Случай с Абхазией и Осетией для РФ — отдельный и уникальный?

Читати цю новину російською мовою
Случай с Абхазией и Осетией для РФ — отдельный и уникальный?
Известный политолог, вице-президент московского Центра политических технологий Алексей Макаркин рассказал, как быть с историческими разногласиями между Россией и Эстонией, почему Россия противится вступлению Украины и Грузии в НАТО и о многом другом, пише

Известный политолог, вице-президент московского Центра политических технологий Алексей Макаркин рассказал, как быть с историческими разногласиями между Россией и Эстонией, почему Россия противится вступлению Украины и Грузии в НАТО и о многом другом, пишет Андрей Бабин.

Алексей Макаркин был приглашен в Таллинн для участия в конференции «90 лет внешней политики и дипломатии Эстонии», на которой выступил с докладом «Интеграция Эстонии в НАТО и российское общественное мнение». После конференции Макаркин дал интервью Postimees.

Какое место занимает Эстония во внешней политике России?

После событий вокруг Бронзового солдата Эстония, согласно опросам, возглавляла список недружественных России стран — так ответили 60 процентов респондентов. А уже этой весной только 5 процентов россиян назвали Эстонию враждебной страной. Тогда как США и Грузию — по 25 процентов, Украину — 21.

У руководства России отношение к Эстонии сейчас никакое — ни плохое, ни хорошее. Другие проблемы надвинулись: взаимоотношения с Западом после войны в Грузии, экономический кризис…

Судя по заявлениям эстонских политиков, осуждающих Россию за ее действия в Грузии, не похоже, что и у Эстонии к России отношение никакое.

Россия относится к этим заявлениям как к неизбежности. И потом, некоторые российские политики тоже позволяют себе не слишком дружественные высказывания. Россия не рассматривает Эстонию как врага. Даже ее вступление в НАТО она восприняла спокойно. Хотя и выразила свое негативное к этому отношение, но кулаком по столу не стучала: внутренне была готова к тому, что балтийские страны станут частью Запада.

Спокойному отношению способствовало и создание совета НАТО-РФ, обещавшее новый уровень взаимного доверия. Правда, этот орган дискредитировал себя в глазах России. Особенно после того, как она настаивала на созыве совета в связи с войной в Грузии, но он так и не собрался.

Тем не менее, Россия победила в этой войне?

Победила и показала миру, что способна решительно защищать своих граждан. С чего все началось? С гибели российских миротворцев, атакованных грузинами. Ни одна страна не оставила бы это без реакции. Исходя из своих возможностей и обстоятельств.

Однако Запад обвинил Россию в агрессии. Эстонская политэлита тоже.

Эта позиция изменилась. Западные политики по-прежнему настаивают на непропорциональном ответе России, но уже признают, что агрессором была Грузия. Западную аудиторию можно понять: конечно, всегда сочувствуют маленьким. Но там есть еще и Осетия. А она в западном информационном пространстве как самостоятельный фактор вообще отсутствует. А если и упоминается, то как чуть ли не агент России. Хорошо, а чьим агентом она была 90 лет назад?

Эстония каждый год широко празднует годовщину своей независимости, провозглашенной в 1918 году. Но и Осетия в том же году провозгласила свою независимость. А кто об этом вспоминает сегодня, кроме самих осетин?

Взаимоотношения осетин и грузин имеют давнюю и сложную историю, в которой есть своя правда у обеих сторон. Запад сочувствует Грузии, противостоящей притязаниям бывшей советской империи, но для осетин Грузия такая же империя, и еще большой вопрос, кто от какой империи пострадал больше.

Эстония, однако, в этом конфликте однозначно поддержала Грузию. В то же время выступила за независимость Косово.

Политика — грязное дело, сплошь и рядом двойные стандарты. Редко какой политик ставит моральные принципы выше политических интересов. В этом его отличие от добросовестного политолога, который анализирует аргументы всех сторон.

Россия не ограничилась военной победой, а пошла дальше — признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

России нужен был некий акт, фиксирующий победу. Захват Тбилиси? Этот вариант руководством РФ даже не рассматривался, поскольку означал бы катастрофу для взаимоотношений с Западом. Оставить войска в некоторых районах Грузии? Нужен мотив, оправдывающий их присутствие. Таким актом стало признание независимости Абхазии и Южной Осетии. При этом в России нет эйфории. Есть понимание того, что ответ на авантюру Саакашвили был вынужденным и тяжелым решением. Если бы не эта авантюра, Россия бы не признала независимость этих двух территорий.

Те, кто обвинял Россию в агрессии, задавались вопросом: кто следующий? Называлась даже конкретная страна — Украина.

Первого октября Россия продлила Большой договор с Украиной, а значит, подтвердила целостность ее территории. И не стала признавать независимость Приднестровской республики, хотя на этом настаивали горячие головы. Таким образом, случай с Абхазией и Южной Осетией — отдельный и уникальный. Это Сталин лез напролом в достижении своих целей, ломая судьбы людей и целых народов. Нынешняя Россия — совсем другая страна.

Россия категорически против вступления Украины и Грузии в НАТО. Почему?

Мы боимся войны. Вероломного нападения. Синдром 22 июня еще долго будет храниться в нашем сознании. Сегодня это кажется невозможным. А в отдаленной перспективе? Политик должен держать в уме самые невероятные сценарии.

Источник: Newsland

  • 37
  • 01.11.2008 23:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода