ЕС-2009: успеть до Большого взрыва

Читати цю новину російською мовою
ЕС-2009: успеть до Большого взрыва
В минувшем году внутриполитические карты Евросоюзу смешали два драматических события: провал референдума в Ирландии по новому Базовому договору Евросоюза (т.н. Лиссабонский договор), а также усиливающийся конфликт между двумя общинами в Бельгии.

В минувшем году внутриполитические карты Евросоюзу смешали два драматических события: провал референдума в Ирландии по новому Базовому договору Евросоюза (т.н. Лиссабонский договор), а также усиливающийся конфликт между двумя общинами в Бельгии. И тот, и другой факторы явно и недвусмысленно способствуют центробежным процессам внутри Европы. И в 2009 году Евросоюзу придется вновь доказывать свою жизнеспособность.

По общему мнению, Евросоюзу жизненно необходимы реформы, заложенные сначала в тексте проваленной Евроконституции, а теперь – в тексте Лиссабонского договора. Сегодня система управления ЕС донельзя бюрократизирована, при этом многие важные учреждения обладают исключительно совещательным голосом (например, основа любой демократии — парламент), а многие – дублируют друг друга (например, ведомство еврокомиссара иностранных дел и ведомство уполномоченного ЕС по иностранным делам), постоянно вступая друг с другом в конфликты.

Все это, естественно, раздражает европейцев и поглощает огромное количество сил и денег. Но вот парадокс: французы и голландцы голосовали против Евроконституции, а ирландцы – против ратификации Лиссабонского договора… выражая свой протест как раз против бюрократической системы ЕС. Никто не удосужился растолковать им, что простой и ясный, насколько это возможно в юриспруденции, текст обоих документов написан именно для того, чтобы «разгрести» бюрократические завалы Европы.

Неудивительно, что минувшие после провала ирландского референдума полгода европейские лидеры потратили на лихорадочную разъяснительную работу среди четырех миллионов строптивых островитян – а точнее, среди их лидеров. Последние оказались весьма сговорчивыми: выторговав положение о том, что в Еврокомиссии по-прежнему будет представлена каждая страна, сколько бы их ни было в будущем, они милостиво согласились, по существу, на юридическую подтасовку: референдум в Ирландии по принятию Лиссабонского договора будет проведен повторно. Можно предположить, что в случае, если ирландцы провалят его опять – их раз за разом будут призывать на участки для голосования, пока не добьются нужного результата.

Таким образом, в минувшем году был создан неприятный, хотя и достаточно типичный для внутриевропейских отношений прецедент. А именно – в нужное и общее для всех европейцев дело реформирования ЕС был внесен элемент торговли на национальном уровне: сначала за свое «да» Лиссабонскому договору отчаянно торговались поляки, получив, в конце концов, ряд важных преференций; теперь точно так же поступили ирландцы. Что ж, как говорится, торговать – не воевать.

Бельгийские неурядицы несут в себе гораздо большую опасность для Евросоюза, чем ирландское «нет» Лиссабонскому договору. Проблема заключается в возможности создания опаснейшего прецедента, которого история Евросоюза не знала со дня его появления на свет. Бывали случаи, когда европейские государства присоединялись к ЕС «по частям» — к примеру, после «мягкого развода» Чехословакии обе новые страны, Чехия и Словакия, нашли дорогу в Объединенную Европу, а продолжающийся по сей день распад Югославии порождает все новых и новых кандидатов в ЕС. Тем не менее, никогда еще государство-член Евросоюза не распадалось.

А Бельгия в этом отношении вообще – особый случай: одна из шести стран, основавших Евросоюз, да еще и давшая ему столицу, Брюссель. Возможный развал этого маленького королевства на две части, валлонскую и фламандскую, нанесет непоправимый ущерб имиджу единой Европы. Дело осложняется тем, что, в отличие от строптивых ирландцев, которых вроде бы удалось уговорить, посулив им преференции, конфликтующие друг с другом бельгийцы попросту никого не слышат, поглощенные внутренними «разборками».

Будущий год станет для Бельгии решающим: если в стране по итогам выборов удастся создать правительство национального согласия – есть шанс решить все существующие конфликты без распада страны. К счастью, радикально настроенные представители как фламандцев, так и валлонов, постепенно теряют завоеванные ими в минувшие годы позиции уже просто потому, что крикуны могут зажечь толпу, но не могут удержать ее внимание на длительный срок. Если их лозунги не выльются в действия – весь сепаратистский запал с обеих сторон, скорее всего, попросту пропадет.

Тем не менее, как руководство ЕС, так и отдельные страны-члены Евросоюза в данном случае оказываются совершенно беспомощны: весь этот конфликт – внутреннее дело Бельгии, и у соседей нет никаких юридических прав в него вмешиваться. Если бы Лиссабонский договор вступил в силу – таковые предпосылки, в ограниченном объеме, появились бы, однако может так статься, что Европа попросту не успеет предотвратить бельгийское «деление». Конечно, если это все же случится, Евросоюз не перестанет существовать, однако внутри входящих в него стран может усилиться национальный сепаратизм, который приведет к неустойчивости всей европейской политической системы.

Впрочем, не стоит завершать «европрогноз» на столь печальной ноте: необходимо отметить и еще одно событие, ранее в европейской истории не случавшееся – начавшуюся первую совместную военно-морскую операцию ЕС у берегов Сомали. Операция «Аталанта» была разработана и запущена в рекордно короткие сроки даже по меркам НАТО, а уж для руководителей Евросоюза, привыкших спорить до хрипоты по поводу каждой запятой, подобная скорость принятия решения просто фантастична.

Похоже, сомалийским пиратам удалось то, что не удавалось поколениям европейских политиков: сплотить Европу и дать ей возможность почувствовать себя единым целым. Для этого понадобилось всего лишь два фактора: угроза экономическим интересам европейцев и общий враг, не слишком грозный, чтобы его всерьез опасаться, как СССР или исламские террористы, но и не слишком слабый, чтобы от него попросту отмахнуться.

И еще один прогноз, в котором сходятся многие европейские «пророки» — от гадалок до бульварной прессы. В наступившем году адронный коллайдер починят и запустят. И тогда произойдет Большой взрыв, после которого нас всех вряд ли будут интересовать такие мелочи, как финансовый кризис или международный терроризм. Впрочем, к данному прогнозу не следует относиться слишком серьезно: в большинстве стран ЕС действует европейское предписание о том, что ясновидящие и гадалки, предлагающие свой «продукт» доверчивым клиентам, обязаны указывать, что их предсказания служат исключительно для развлечения почтеннейшей публики.

Источник: Росбалт

  • 44
  • 07.01.2009 21:23

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода