Россия. Нажмем на газ — объедем нефть, или Как изменится структура доходов казны

Читати цю новину російською мовою
Россия. Нажмем на газ — объедем нефть, или Как изменится структура доходов казны
Цена на российскую нефть марки Urals впервые с весны прошлого года провалилась до $64 за баррель. Это ниже, чем заложено в бюджете-2009 ($70), но не критично. Хотя в правительстве уже говорят о том, что структура доходов казны изменится.

Цена на российскую нефть марки Urals впервые с весны прошлого года провалилась до $64 за баррель. Это ниже, чем заложено в бюджете-2009 ($70), но не критично. Хотя в правительстве уже говорят о том, что структура доходов казны изменится. К счастью, поддержать бюджет нашего государства могут экспортные цены на природный газ. Несмотря на финансовый кризис, они и не думают снижаться.

Мировой рынок газа работает по своим особым правилам. Там заключаются долгосрочные контракты на годы вперед и резкие колебания просто невозможны. Это не нефть, которая торгуется на бирже и может за один день вдруг упасть на 12,63%, как это произошло в среду. Еще недавно медленная смена цен на газ для нас была минусом. Вспомним хотя бы Украину, которая неохотно и с боями соглашалась повышать стоимость покупки российского газа до уровня мировой. Теперь все наоборот. Нефть дешевеет, а газ нет. Впрочем, и с нефтью никакой катастрофы пока не произошло. Ведь еще в начале 2007 года наше «черное золото» стоило лишь $54 и все вокруг дивились «невероятному росту цен».

Поучительные истории

Давайте вспомним, как изменялись цены на нефть за последние 30 лет. За это время мир пережил как минимум два глубоких «нефтяных кризиса». В кавычках — потому что эта оценка прямо зависит от того, добывает страна нефть или продает.

В конце 1970-х нефть стала быстро дорожать, и уже в начале 1986 года за баррель давали $36. Бензин стал стоить очень дорого, и весь мир в первый раз начал пересаживаться на малолитражки. Затем нефть стала потихоньку дешеветь, пока в 1986 году за какие-то полгода цены не упали с $27 до 11 за баррель. Потребители ликовали, а страны — продавцы нефти не знали, куда деваться. Затем почти так же нефть обвалилась в 1998 году. За 13 месяцев — ровно в 2 раза. И стоила в конце года около $11, иногда доходя даже до $8.

Объяснение спаду цен находили в снижении спроса на нефтепродукты. А снижался он из-за серьезных экономических кризисов. Очень похоже, что именно такой экономический кризис уже в самом разгаре. Так, о снижении потребительских расходов объявили уже почти все страны в Северной Америке и Европе, а Испания, Германия и Италия — даже о снижении промышленного производства. И нефть ведет себя очень похоже. Еще в июле она стоила $147 и уже успела упасть более чем вдвое.

 — Спрос падает — и цена падает. Но если в 1997 году был кризис в Азии, то теперь в «провале» ведущие западные экономики, — отмечает директор по развитию бизнеса ценового агентства Argus Media Михаил Перфилов.

Что теперь будет с бюджетом?

Не секрет, что российский бюджет до сих пор зависит от продажи нефти и газа (см. рисунок). Например, в этом году нефтегазовые доходы бюджета составили 2,135 трлн рублей. Очень внушительная сумма. Так что же, если наша нефть вдвое подешевела, в бюджете образуется дыра в 1,07 трлн рублей? Что по этому поводу думает наше правительство?

 — Бюджет на 2009 год останется сбалансированным при цене нефти $70, — заявил министр финансов Алексей Кудрин.

И даже если из-за замедления американской экономики и глобального падения спроса нефть упадет ниже $70, средства просто начнут поступать из накопленного огромного Резервного фонда. В конце концов, именно для этого он и создавался. Сейчас его размер составляет 8% ВВП, и этих денег в самых плохих условиях хватит года на два. А там, глядишь, и мировой финансовый кризис сойдет на нет.

Теперь же заместитель министра финансов Сергей Шаталов готов бюджет изменить, но не в самое ближайшее время.

 — Экономический рост, цены на нефть будут каким-то образом пересматриваться. Мы пока еще не готовы назвать новые ориентиры. Мы говорим, что, очень может быть, придется их пересматривать, — заявил он.

Впрочем, возможно нефтяные доходы бюджета скоро снова вырастут.

 — Я не разделяю мнение, что цены на нефть долго будут внизу. Она должна стоить где-то $100 и даже $150, — утверждает главный экономист инвесткомпании «Финнам» Осин Александр.

Еще один факт, указывающий на это, — спрос на нефтепродукты в странах Азии, несмотря на кризис, продолжает расти. Это значит — на самом деле в мире сохраняется дефицит нефти. А вот биржевой рынок давно стал инструментом в руках биржевых спекулянтов. Сначала они играли на повышение, и цены на нефть только росли, теперь они накапливают наличные деньги, и нефть упала.

 — Все это кончится тем, что нефтяники снова перейдут на прямые контракты. Нефть станет в меньшей мере биржевым товаром, чем была прежде, — говорит Александр Осин.

Нас спасет природный газ?

Однако не надо забывать, что в доходах от российского экспорта более 16% приходится на поставки газа. А цены на него пока не думают снижаться. Дело в том, что газ очень трудно перевозить от места добычи. Для этого надо либо за миллиарды долларов сооружать сложнейшие газопроводы, либо строить не намного более дешевые терминалы для его сжижения и танкеры-газовозы. Поэтому газ по краткосрочным контрактам почти не поставляется. Договоры с потребителями рассчитаны на десятилетия. Цена на российский газ в Европе как раз в октябре достигла исторического максимума $500 за 1 тыс. куб. м.

Скорее всего, в ближайшие годы доходы от его поставок будут только увеличиваться. Ведь всем странам СНГ он обходится значительно дешевле, но уже через два года цены и у них должны «дорасти» до европейских.

 — В ближайшие годы порядок определения цен на природный газ точно не изменится, — заявил «Известиям» президент — генеральный директор компании GDF Suez (крупнейший покупатель российского газа во Франции) Жерар Местралле во время приема в честь визита российских журналистов.  — Я считаю, что цены на газ останутся стабильно высокими.

Что это означает для нашей страны? Значение экспорта газа резко вырастет, а нефти — сократится. Сергей Шаталов говорит, что доходы от нефти в бюджете скоро снизятся с 33 до 8-10%. И именно стабильно высокие цены на российский газ тогда могут помочь наполнить реальными деньгами все социальные программы и пенсии, не трогая собранный Резервный фонд.

 

Авиабилеты уже дешевеют

В снижении цен на нефть можно найти и хорошие стороны — топливо ведь тоже подешевело. И авиакомпании уже начали снижать цены на билеты. Например, сократился топливный сбор на рейсы из Екатеринбурга на египетские курорты Хургада и Шарм-эль-Шейх в среднем на 24%. Теперь он составляет только $19,5 с каждого пассажира. А на рейсах в Египет из Перми сбор упал на 12,5%, до $25,5.

Также подешевеют билеты из Екатеринбурга и Челябинска в турецкую Анталью — на 19%, до 23,5 евро с человека. Правда, произошло это благодаря снижению цен у египетских и турецких заправщиков. В России же цены на авиакеросин и автомобильный бензин пока и не думают снижаться. Этим уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. Ее руководитель Игорь Артемьев по-обещал возбудить дела против пяти крупнейших российских нефтяных компаний из-за неснижения ими цен на нефтепродукты на внутреннем рынке на фоне существенного падения мировых цен.

Рубль влетает «в копеечку»

Государственная «заначка» — золотовалютные резервы продолжают снижаться уже второй месяц. Совсем недавно 1 августа их объем составлял почти $596 млрд, что явилось абсолютным рекордом. А уже к 10 октября, как сообщил в четверг Центробанк, количество средств в «кубышке» уменьшилось до $530,6 млрд (минус 11%). При этом только за прошлую неделю потери составили $ 25,4 млрд. Такую цену приходится платить за кризис на финансовых рынках. Дабы поддержать курс национальной валюты, которая слабеет из-за вызванного проблемами оттока капитала, ЦБ вынужден проводить валютные интервенции.

Источник: Известия

  • 39
  • 20.10.2008 23:27

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода