом добавить: зато после реализации инициированной Президентом Виктором Януковичем реформы системы здравоохранения подобные прецеденты станут принципиально невозможными…

Сегодня экс-глава МВД, лежащий на больничной койке, загнал власть в ситуацию цугцванга, при которой любое действие власть предержащих обернется для них ухудшением их положения. Фактор Луценко, как уже было сказано выше, сыграет в любом случае. И, как бы цинично (уж извините за злоупотребление этим словом) это ни звучало, сегодня мы можем даже в общих чертах смоделировать, к каким последствиям для власти, оппозиции и Украины в целом приведет каждый из возможных вариантов развития событий вокруг Юрия Витальевича.

Если Луценко выпустят

Сбрасывать со счетов возможность скорого выхода Юрия Луценко на свободу отнюдь не стоит. Прежде всего, власть панически пугает возможная смерть экс-главы МВД в ее «застенках», и, чтобы застраховаться от такого развития событий, она пойдет даже на потерю лица. С другой стороны, освобождение из-под стражи некоторых некогда высокопоставленных узников (от Евгения Корнийчука и Георгия Филипчука до Дениса Комарницкого) создает впечатления наступления в Украине своеобразной «оттепели», и возможный выход на свободу Луценко провластные комментаторы вполне смогут представить в качестве органичной части этой тенденции.

На первый взгляд, принципиально важным для политического будущего Юрия Луценко, пребывающего на свободе, является то, оставит ли ему власть возможность участвовать в выборах или, «впаяв» под избирательную кампанию условный срок, оставит его за бортом парламента следующего созыва.

Однако на самом деле важность этого фактора, на наш взгляд, сильно преувеличивается. Во-первых, политическая игра Луценко, в любом случае, не направлена на 2012 год (хотя бы в силу отсутствия у него структурированной, реально готовой к участию в выборах структуры), и непопадание в парламент не должно бы особо расстроить Юрия Витальевича. Тем более, что лучше быть первым на селе (лидерство Луценко во внепарламентском сегменте оппозиции не будет подлежать обсуждению), чем далеко не вторым в парламенте …

Во-вторых, мы все прекрасно осведомлены о превратностях украинской правовой и политической систем. В нашей истории уже были прецеденты «странных» судебных решений, отменяющих судимости известных политиков, задним числом закрывающих возбужденные против них уголовные дела и другими способами дающиx им путевку в жизнь. Политическая конъюнктура в Украине меняется подчас чуть ли не еженедельно, посему и невозможность Луценко принимать участие в выборах должна будет рассматриваться нами как явление чисто временное. Пара чашек чаю, выпитая с нужными людьми, один звонок чуткому судье – и вот уже Луценко сравнивается в праве быть избранным с остальными гражданами Украины… И не беда, если Луценко не сможет избраться в 2012 году: благодаря мажоритарной составляющей кампании праздник волеизъявления в нашем государстве на закончится никогда, и заиметь мандат Юрий Витальевич в случае надобности вполне сможет и после окончания «основных» выборов.

Более интересной темой для обсуждения относительно политического будущего Юрия Луценко на самом деле являются не такие чисто формальные моменты, как возможность его участия в любых выборах, а те тектонические сдвиги, которое его возвращение к активной деятельности привнесет на оппозиционный фланг нашего политикума.

Ведь посмотрим правде в глаза: того Луценко, которого мы знали до сих пор, больше нет и не будет. Балагур и весельчак, несерьезный человек, приносящий поллитру коньяка на заседание Кабмина, задирающийся к немецким пограничникам и избивающий Леонида Черновецкого после заседания СНБО после выхода на свободу неизбежно превратится в живое воплощение антинародной природы власти, бесстрашного, волевого мужчину, готового положить на алтарь свободы каждого украинца собственную жизнь.

Признаем: во вновь открывшихся обстоятельствах сравнение Юрия Луценко с любым оппозиционным лидером, наличествующим в украинской политике сейчас, закончится убедительным перевесом Юрия Витальевича. Даже если конкуренцию на этом поле ему будет составлять Юлия Тимошенко – особенно в связи с разрушительными процессами, происходящими в ее политсиле и идейным кризисом в ее голове и головах ее советчиков. Ведь когда главными методами оппозиционной деятельности человека, называющего себя лидером украинской оппозиции, становятся посты в «Твиттере», насмешки над фамилией следователя по своему делу или анонимная публикация видео собственной пробежки, то это уже, право, не смешно…

Так или иначе, до последнего времени вопрос о рейтинге Юрия Луценко даже не включали в свои опросники «большие» социологические центры Украины. Однако выход Юрия Витальевича на свободу даст ему все возможности для нового старта политической карьеры. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Если Луценко не станет

Искренне желая Юрию Луценко доброго здравия, мы, тем не менее, вынуждены констатировать: смерть Юрия Витальевича откроет новую эпоху в политической истории Украины.

Отбросив в сторону лишние условности, скажем прямо: в этом случае мы будем иметь дело с циничным убийством политика-конкурента в исполнении власти как таковой. Луценко попал за решетку по обвинению в растрате средств, в тысячи раз меньших, чем тратят на поддержку своих лоббистских проектов иные члены правительства. Финансовая помощь, которую получил от государства водитель Луценко, несравнимо меньшая, чем суммы, которые тратит на содержание целого двора своей прислуги Раиса Богатырева. Насколько об этом можно судить из сообщений СМИ, в вину Луценко вменяют непризнание собственной вины, что, вообще-то, является абсурдом в любой стране мира, в которой людей судят не по канонам шариата. Дело Луценко шито белыми нитками, и иначе, чем, опять-таки, убийством конкурента, назвать его трагический исход будет очень сложно.

Трудно переоценить последствия такого сценария для украинской власти. Убийство человека, уже давно превратившегося в ключевого медиа-персонажа отечественного политикума, – в общем-то, не всеми любимого, но всем известного – способно дать уничижительную моральную оценку действующей власти даже в глазах тех, кто никогда не мог назвать себя преданным сторонником Луценко. Несомненно, мнящие себя гениальными технологи Партии регионов попробуют реализовать медиа-план нейтрализации негативных последствий смерти Луценко для своей политсилы. Но любой чечетов, который попытается назвать ее «трагической случайностью» или что там еще можно будет ляпнуть по этому поводу, просто поставит себя и свою партию за пределы христианских и общечеловечеких представлений о морали…

Смерть Луценко фактически от голода – сродни самосожжению безымянного рыночного торговца в Тунисе, приведшего к революции в этой североафриканской стране, – сможет катализировать процессы народного недовольства властью Януковича, тем более, что, по некоторым данным, рейтинги партии власти ныне впору называть «аховыми». И это уже не будет Майдан-2004…

Впрочем, если любое народное недовольство, как втайне надеются власти, еще можно купировать при помощи грамотной медиа-стратегии и верных правоохранителей, то что делать с неизбежной в случае смерти Луценко обструкции Украины и ее лидеров за рубежом, – совершенно непонятно. Пока что Запад тактично умалчивает о своем отношении к уголовному преследованию экс-главы МВД и, что в данном контексте еще более важно, – одному из лидеров Оранжевой революции. В конце концов, открывать дела и избирать меру пресечения для любого человека, пускай он и являлся когда-то власть имущим, – это внутреннее дело конкретного государства. Но вот жизнь человека внутренним делом Украины не назовешь, равно как и его способность эффективно защитить свои права в суде. Последнее очень важно в связи с тем, что на подходе к Европейскому суду по правам человека, по слухам, уже пребывает жалоба Луценко на «слишком слепое» украинское правосудие.

Возможная смерть Юрия Луценко реально сделает Януковича нерукопожимаемым в уважающих себя компаниях мировых лидеров, а для целого ряда сошек поменьше просто закроет двери за западную границу нашего государства…

Разительные перемены принесет смерть Луценко и для украинской оппозиции. Мы уже упоминали о том идейном кризисе, который сейчас испытывают украинские противники власти. Многие эксперты констатируют: для того, чтобы деятельность оппозиции приобрела новое качество, ей нужен импульс, толчок, способный изменить повестку дня и риторику противников власти от размытого недовольства абстрактным режимом к более конкретным формам протеста против власти. При всем уважении к организаторам митингов против харьковских соглашений или различного рода «дней гнева», они с этой задачей справиться не смогли.

А вот смерть Юрия Луценко, подобно исчезновению Георгия Гонгадзе в 2000-м, выглядит вполне способной катализировать народное недовольство, конвертировать падение рейтингов Януковича и его партии в многотысячные антивластные манифестации на улицах украинских городов…

И в этой связи не лишним было бы задаться вопросом: кто может больше всего «подняться» на таком развитии событий? Поскольку политсила Юрия Луценко – «Народная самооборона» — пребывает в полуразложившемся состоянии, с большой долей вероятности, первой в очереди «примазавшихся» к идейному наследию Юрия Витальевича окажется «Батькивщина» и Юлия Тимошенко. Поэтому, как бы цинично это ни звучало, но Луценко, вполне возможно, стоило бы опасаться своих ближайших друзей и партнеров по оппозиционной деятельности…

Источник: Власти.нет

  • 34
  • 21.05.2011 21:01

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода