Когда Украина выйдет из кризиса

Читати цю новину російською мовою
Когда Украина выйдет из кризиса
Слава Рабинович – о том, когда ждать улучшений, и чем украинский кризис отличается от того, что происходит в российской экономике

В американских колледжах, на экономических факультетах, во время одной из первых лекций, посвященных рынку акций, студентам обязательно рассказывают о «процентной уловке», заключающейся в арифметике уровня средней школы. И не зря. Потому что даже многие профессиональные инвесторы в «наших краях» плохо о ней помнят.

Заключается она в том, что если курс какой-то акции вначале падает на 50%, а затем растет на 50%, то, в конце этого пути стоимость акции составляет всего лишь 75% от первоначальной, а не 100%.
Несмотря на то, что на рынке акций случаются взлеты и падения по многу раз в день, студентам этой простой формулой как бы дают понять то, что также всегда следует иметь в виду и макроэкономистам: путь вниз бывает стремительным и бездонным, а вот путь наверх всегда занимает как минимум вдвое больше усилий и, главное, времени.

Вы можете увидеть немало стран, которые за год, вследствие кризисов и войн, теряли и 20%, и 30%, и даже 50% своего ВВП. Но вы практически не найдете стран, которые бы «росли обратно» больше, чем на 10-12% в год в лучшие периоды подъема

Например, долларовый индекс российского фондового рынка РТС достиг своего рекордного значения примерно в 2500 пунктов в мае 2008 года. Сейчас, почти через семь лет, он колеблется на уровне 800-900 пунктов. Он потерял примерно 66%. Но чтобы ему достичь уровня своего прежнего рекорда, фондовый рынок должен подняться почти на 200%! Такова эта простейшая арифметика, определяющая экономику инвесторов в акции.

Взглянув на мировую экономическую статистику по 130 странам на сайте МВФ, вы можете увидеть немало стран, которые за год, вследствие кризисов и войн, теряли и 20%, и 30%, и даже 50% своего ВВП. Но вы практически не найдете стран, которые бы «росли обратно» больше, чем на 10-12% в год в лучшие периоды подъема.

Обычно население почти не осознает этого правила на психологическом уровне. Современное общество потребителей, которым является и Россия, и Украина, после четверти века жизни при капитализме, хочет жить здесь и сейчас, и все лучше и лучше! И у людей с трудом укладывается в голове, что рецессия или экономический спад могут длиться не год-полтора, а три-пять лет со все снижающимся и снижающимся уровнем жизни населения.

У современного человека вообще плохо помещается в сознании, что, чисто математически, после года спада, даже за два года роста часто бывает невозможным восстановить прежний уровень и образ их жизни.

Думаю, что если бы поколению сегодняшних относительно молодых украинцев сообщили 24 года назад, в 1991 году, сразу же после обретения Украиной независимости, что следующие 10 (!) лет они будут жить при падающей вниз экономике (а ВВП Украины падал с 1991 по 1999 год включительно, и только в 2000-м начался экономический рост), то они устроили бы всенародный Майдан тогда же! Но, как мы помним, Майдана в 90-х в Украине не произошло, потому что каждый год вселял надежду на то, что «в следующем году уже будет лучше», ведь «хуже быть уже не может!». И лишь это позволяло «держаться».

Если бы поколению сегодняшних относительно молодых украинцев сообщили 24 года назад, в 1991 году, сразу же после обретения Украиной независимости, что следующие 10 (!) лет они будут жить при падающей вниз экономике (а ВВП Украины падал с 1991 по 1999 год включительно, и только в 2000-м начался экономический рост), то они устроили бы всенародный Майдан тогда же

Для того, чтобы более-менее точно ответить на вопрос «Когда Украина достигнет своего уровня жизни в последний довоенный 2013-й год?», следует сначала понять, с какой точки мы будем вести отсчет? То есть, как говорят экономисты, когда мы достигнем «дна» экономического спада.

Как хорошо известно всем – «дно» еще не найдено.

Чтобы не углубляться в дебри и противоречия украинской экономической статистики за последний год (а экономическая статистика любой страны перестает быть точной, когда инфляция достигает двузначных цифр, а девальвация трехзначных) – предлагаем взглянуть на сложившуюся экономическую картину в Украине со стороны «долларовой статистики» ВВП страны. То есть, увидеть ее такой, какой ее видят инвесторы со всего мира на сайте МВФ.

ВВП Украины за 2013 год составлял около $180 млрд. Из них $75 млрд приходилось на экспорт. Это и есть, собственно, валютная составляющая совокупного национального дохода.

С произошедшей на сегодня трехкратной девальвацией $75 млрд превратились в $60 млрд – экспорт упал вне зависимости от влияния девальвации, а оставшаяся часть гривневого ВВП (внутреннего потребления) сократилась втрое. Таким образом, украинский ВВП в долларовом эквиваленте (как его видит международная статистика) снизился до $105 млрд, то есть не на «официальные минстатовские» 7%, а на жуткие 42% за первый год войны и кризиса!

Предположив, что это и есть конечный пункт падения (хотя все читатели понимают, что украинская экономика еще не нашла «дна» и вряд ли его найдет на фоне продолжающейся гибридной войны в Украине в этом году), то получается, что даже при среднегодовом росте в 5-7% (по-сути, максимально возможном для экономики украинского масштаба, если смотреть на историческую статистику 2000-2013 годов), восстановление к докризисному уровню займет не менее пяти лет.
В отличие от России, которая в 2014 году стала почти полностью «токсичной» как для российского, так и для международного инвестиционного капитала, Украина наоборот, чисто политически, имеет поддержку всего цивилизованного мира

То есть средний уровень доходов и потребления граждан страны вернется к показателям 2013 года не ранее 2020-го. И это не злой прогноз недоброжелателей, а суровая правда и математическая, если хотите, реальность…

Но совсем неверным было бы закончить на этой пессимистической ноте, ни слова не сказав об условиях такого роста.

Первое условие – скорейшая финансовая стабилизация при помощи международных финансовых институтов. Второе условие – перезапуск, восстановление и развитие новой банковской системы. Третье условие – структурные реформы экономики, борьба с коррупцией и демонополизация.

В отличие от России, которая в 2014 году стала почти полностью «токсичной» как для российского, так и для международного инвестиционного капитала, Украина наоборот, чисто политически, имеет поддержку всего цивилизованного мира – и, как результат, благосклонность международных финансовых институтов. Есть широко обсуждаемые факты, а есть факты менее известные. МВФ утвердил программу финансовой помощи Украине в размере $17,5 млрд. Эта программа, вкупе с программой реформ, открыла ларец дополнительного финансирования от международных государственных или квази-государственных кредиторов.

Например, совсем недавно, Европарламент выпустил пресс-релиз, в котором говорится о планах ЕС одолжить Украине 1,8 млрд евро в качестве бридж-кредита для закрытия разрыва по балансу платежей страны. Каков процент? ЕС заимствует эти средства на международном финансовом рынке, используя свой кредитный рейтинг, и потом одолжит эти средства Украине под те же самые проценты. Кроме этого, 25 марта 2015 года министр финансов Украины подписала кредитное соглашение с Канадским Экспортным Агенством на сумму в 200 млн канадских долларов, на период 5 лет, под 1,43% годовых.

Я думаю, что постепенно Украина справится и со вторым, и с третьим условиями. У нее есть высокий шанс, данный революцией и новым политическим мандатом, выданным президенту, правительству и Раде.

А вот насчет России у меня есть большие сомнения, ибо вся страна, с экономической и финансовой точек зрения, несется прямо в бетонную стену. И это движение происходит на фоне того, что РФ стала страной-изгоем политически, экономически и финансово.

Она стала токсичной, и эта токсичность вобьет ее в бетонную стену – с трудно прогнозируемыми последствиями, выходящими далеко за пределы профессиональных экономистов и финансистов. Последует социальная напряженность, которая может привести к социальным взрывам. Что за ними? «Отвал» регионов? Акты сепаратизма? Реакция Москвы? Кровь? Возможность гражданской войны на одной восьмой части суши, нашпигованной ядерным оружием? И почему Россия не движется туда же, куда и Украина – в ЕС? Хотя, мы все знаем, почему, и это вопрос риторический. Но об этом в другой раз…

Источник: forbes.ua

  • 411
  • 02.04.2015 11:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода